Конспект урока музыки на тему Память о войне в музыке, поэзии, документальной хронике

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока музыки в 3 классе.



Тема урока: «Память о войне в музыке, поэзии, документальной хронике».

Цель урока: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры

Формирование УУД:

Личностные действия:

 1.Формировать чувство гордости за свою Родину, свой народ, историю.

2. Овладение навыками сотрудничества с учителем и одноклассниками.

3.Формирование этических чувств доброжелательности, отзывчивости и сопереживания к чувствам других людей.

Регулятивные действия: 

1.Учить подбирать слова, отражающие содержание музыкального произведения.

2.Учить детей планировать собственную деятельность в процессе работы в группе.

3. Воспитание любви к музыке о Великой Отечественной войне.

4. Учить оценивать результаты деятельности одноклассников.

Познавательные действия:

 1.Учить подбирать стихи и информацию на заданную тему.

2.Формировать интерес занятиям, участвовать в музыкально- творческой деятельности.

3. Расширять представления о музыкальном языке музыки времен Великой Отечественной войны.

Коммуникативные действия: 

  1. Учиться слушать и понимать музыку.

  2. Учиться работать в больших и малых группах.

  3. Учиться слушать выступающих одноклассников.

Оборудование: компьютер, проектор.

Видео документальной военной хроники.

Видео клип «Под небом России»

Минусовка песни «В путь»

Разрезанные на буквы слова: музыке, поэзии, фильмах, симфония

Видео к песни «Священная война»

Презентация к конспекту урока.

Ход урока.

  1. Дети входят под музыку вальса «В городском саду играет, духовой оркестр» и рассаживаются по группам(2 группы исследователей, исполнители, чтецы)

  2. Голос Левитана о начале Великой Отечественной войны.

  3. На фоне документальной хроники о начале войны, чтецы читают стихотворение Степана Щипачева «22 июня 1941 года».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.



Цветок, в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.



Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Каких- то пять минут осталось.



Как - будто бы и не было на свете,

Покоя мирного. Горячий, злой

Сметал, корежил все: фугасок ветер,

Зорю мешая с дымом и землей.



Шли самолеты за звеном звено,

С животным ревом танки шли –и стало-

Над Белорусскою землей темно,

Над Украиной будто не светало.



С трудом всходило солнце над кустами.

В дыму, в пыли, не видя ничего,

А самолеты с желтыми крестами,

Пикировали прямо на него.



Земля тряслась, гудела от метала,

И было больно, тяжко ей,

Но солнце и тогда над нею встало –

Ему сиять, как Родине моей.

  1. Видео с песней «Священная война».

  • Какой характер в песне?

  • В каком жанре написана песня?

  • Кто исполнял?

  • Для чего в первые дни войны появилась эта песня?

Написал ее поэт Василии Лебедев- Кумач и композитор Александр Александров.

  1. Как это было, нам расскажет 1 группа исследователей, остальным группам задание: собрать из букв слова, которые помогут нам определить тему урока.

В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву с военных сборов. В течении месяца они проходили школу рядового бойца: учились кидать гранаты, стрелять, маршировать.

15 июня они сняли гимнастерки и сапоги, т.е. за одну неделю до начала войны.

В первый день после возвращения они узнали, что их добивается по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит непременно зайти.

В комнате музыкального отдела встретились Василий Лебедев- Кумач и Виктор Гусев.

Редактор была женщина прямолинейная. Даже самым известным авторам она могла вернуть песню. Сказав : «Вы умеете лучше!»

Она посмотрела на пришедших и сказала: «Не кажется ли Вам, что атмосфера накалилась и вот- вот начнется война?» Авторы оторопели.( Об этом нельзя было

говорить, небезопасно. Газеты опровергли слухи о возможной войне.)

Редактор продолжала. «Надо думать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой, если завтра война? Считайте наш разговор доверительным. Если удастся в ближайшие дни написать песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ней никто не узнает.»

И Лебедев- Кумач засел за работу. За несколько дней до начала войны была написана песня, а 22 июня поэту оставалось ее подредактировать.

24 июня в газете «Известие» и «Красная Звезда» она была напечатана.

К вечеру того же дня композитор Александр Александров написал музыку, а на следующее утро ее репетировал

Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии, руководителем которого был сам автор.

26 июня ансамбль исполнил эту песню бойцам, уезжавших на фронт. Это было в здании Белорусского вокзала. По просьбе бойцов ее исполняли пять раз.

Воины пронесли эту песню от Москвы до Берлина.

Песню «Священная война» по праву назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Вывод: Вот такую интересную историю нам рассказала 1 группа исследователей.

  • Какое же самое страшное слово вы услышали?

  • А откуда мы узнаем о войне? Из каких видов искусства? Какие у вас получились слова?2, 3 группы исследователей и исполнители? (музыке, поэзии, фильмах)

  • А что не может умереть, пока человек живет? (память)

Давайте определим тему урока.

