Схема-конспект урока 2кл. Музыка в народном стиле по программе Е.Д.Критской

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Пример разработки развёрнутой схемы- конспекта урока во 2 классе, предмет "Музыка." Тема "Музыка в народном стиле" в разделе "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" К уроку прилагается слайд- презентация и аудиоматериал.По программе «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.�...


Схема конспекта урока

Педагог: Кудрявцева Марина Анатольевна

Предмет музыка. Класс второй

Тема урока - «Музыка в народном стиле».

ЦЕЛЬ: Сформировать интерес к общению с композиторской музыкой, написаной в стиле народной.

ЗАДАЧИ:

Информационная: познакомить с произведениями Чайковского из «Детского альбома», написанными в народном стиле.

Слушательская: научить отличать исполнение народной музыки от композиторского произведения.

Творческая: сформировать умение моделировать из знакомых ритмоформул ритмическое сопровождение к русской пляске «Камаринская»

УУД:

- личностные: сформировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;

- регулятивные: научить осознавать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- познавательные: сформировать представление о стиле народная музыка, создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации анализа музыкальных произведений;

- коммуникативные: контролировать свои действия, сопоставлять свои действия с действиями одноклассников; свою речь на уроке; уметь выражать свою точку зрения.


ТИП: Урок закрепления материала.

ВИД: Урок – творчества, размышления.

Оборудование урока: Компьютерная презентация, портрет П.И.Чайковского, аудиозапись: «Детский альбом» П.И Чайковского: «Камаринская», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», фонограмма «Калинка – малинка», видео «Камаринская», карточки русских народных инструментов, карточки штрихов «легато» и «нон легато», самодельные шумовые инструменты, бубен, компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, русский язык, танец, информатика.

Методы и приёмы: метод погружения, эмоционального воздействия, словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический, сравнения и сопоставления, метод организации и осуществления учебно -познавательной деятельности, метод импровизации, метод самоанализа. Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Содержание этапа


Деятельность учителя

Деятельность учеников


1


Организационный момент.


Цель этапа: подготовить обучающихся к учебной деятельности.

Цель учителя: создать условия для эффективной работы на уроке.

Задачи учителя: настроить учащихся для работы в классе. Акцентировать их внимание и слух.

Цель учеников: сконцентрироваться для плодотворной работы.

Задачи учеников: организовать рабочее пространство. Настроится на творческую работу.

Методы: словесный, наглядный; метод стимулирования и мотивации – создание ситуации новизны.





Результат деятельности педагога: определение уровня внимания, активности, восприятия, настрой детей на предстоящее занятие.


-Приветствует детей

-Отмечает отсутствующих в журнале

-Определяет уровень готовности к уроку (наличие тетради, карандашей, ручки)

-Формирует положительный настрой.

-Заинтересовывает предстоящей работой.

-Сообщает тему урока.

- Предлагает на распевках настроиться на народную музыку.


-Определяет проблемную ситуацию: Может ли композитор написать народную музыку?

-Сегодня наш урок – это урок творчества, урок-размышление.

А посвящен он народной и композиторской музыке.

Почему мы их объединили?

-Высказываясь, дети приходят к выводу, что музыку может сочинять и народ и композитор.

- Демонстрирует иллюстрации русских народных инструментов.

-Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.

-Настраиваются на активную творческую работу в классе.

-Выполняют дыхательные упражнения

-Распеваются

-Отвечают на поставленные вопросы.


-Вместе с учителем определяют проблемную ситуацию.

-Делятся своими мыслями о том, кто может написать музыку.

-Уточняют, что музыка живет и развивается по законам жизни.

-Делают вывод: чтобы написать музыку, необязательно быть профессиональным композитором, но необходимо желание и стремление к творчеству.


2


Опрос учащихся по пройденному ранее материалу.




Цель этапа: проверка знаний по ранее изученным темам.

Цель учителя: Контроль качества знаний обучающихся

Задачи учителя: закрепить знания о группах народных музыкальных инструментах, понятиях «наигрыш», «танец» - «пляска».

Цель учеников: Вспомнить и закрепить полученные на прошлых уроках знания о русских народных инструментах, композиторах.

Задача учеников: Продемонстрировать полученные знания. Провести самооценку знаний по ранее изученной теме.

Методы: метод погружения, словесный, наглядный, контроль и самоконтроль, творческая деятельность, метод стимулирования создание ситуации успеха, похвала.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Результат деятельности педагога: определение уровня знания пройденного, настрой детей на восприятие нового материала.


-Определяет проблемную ситуацию:

Отчего зависит название группы инструментов?

