Календарно-тематическое планирование 1 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №60

г. Брянск








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Музыка»


Для учеников 1 класса





Составила: учитель музыки

Беленкова Лидия Тихоновна





2016 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного 

образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.  М. :Просвещение, 2011.

2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.  М. : Просвещение, 2011.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская.  М. : Просвещение, 2011.

4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.  М. : Просвещение, 2010.  1электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина.  М. : Просвещение, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

 Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»;

 Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

 Учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год;

 Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

 обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социальногоразвития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

структура курса

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

результаты изучения учебного курса

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческихвозможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение кисторико-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

 наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетическогомногообразия;

 ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы,города, региона и др.);

 овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поисковогохарактера;

 применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

 планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректироватьсвои действия;

 участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

 умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

 развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражениядуховных переживаний человека;

 общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкальногоискусства;

 представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различныхвидах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

 готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организациисодержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современныхэлектронных;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественныхобразов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальнойвыразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров иформ.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнениимузыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражениеобразного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальныеимпровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценированиепесен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различныхискусств.

Учебно-методическое обеспечение

1. Дополнительная литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева.  М. :Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.Шмагина.  М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.  Режимдоступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.  Режим доступа :http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/

urok

5. Технические средства обучения.

1. Музыкальные инструменты.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экспозиционный экран.

6. DVD-проигрыватель.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

Тема

(страницы

учебника)

тип и вид урока

Решаемые проблемы (цель)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные

результаты

(не оцениваются)

1

2

3

4

5

6

7

8

Музыка вокруг нас

1


«И Муза веч­ная со мной!» [1, с. 4-9]* (изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскур­сия в парк)

Как воспринимать музы­ку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о зву­ке, о музыке как виде ис­кусства; развивать устой­чивый интерес к музы­кальным занятиям; про­буждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров

Компози­тор, испол­нитель, слушатель, звуки шу­мовые и музы­кальные

Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкун­чик» (фрагменты); размыш­лять об истоках возникнове­ния музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за му­зыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначени­ем основных учебных при­надлежностей и правилами их использования

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале учебника.

Коммуникативные: адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке

Адекватная моти­вация учебной деятельности. Я - слушатель

2


Хоровод муз

[1,с. 10-11]

(изучение

и закрепление

новых знаний;

урок-игра)

Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характер­ные особенности песен и танцев народов мира

Хор, хоро­вод; «Хо­ра», «Сир-таки»

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные пес­ни; использовать музыкаль­ную речь как способ обще­ния между людьми и переда­чи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой

Регулятивные: преобразовы­вать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Чувство соприча­стности и гордо­сти за культурное наследие своего народа, уважи­тельное отноше­ние к культуре других народов

  • Здесь и далее в тематическом планировании по музыке цифры в квадратных скобках обозначают порядковый номер пособия по списку литературы, размещенному в пояснительной записке, см. с. 3.


1

2

3

4

5

6

7

8

3


Повсюду му­зыка слышна [1,с. 12-13] (закрепление изученного материала; урок-экскур­сия)

Как различать многообра­зие детских песен-попевок? Цель: показать, что жиз­ненные обстоятельства находят отклик в музыке

Песня-счи­талка, пес­ня-марш, колыбель­ная песня, песня-за-кличка

Научатся: сочинять песен-ки-попевки; определять ха­рактер, настроение, жанро­вую основу песен-попевок; принимать участие в элемен­тарной импровизации и ис­полнительской деятельности

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном раз­нообразии

4


Душа музы­ки - мелодия [1,с. 14-15] (обобщение и системати­зация знаний; урок-игра)

Как определить мелодию, опираясь на жанры (пес­ня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произве­дения

Мелодия, песня, та­нец, марш

Научатся: определять ха­рактерные черты жанров му­зыки (на примере произведе­ний «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использо­вать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Продуктивное со­трудничество, об­щение, взаимодей­ствие со сверстни­ками при решении различных творче­ских, музыкаль­ных задач

5


Музыка осе­ни [1, с. 16-17] (изучение нового мате­риала; экс­курсия в парк)

Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастно­сти к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами

Музыка, живопись, литература, характер настрое­ния, дина­мика, на­певность

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на приме­ре произведений П. И. Чай­ковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объ­яснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия — главная мысль музыкального произведения

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: форму­лировать собственное мнение и позицию

Внутренняя пози­ция, эмоциональ­ное развитие, со­переживание

6


Сочини мело­дию [1,с. 18-19] (закреп­ление нового материала; урок-игра)

Как сочинить музыку? Цель: познакомить с ал­горитмом сочинения, ме­лодии

Мелодия, аккомпа­немент, ритм

Научатся: находить (выби­рать) различные способы со­чинения мелодии,использо­вать простейшие навыки им­провизации в музыкальных играх; выделять отдельные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использо­вать общие приемы в решении исполнительских задач.

