Образы песен зарубежных композиторов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок музыки "Образы песен зарубежных композиторов"

6 класс

Технологическая карта урока 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Развивающие:

Знакомство с жанром баллады, развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа.

Обучающие:

Получить знания об особенностях музыки песенного жанра.

Воспитывающие:

Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.

Формировать: 
– интерес к песне;

- формирование умения наблюдать за развитием музыки (Личностные результаты); 
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;

- находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
– умение
 оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД); 
– умение выстраивать
логические цепочки рассуждений (Познавательные УУД).

Основные понятия

Песня, бельканто, серенада, баллада

Межпредметные связи

ИЗО, литература

Ресурсы: 

презентация к уроку. 


Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах;


Этапы урока


Деятельность 
учителя


Деятельность 
учеников

I.Орг. момент; Мотивация к учебной деятельности   
  
  
  
  
  
  
  
  

 
  






II. Тема урока, цели, задачи. 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

III.Актуализация знаний   
  
  
  
  
  
  
  
  
      
 






























Здравствуйте, ребята!


Прозвенел звонок для нас, 
Все зашли спокойно в класс 
Все с улыбочкой вздохнем 
Урок музыки начнем. 
  

Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф

(на доске слова В. Семернина

Голос, голос, кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живет…)

Догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Все верно. Мы продолжим разговор о песне, который мы начали на прошлом уроке.
– А девизом нашего урока будут слова: 
 
Знаем. Хотим узнать. Узнали!     (ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ) 


Давайте вспомним, с чего мы начали разговор о песне?

 А что такое бельканто?

Какая страна является родиной бельканто?

О творчестве какого композитора мы говорили на прошлом уроке?

Что такое серенада?

Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой Шуберта и отправимся в путешествие в старинный песни мир.


Ребята, давайте вспомним, какие разновидности песен бывают?

Вы вспомнили многие песенные жанры. А сейчас попробуйте догадаться, о каком жанре идет речь:

В далекой древности так называли танцевальные песни.

В средние века они стали песнями повествовательного характера.

В них нашли отражения народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.

Вероятно, всем нравятся всякие необычные, фантастические истории и смелые, отважные герои.

Все эти характеристики относятся к жанру баллады.

Баллада - это не только песня, но и литературное произведение. Сегодня мы познакомимся и с музыкальной, и с литературной балладой.

Речь пойдет о балладе немецкого композитора И, В, Гете. Его баллада «Лесной царь» написана на основе народных преданий. А музыку на эти стихи сочинил Ф, Шуберт.


На русский язык балладу перевел русский поэт В.А, Жуковский.

Прочитаем балладу «Лесной царь» Гете в переводе Жуковского по ролям (чтение сопровождается иллюстрациями презентации).

Рассмотрите картины (слайд 17)

Какая из них наиболее созвучна музыкальной балладе Шуберта?

- Есть ли пейзажные зарисовки в поэтической балладе и в музыкальной балладе?

Прослушивание музыкального произведения на русском языке.

- Чем отличаются интонации каждого действующего лица?

- А что объединяет эти интонации?


Вокализация интонаций ребенка, отца, царя.


  
  
  
  


Дети отвечают



  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети повторяют вместе девиз урока
  
     
 Ответы детей. 
  



.
 
  

  









Ответы детей.






















Слушание фрагмента баллады Шуберта на немецком языке.















Ответы детей.









Индивидуальная и групповая вокальная работа.

IV. Закрепление учебной деятельности на уроке
    
  
  
       
    






V Рефлексия

Сегодня на уроке мы сравнивали язык трех художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

- Какие средства выразительности каждого вида искусства помогают создать единый драматически напряженный образ?

Домашнее задание:

Прочитать тему в учебнике, ответить на вопросы. Найти информацию о других музыкальных балладах.


Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие произведения Шуберта вам знакомы? Какое впечатление произвела на вас баллада «Лесной царь»?    




  
  


  
 Ответы детей.