Проект урока музыки для 7 класса «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...









УРОК МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ




Тема четверти: «Музыкальный образ»




Тема урока: «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»




Использованы современные образовательные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология использования игровых методов;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.





ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с контрастными музыкальными образами.


ЗАДАЧИ:

- Сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке;

- Обеспечить углубленное понимание характера рассматриваемых музыкальных образов в ходе осознания средств музыкальной выразительности;

- Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах музыки в процессе анализа Прелюдии №. 4 А. Скрябина;

- Формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов Прелюдии №4 и Этюда № 12 А. Скрябина, произведений А. Скрябина и С. Рахманинова;

- Добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа песни А. Новикова «Дороги»;

- Формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

- Воспитывать музыкальный вкус.


Тип урока: комбинированный.


Методы обучения:

- метод эмоциональной драматургии;

- метод размышления о музыке;

- метод сравнения;

- наглядно-слуховой метод;

- метод перспективы и ретроспективы;

- метод создания композиций;

- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение.

Структура урока:

1. Вход, организация

2. Слушание музыки

3. Распевание

4. Работа над песней

5. Обобщение


НАГЛЯДНОСТЬ И ТСО: портреты А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова, М. Горького, музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.


ХОД УРОКА:

  1. Вход, организация

Вход детей под музыку А. Скрябина «Этюд №12».

  1. Слушание музыки

2.1. Стадия вызова

Учитель: Здравствуйте, ребята! Кто мне сейчас скажет название и назовет автора только что прозвучавшей музыки?

Дети: Этюд А. Скрябина.

Учитель: Правильно. Какой это был образ?

Дети: Страстный, мятежный, патетичный, пламенный, образ борьбы,
порывистый, нетерпеливый.

Учитель: Послушайте и скажите, как движется мелодия? (играю тему - три звена секвенции).

Дети: Вверх.

Учитель: Правильно вверх, все выше и выше, к свету. Какая здесь главная интонация?

Дети: Маршевая, утверждающая.

Учитель: Эта интонация называется кварта.

Учитель: Послушайте, как завершается этюд, какой интонацией?

Прослушивание аудиозаписи.

Дети: Такой же призывной интонацией.

    1. Осмысление

Учитель: А сейчас послушайте фрагмент «Песни о буревестнике» М. Горького и скажите, есть в стихотворении что-то, созвучное музыке А. Скрябина?

Воспроизведение на экране.

«Песня о буревестнике»

Над седой равниной моря

Ветер тучи собирает.

Между тучами и морем

Гордо реет буревестник,

Черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь,

То стрелой взмывая к тучам,

Он кричит, и - тучи слышат

Радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури.

Силу гнева, пламя страсти

И уверенность в победе

Слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей,

Стонут, мечутся над морем

И на дно его готовы

Спрятать ужас свой пред бурей…


Дети: Образ буревестника созвучен образу главного героя «этюда», его смелый крик, образ грядущей бури.

Учитель: А сейчас вы услышите другое произведение А. Скрябина и определите, что чувствует герой.

Прослушивание Прелюдии №4 А. Скрябина.

Дети: Скорбь, страдание, опустошенность, тоску, безысходность, тягость, отчужденность.

Учитель: Молодцы! Это произведение называется «Прелюдия». Заметили ли вы, как начиналась Прелюдия.

Играю первые три такта.

Дети: Одноголосно, сольно.

Учитель: Правильно. Подчеркивая, тем самым, какое состояние героя?

Дети: Одиночество.

Учитель: Какие интонации в мелодии вы слышали?

Дети: Жалобы, плача.

Учитель: Правильно. Это интонация называется секунда. Послушайте и скажите: какой интонацией завершается каждая фраза?

Демонстрирую учащимся концы фраз.

Что объединяет эти интонации, они восходящие или нисходящие?

Дети: Восходящие. Эти фразы заканчиваются интонацией вопроса.

Учитель: Хорошо. Кто мне скажет, в каком ритме звучала мелодия?

Дети: В неровном, остром.