Мотивация учеб­ной деятельности. Уважение к чувст­вам и настроениям другого человека




1

2

3

4

5

6

7

8






признаки предмета и объе­динять их по общему при­знаку

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать за­труднения, предлагать помощь


7


«Азбука, аз­бука каждо­му нужна...» [1, с. 20-21] (обобщение и системати­зация знаний; урок-путе­шествие в мир песен)

Как песня помогает чело­веку?

Цели: учить слушать пес­ни; установить взаимо­связь уроков в школе с музыкой

Песня, ноты

Научатся: слушать песни, различать части песен; пони­мать истоки музыки и отра­жение различных явлений жизни, в том числе и школь­ной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отноше­ние при восприятии музы­кальных произведений

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществ­лять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участво­вать в коллективном пении, музицировании, в коллектив­ных инсценировках

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, интереса к отдель­ным видам музы­кально-практичес­кой деятельности

8 ,


Музыкальная азбука [1, с. 22-23] (рефлексия и оценивание способа дей­ствия; урок-экскурсия)

Как ты понимаешь слово­сочетание «музыкальная азбука»?

Цели: учить различать понятия звук, нота, мело­дия, ритм; познакомить с элементами нотного письма

Мелодия, аккомпа­немент, ритм, нот­ная запись, звук, нота (различие)

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизи­ровать в пении, игре, пла­стике

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: прояв­лять активность в решении по­знавательных задач

Принятие образа «хорошего учени­ка». Понимание роли музыки в собственной жизни

9


Музыкальные инструменты. Народные инструменты [1, с. 24-25] (изучение но­вого мате­риала; урок-экскурсия)

Какие бывают музыкаль­ные инструменты? Как звучат народные инстру­менты?

Цели: учить различать разные виды инструмен­тов; познакомить с темб­рами русских народных инструментов

Свирель, дудочка, рожок, гусли

Научатся: различать разные виды инструментов; ориен­тироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкально­го фольклора России; нахо­дить сходства и различия в инструментах разных на­родов

Регулятивные: использовать установленные правила в кон­троле способов решения задач. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения учебной задачи. Коммуникативные: обра­щаться за помощью к учите­лю, одноклассникам; форму­лировать свои затруднения

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, интерес к отдель­ным видам музы­кально-практичес­кой деятельности



1

2

3

4

5

6

7

8

10


«Садко». Из русского былинного сказа [1, с. 26-27] (изучение нового мате­риала; урок-сказка)

Что такое опера? О чем поют гусли? Цели: учить определять звучание гуслей; позна­комить с оперой-былиной «Садко»

Гусли, опе­ра, былина. Жанры му­зыки: пес­ни-пляски, песни-ко­лыбельные

Научатся: определять на слух звучание гуслей, на­зывать характерные особен­ности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать соб­ственное мнение и позицию

Формирование уважительного отношения к исто­рии и культуре. Осознание своей этнической при­надлежности

11


Музыкальные инструменты [1, с. 28-29] (решение ча­стных задач; урок-игра)

Какой инструмент изо­бражает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового ин­струмента - флейты? Цель: сопоставить звуча­ние народных инструмен­тов со звучанием профес­сиональных инструментов

Свирель, гусли, ро­жок, арфа, флейта, фортепиа­но, музы­кант-испол­нитель, ор­кестр

Научатся: определять выра­зительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народ­ного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Ло-кшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия; ставить вопросы

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе кол­лективного музи­цирования. Чувст­во сопричастности к культуре своего народа

12


Звучащие картины [1, с. 30-31] (изучение но­вого мате­риала; урок-экскурсия)

Можно ли услышать му­зыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких - про­фессиональная, сочинен­ная композиторами? Цели: расширять художе­ственные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление

Песня, опе­ра, пьеса, флейта, арфа

Научатся: выделять принад­лежность музыки к народной или композиторской, сопос­тавлять и различать части: начало - кульминация - кон­цовка; составлять графиче­ское изображение мелодии

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать про­стое схематическое изобра­жение.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, развитие ассоциа­тивно-образного мышления



1

2

3

4

5

6

7

8

13


Разыграй пес­ню [1, с. 32-33] (закреп­ление изучен­ного мате­риала; урок-игра)

В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нуж­но петь каждую из этих мелодий?