-настраивает на групповую работу


- Выслушивает и комментирует ответы.

- Задает наводящие вопросы о знании музыкальных терминов, позволяющих правильно и красиво пропеть мелодию.

- Уточняет интонацию при пропевании «Калинка-малинка».

-демонстрирует портрет Чайковского

-предлагает назвать известные произведения композитора

- Создаёт эмоциональную ситуацию для слушания и исполнения «Камаринской»

- Исправляет ритмические ошибки в исполнении «Камаринская»



-Объясняют связь названия группы инструментов со способом звукоизвлечения.

-работают в группах с карточками

(разделяют инструменты на: мелодические и шумовые; струнные, ударные, клавишные, духовые)


-Дети показывают практические навыки исполнения легато и нон легато

-Анализируют свои ответы и ответы товарищей.

-сочиняют ритмическое сопровождение к «Калинка-малинка» и «Камаринской»

-Называют известные им произведения композитора.-Отвечают на вопросы..

-Производят самооценку знаний.


3







































[pic]


4















Изучение нового материала








































Закрепление учебного материала









Цель этапа: углубление в творчество П.И.Чайковского

Цель учеников:

-Выяснить как композитор может написать музыку в народном стиле.

Задача учеников:

- В своих высказываниях передать эмоциональный отклик на прослушанный и увиденный материал.

-Показать в пластическом интонировании своё восприятие музыкального произведения.

Цель учителя:

-Сформировать знания о музыке русского композитора, связь с народным творчеством.

Задачи:

-Пробудить интерес к изучению русской музыки на основе прослушанных произведений

- Развить эмоциональный отклик на музыку.

- Стимулировать образное мышление.

- Помочь детям выразить свои впечатления от прослушанного и увиденного материала в «пластическом интонировании» и «движении».

Метод изложения нового материала: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), эмоциональное воздействие, наглядный, сравнение, сопоставление, репродуктивный; метод стимулирования – похвала, одобрение.

Технологии:

Информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, танец.



Формы работы: фронтальная, групповая.

Результат деятельности: Сознательное усвоение музыки русского композитора в народном стиле, основанное на сравнении и сопоставлении народной и композиторской музыки.


Цель этапа: проверка полученных знаний.

Цель учеников: Повторение и осмысление основных этапов урока.

Задачи: закрепление полученных знаний.

Обмен впечатлениями с одноклассниками.


Цель учителя:

Проверить качество усвоения нового материала

Задачи учителя:

Подготовить вопросы для закрепления знаний.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный, наглядный, рефлексия, метод стимулирования – похвала, одобрение.


-Подготавливает обучающихся к восприятию нового материала и побуждает к активной работе.

-предлагает сравнить «Камаринскую» Чайковского и р.н.пляску «Камаринская»

-Знакомит учеников с произведениями «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома»

-Напоминает о связи музыки с жизнью, на основе истории создания «Детского альбома».

- Предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде, прослушать музыку.

- Выслушивает впечатления детей.

-Руководит обменом впечатлений.


-Задает вопросы для закрепления знаний по теме.
























- О музыке какого композитора шла сегодня речь?

-Как звучит тема нашего урока?

- Может ли композитор сочинить музыку в народном стиле?

-Что он должен для этого знать?

-Чем владеть?

-Сумели ли мы решить эту проблему-Комментирует ответы, дает оценку.

-Благодарит за правильные ответы


-смотрят видео пляска «Камаринская»


-Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя.

- Используют «Пластическое интонирование» в «Русской песне» (девочки), имитируют игру на гармони в «Мужик на гармонике играет» (мальчики)


(Движения помогают снять усталость и дают эмоциональную разрядку).



-Проводят самооценку.


























-Отвечают на вопросы


-Оценивают ответы друг друга


-Обсуждают выступление товарищей.


-Дискутируют по мере необходимости.

- Рассказывают, что помогло им добиться решения проблемы урока.



5


Задание на дом


Цель этапа: развить желание к самостоятельной работе.

Цель учителя: пробудить интерес детей

к творческой, поисковой работе.

Задачи: помочь детям использовать новые знания при выполнении творческих заданий.

Развить желание применять знания во внеклассной работе.

Цель учеников: Расширить знания о русской народной музыке.

Задачи: - оформить свои знания в виде

Рисунков, рассказов.



-Предлагает поделиться своими знаниями, с родителями, родственниками, друзьями.


-Рекомендует, используя новые знания, создать рисунок или смастерить шумовой музыкальный инструмент.

-Благодарит за работу на уроке.


-Осмысливают домашнее задание.


-Задают вопросы по мере необходимости.