Учитель: На какой жанр опирался композитор?

Дети: На песню.

Учитель: Какое содержание этой песни?

Дети: Жалоба, высказывание.

Учитель: Такое высказывание называют декламацией.

Учитель: Я вам сыграю дальше, а вы мне скажете, продолжит ли звучать этот одинокий голос? (Играю).

Дети: Нет, он прерывается аккордами.

Учитель: На что похоже звучание этих аккордов?

Дети: На траурную поступь, хоральное пение, колокольный звон, как будто вырастает препятствие, стена, аккорды смерти.

Учитель: Молодцы! А сейчас ребята представьте, что каждый из вас является героем этого произведения. Послушайте прелюдию еще раз до конца и скажите, удалось ли вам вырваться из этого состояния печального
оцепенения?

Дети: Нет, но была попытка.

Учитель: Как это выражено в музыке?

Дети: У мелодия появляется аккордовое сопровождение. Затем она стремится вверх, к свету. А завершается все одиноко звучащим голосом и мерными аккордами - траурной поступью.

Учитель: Вывод - человек вынужден примириться со своей судьбой, покориться ей. Вот ведь как, ребята, всего лишь двенадцать тактов, но какое богатое содержание, какая глубокая человеческая трагедия!

Учитель: А сейчас, ребята, послушайте еще одно произведение. Написал его русский композитор, современник А. Скрябина, С. Рахманинов. Это романс «Островок». Послушайте и скажите, есть в нем что-то общее с прелюдией?

Слушание романса в моем исполнении.

Дети: Спокойствие, оцепенение.

Учитель: Хорошо. О чем поется в романсе?

Дети: Об островке, который находится где-то посреди моря. Там царит покой и тишина.

Учитель: Какая музыка светлее - прелюдии или романса и почему?

Дети: Романса. Он в мажоре, потому что это мечта.

Учитель: Правильно, ребята. «Островок» - мечта о нереальном прекрасном мире, образ оцепенения, покоя.

Учитель: Скажите, ребята, где ярче развитие образа - в прелюдии или в романсе?

Дети: В прелюдии.

Учитель: Скажите, ребята, если бы вы могли стать героями этих произведений, то какой образ вы бы предпочли?


Предполагаются разные ответы.

Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному музыкальному образу, знакомому вам.

Исполняю вступление к песне Л. Новикова «Дороги».

Назовите название и автора этой песни.

Дети: «Дороги», композитор А. Новиков.

3. Распевание.

Распеваемся по гамме вверх и вниз закрытым ртом, на гласных «у», «о», «и» в С-dur, Cis-dur, D-dur. Поем первую фразу песни вокализом на гласный «о».

4. Работа над песней.

Учитель: Ребята, на уроке мы познакомились с музыкальными образами борьбы, страдания покоя, а теперь мы обратимся к образу войны, военных дорог - дорог жизни и смерти, замечательно раскрытом в песне Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».

Раздаю партитуры. Повторяем первый куплет. На доске, на основе графической записи мелодии, рисую дорогу, чтобы показать движение мелодии.

«Эх» — долгая дорога, мучительная. На доске записываю ритм первой фразы. Уточняю интонацию в начале первого и второго предложений запева методом сравнительного анализа: м6 — м7. Добиваюсь качественного исполнения кантилены, выразительного интонирования каждой интонации, работаю над воплощением в пении ощущения развития фразы, над выполнением различных динамических оттенков и
штрихов, выразительным исполнением песни, в характере.

Разучиваем 2 и 3-й куплеты. Эмоционально подготавливаю целостное исполнение выученных куплетов песни.

5. Рефлексия.

Учитель: С какими образами мы сегодня познакомились?

Дети: С образами борьбы, оцепенения и мечты, войны.

Учитель: В музыке каких композиторов были воплощены эти образы?

Дети: В музыке А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова.

Учитель: Мы слушали и пели четыре разных произведения. Представьте себе как велико многообразие музыкальных образов в произведениях композиторов разных эпох. Оно столь же многообразно, как и бесконечно разнообразен мир, в котором мы живем.