Цели: познакомить с при­емами исполнительского развития в музыке; вы­явить этапы развития сю­жета

Песня, ку­плет, мело­дия

Научатся: выразительно ис­полнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исхо­дя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: форму­лировать собственное мнение и позицию

Этические чувст­ва, доброжелатель­ность и эмоцио­нально-нравствен­ная отзывчивость

14


Пришло Рож­дество, начи­нается торже­ство [1, с. 34-35] (решение частных за­дач; урок-пу­тешествие)

Что общего в рождест­венских песнях разных народов? Какие ты зна­ешь рождественские сказ­ки, песни, стихи? Цель: познакомить с на­родными праздниками, рождественскими песня­ми, духовной жизнью людей

Народные праздники, рождест­венские песни

Научатся: выразительно ис­полнять рождественские пес­ни; различать понятия народ­ные праздники, рождест­венские песни (па. примере песен «Рождество Христо­во», «Ночь тиха над Пале­стиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотно­сить его с музыкальными впе­чатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника

Этические чувст­ва, чувство сопри­частности истории своей Родины и народа

15


Родной обы­чай старины [1, с. 36-37] (повторение и закрепление изученного; урок-игра)

Сочини музыкальные по­желания тем людям, к ко­торым ты идешь в гости. Цель: расширять и углуб­лять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музы­кального фольклора и ком­позиторского творчества

Праздник Рождества Христова; колядки

Научатся: выразительно ис­полнять рождественские ко­лядки.

Приобретут опыт музы­кально-творческой деятель­ности через сочинение, ис­полнение, слушание

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения

Укрепление куль­турной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными тра­дициями семьи и народа



1

2

3

4

5

6

7

8

16


Добрый праздник среди зимы [1, с. 38-39] (обобщение и системати­зация знаний; урок-путе­шествие в мир музы­кального те­атра)

Какому из фрагментов созвучны слова свет, ра­дость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровож­дение к маршу у новогод­ней елки? Изобрази дви­жениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; позна­комить с балетом «Щел­кунчик» П. И. Чайковского

Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де»

Научатся: определять на­строение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижиро­вать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щел­кунчик» П. И. Чайковского)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с по­ставленной задачей и усло­виями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческо­го и исследовательского ха­рактера.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Развитие духов­но-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное со­трудничество со сверстниками при решении музы­кальных и творче­ских задач

Музыка и ты

17


Край, в кото­ром ты жи­вешь [1,с. 42-43] (изучение нового мате­риала; урок-игра)

С каким настроением нуж­но исполнять песни о род­ном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цели: познакомить с пес­ней, выявить этапы разви­тия сюжета; показать кра­соту родной земли в му­зыке, поэзии, живописи

Двухчаст­ная форма, мажорный лад, мажор, повторяю­щиеся ин­тонации

Научатся: различать поня­тия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, опреде­лять, какие чувства возника­ют, когда поешь об Отчизне

Регулятивные: преобразо­вывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от воспри­ятия музыки

Развитие эмоци­онально-открыто­го, позитивно-ува­жительного отно­шения к таким веч­ным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

18


Поэт, худож­ник, компози­тор [1, с. 44-45] (обобще­ние и систе­матизация

Какое время суток изо­бразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими

Картина -художник, стихи -поэт, музы­ка - ком­позитор

Научатся: находить общее в стихотворном, художест­венном и музыкальном пей­заже; понимать, что виды искусства имеют собствен­ные средства выразительно-

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, опреде­ление основного настроения и ха-


1

2

3

4

5

6

7

8



знаний; урок-экскурсия)

звуками нарисовали ком­позиторы пробуждение нового дня? Какое из про­изведений искусства -картина или стихотворе­ние - созвучны этой му­зыке?

Цель:закрепить и обоб­щить знания по теме


сти (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радо­сти» И. Кадомцева)

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

рактера музыкаль­ного произведения

19


Музыка утра [1, с. 46-47] (изучение но­вого мате­риала; урок-игра)

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?

Цели: выявить особенно­сти характера, настроения в каждой из предложен­ных пьес; дать понятие термина контраст

Картина утра, му­зыкальные краски, на­строение в музыке и живопи­си, инто­нация

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ инструментального произве­дения - чувства, характер, настроение (на примере му­зыки П. И. Чайковского «Ут­ренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»)

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к произведе­ниям музыки, ли­тературы, живо­писи

20


Музыка вече­ра [1, с. 48-49] (закрепление изученного материала; урок-концерт)

Какие слова наиболее точно выражают настрое­ние вечернего пейзажа? Передай красками на­строение вечера. О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с по­нятием контраст, рас­ширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в ис­кусстве

Картина вечера, му­зыкальные краски, на­строение в музыке, поэзии, живописи

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ инструментального произве­дения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Ха­чатуряна «Вечерняя сказ­ка»); понимать, как связаны между собой речь разговор­ная и речь музыкальная

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Внутренняя пози­ция, эмоциональ­ная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувст­вам и настроениям другого человека




2

3

4

5

6

7

8

21


Музыкальные портреты [1, с. 50-51] (изучение и закрепление новых знаний; урок-загадка)

Как музыка помогла тебе определить характер ге­роя, его настроение? Ка­кие слова помогут разга­дать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных про­изведений

Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкаль­ный порт­рет

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ на примере музыки С. Про­кофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес

Регулятивные: преобразо­вывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­но-практической деятельности

22


Разыграй сказку. «Баба Яга» - рус­ская народ­ная сказка [1, с. 52-53] (закрепление изученного материала; урок-ролевая игра)

Звучанием каких музы­кальных инструментов можно украсить сказку и игру?

Цели: познакомить с об­разами русского народно­го фольклора и народной игрой «Баба Яга»; нахо­дить характерные инто­нации героев

Игра-драматиза­ция. Обра­зы русско­го фольк­лора

Научатся: выразительно ис­полнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, опреде­лять инструменты, которыми можно украсить сказку и иг­ру; выделять характерные интонационные музыкаль­ные особенности музыкаль­ного сочинения (изобрази­тельные и выразительные)

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные спосо­бы решения задач. Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе кол­лективного музи­цирования

23


У каждого свой музы­кальный ин­струмент [1, с. 4-55] (повторение изученного материала; урок-игра)

Какие инструменты ты услышал?

Цель:учить исполнять песню по ролям, сопро­вождая пение игрой на им­провизированных музы­кальных инструментах

Волынка, дудка, ро­жок, фор­тепиано, солист, ор­кестр

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровож­дение на воображаемых ин­струментах, далее на форте­пиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевально-стью

Регулятивные: применять ус­тановленные правила. Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: разре­шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Продуктивное со­трудничество, об­щение, взаимодей­ствие со сверстни­ками при решении различных творче­ских, музыкаль­ных задач



1

2

3

4

5

6

7

8

24


Музы не мол­чали [1, с. 56-57] (изучение нового мате­риала; урок-историческое путешествие)

Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопережива­ния за судьбу своей стра­ны; сформировать поня­тия солист, хор, оркестр

Родина, ге­рой войны, патриот, солдатская песня, бо­гатырь

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отече­ство, память, подвиг; выра­зительно исполнять песни (на примере музыки А. Бо­родина «Богатырская симфо­ния», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком тру­баче», А. Новикова «Учил Суворов»)

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать на­строение других людей, их эмо­ции от восприятия музыки

Этические чувст­ва, чувство сопри­частности истории своей Родины и на­рода. Понимание значения музыкаль­ного искусства в жизни человека

25


Музыкальные инструменты [1, с. 58-59] (изучение и закрепление новьгх знаний; урок-концерт)

Сколько голосов ты слы­шишь в пьесе? Что изме­нилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?

Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных про­изведений, обобщать, формулировать выводы

Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиа­но, графи­ческий ри­сунок

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чай­ковского, «Менуэта» Л. Мо­царта, «Волынка» И.-С. Баха)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: прояв­лять активность во взаимо­действии, вести диалог, слу­шать собеседника

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства. Оценка результатов собст­венной музыкаль­но-исполнитель­ской деятельности

26


Мамин праздник [1, с. 60-61] (обобщение и системати­зация знаний; урок-концерт)

Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инстру­мент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать му­зыка? Какими движения­ми рук можно исполнить пульс колыбельной?

Песенная, танцеваль­ная, мар­шевая му­зыка. Бу­бен, бара­бан, тре­угольник, ложки

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музы­кальных инструментах, вы­разительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять пер­воначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Этические чувст­ва, уважительное отношение к род­ным: матери, ба­бушке. Положи­тельное отноше­ние к музыкаль­ным занятиям




1

2

3

4

5

6

7

8




Цели: учить анализиро­вать музыкальные сочи­нения, исполнять мело­дию при помощи пласти­ческого интонирования



Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


27


Музыкальные инструменты. У каждого свой музы­кальный ин­струмент [1, с. 62-63] (изучение и закрепление знаний; урок-игра)

Сравни голоса инстру­ментов (лютни и клавеси­на) с голосами уже зна­комых тебе инструмен­тов. Тембр какого совре­менного инструмента на­поминает тебе звуки лют­ни? Что изобразил компо­зитор в музыке? Цель: познакомить с тем­брами, выразительными возможностями музы­кальных инструментов

Лютня, ги­тара, кла­весин, фор­тепиано

Научатся: определять ста­ринные, современные инст­рументы, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукуш­ка» К. Дакена, песни «Тон­кая рябина», вариаций А. Ива­нова-Крамского)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения; при­нимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе кол­лективного музи­цирования

28


«Чудесная лютня» (по алжир­ской сказке). Звучащие картины [1, с. 64-67] (обобщение и системати­зация знаний; урок-путе­шествие)

Какая музыка может по­мочь иностранному гостю лучше узнать твою стра­ну? Назови инструменты, изображенные на картинах. Цель: продолжить зна­комство с музыкальными инструментами

Алжирская сказка, му­зыкальные инструмен­ты: форте­пиано, кла­весин, ги­тара, лютня

Научатся: понимать кон­траст эмоциональных со­стояний и контраст средств музыкальной выразительно­сти, определять по звучаще­му фрагменту и внешнему виду музыкальные инстру­менты (фортепиано, клаве­син, гитара, лютня), назы­вать их

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фикси­ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познаватель­ную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­но-практической деятельности



1

2

3

4

5

6

7

8

29


Музыка в цирке [1, с. 68-69] (обобщение изученного материала; урок-пред­ставление)

Как стучат копыта? Изоб­рази цокот ударами ку­лачков. Подбери слова, которые передают харак­тер звучания пьес. Цели: помочь почувство­вать атмосферу циркового представления; осознать роль и значение музыки в цирке

Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дресси­ровщики, дрессиро­ванные звери; цир­ковая аре­на, галоп

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, пе­редавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Гало­па» и «Колыбельной» И. Ду­наевского, «Клоуны» Д. Ка­балевского, «Мы катаемся на пони»)

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами. Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Эмоциональное отношение к искус­ству. Восприятие музыкального про­изведения, опреде­ление основного настроения и ха­рактера

30


Дом, кото­рый звучит [1, с. 70-71] (изучение и за­крепление но­вых знаний; урок-путе­шествие в му­зыкальный театр)

В каком музыкальном спектакле (в опере или ба­лете) могла бы звучать эта музыка?

Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке пе-сенность, танцевальность, маршевость

Песен- • ность, тан­цеваль­ность, марше­вость; опе­ра, балет, солисты, музыкаль­ный театр

Научатся: определять поня­тия опера, балет, различать в музыке песенность, тан­цевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чай­ковского из балета «Щелкун­чик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Гор­бунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информа­ционно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать соб­ственное мнение и позицию

Развитие духов­но-нравственных и этических чувств, эмоциональной от­зывчивости, про­дуктивное сотруд­ничество со свер­стниками при ре­шении музыкаль­ных и творческих задач

31


Опера-сказка.

[1, с. 72-73]

(закрепление

изученного

материала;

урок-игра)

Что такое опера-сказка? Какое настроение переда­ет музыка? Характер ка­кого героя ты слышишь в этой музыке? Какие персонажи исполняют пе­сенную, танцевальную или маршевую музыку? Цель: учить определять виды музыки

Опера-сказка, балет, со­листы, му­зыкальный театр

Научатся: определять поня­тие опера, выразительно исполнять фрагменты из дет­ских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения

Развитие чувства сопереживания героям музыкаль­ных произведений. Уважение к чувст­вам и настроениям другого человека


1

2

3

4

5

6

7

8

32


«Ничего на свете луч­ше нету...» [1, с. 74-75] (обобщение и системати­зация знаний; урок-концерт)

Исполни понравившиеся тебе песни из этой музы­кальной фантазии. Создай свой собственный рисо­ванный мультфильм. Цель: познакомить с му­зыкой, написанной специ­ально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм

Музыкаль­ная фанта­зия, труба-ДУР

Научатся: выразительно ис­полнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Познавательные: формули­ровать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разре­шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Эмоциональная отзывчивость на яр­кое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собст­венной жизни

33


Афиша.

Программа

[1, с. 76-77]

(обобщение

изученного;

урок-концерт)

Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась луч­ше всего.

Цели: проследить за тем, какие произведения по­любились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры

Афиша, программа, музыкаль­ный спек­такль

Научатся: понимать триедин­ство композитор - исполни­тель — слушатель; осозна­вать, что все события в жиз­ни человека находят свое от­ражение в ярких музыкаль­ных и художественных об­разах

Регулятивные: вносить необ­ходимые дополнения и изме­нения в план и способ дейст­вия в случае расхождения эта­лона, реального действия и ре­зультата.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распреде­лении функций и ролей в со­вместной деятельности; работа в паре, группе

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, развитие ассоциа­тивно-образного мышления. Оцен­ка результатов собственной музы­кально-исполни­тельской деятель­ности