6.Тема урока: «Память о войне в музыке, поэзии, документальной хронике».

7. Как же уходили бойцы на фронт?

Просмотр видео «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» .

Учитель: Родные не знали, где находится их солдат. Был лишь номер полевой почты.

  • Как это было нам расскажет группа исполнителей. Они приготовили песню «В путь» из художественного фильма «Максим Перепелица».

Песня «В путь» звучит в исполнении вокальной группы, а 1 группа исследователей собирает слово, которое нам подскажет о каком музыкальном жанре пойдет речь дальше?

8. Это музыкальное произведение написал Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

  • Какое слово получилось? О каком музыкальном жанре будем говорить? (симфония)

Она по счету была 7.

Слушание темы нашествия.

  • Какие чувства вызвала музыка? Ваши ощущения.

  • Она несла добро или зло?

  • Как бы вы назвали эту часть?

А в целом композитор назвал ее «Ленинградская» и посвятил ее городу Ленинграду.

  • Почему? Слово 2 группе исследователей.



В условиях блокадной жизни вместе с преподавательским составом и студентами Ленинградской консерватории Шостакович выезжал за город и работал по сооружению оборонительных укреплений. Он жил на казарменном положении в здании консерватории. В качестве бойца противопожарной команды нес дежурство на крышах и чердаках домов, спасая дома от зажигательных бомб.

Отказавшись уехать из родного города, композитор вместе ленинградцами делил все тяготы блокадной жизни.

Наконец после долгих настояний Шостакович вылетел из Ленинграда в Куйбышев, где находился Большой театр, оркестр Всесоюзного радио и другие коллективы. Здесь 27 декабря 1941 года он закончил 7 симфонию. Она была

Однако Шостакович мечтал, чтобы симфония была исполнена в Ленинграде.

Партитуру доставил в Ленинград военный самолет, который вез самое необходимое: хлеб, медикаменты. А еще партитуру 7 симфонии.

Единственный оркестр в тот 1942 год потерял половину состава. Для исполнения симфонии требовался увеличенный состав. Тогда обратились ко всем находящимся в городе музыкантам с призывом явиться в радиокомитет для репетиций в оркестре. Музыкантов даже с фронта отправляли в Ленинград.

9 августа 1942 года белоколонный зал Ленинградской филармонии до отказа заполнила публика, прибывшая с приграничной зоны. Военным частям, охранявшим город, был отдан приказ объявлять воздушную тревогу в самом крайнем случае. Репродукторы всего города были выключены.

Дирижер взмахнул палочкой и зазвучала великая симфония. Ленинградцы разучившиеся за блокаду плакать, плакали. Эта музыка была их клятвой выстоять и победить.

Симфонию транслировали по радио. Немецкие генералы, державшие город в блокаде. Услышав музыку 7 симфонии Шостаковича, они сказали, что если в таких условиях, звучит такая могучая музыка, нам их не победить.

После войны музыка 7 симфонии «Ленинградской» звучала в художественном фильме «Ленинградская симфония».

Наш родной город Воронеж то же испытал на себе нашествие врага. 212 дней и ночей держал оборону.

Линия фронта проходила через весь город: от СХИ до поселка Шилова. Это дало возможность состояться одной из великих битв, битв на Курской дуге.

Уже в начале войны в городе была собрана реактивная установка и начались ее испытания. Участники боев вспоминали о том, как 1 раз увидели эту странную машину. О ней ничего не знали, а спрашивать было нельзя. Управляли ей артилеристы.

(….когда бой был почти проигран, на позиции вышли машины. Бойцы быстро сняли брезент и вступили в бой. Отстрелявшись, машины так же быстро как пришли, так и ушли. Бой был выигран).

Это страшное оружие называли ласковым именем «Катюша». Говорят, что имя своей девушки написал боец на машине.

А еще, за 3 года до начала войны поэт Исаковский и композитор Блантер написали песню «Катюша». Она очень понравилась пограничникам и на разных заставах звучали разные слова. Вариантов текста было боллее100.

А в 1983 году на родине поэта Исаковского был построен памятник песни «Катюша».

Дети исполняют песню «Катюша».

Видео с фрагментом реквиема(Помните…)

Обобщение:

  • О чем говорили на уроке? Какое главное слово звучало постоянно на уроке7 (ПАМЯТЬ)

  • Память в чем? (в сердцах людей)

  • В каких видах искусства? (музыке, поэзии, документальной хронике)

А еще хочу показать вам памятную газету «Комуна» , которая вышла 9 мая 1945 года. Выглядела она так .В 65 годовщину со дня победы, издательство газеты «Комуна» в память отпечатала 1000 экземпляров. В ней мы видим Указ о капитуляции, объявление 9 мая Днем Победы…

В завершении нашего урока хочется пожелать всем мирного неба и никогда не забывать те страшные годы.

Видео- клип «Под небом России» музыка Константина Дерр, слова Александра Токмакова.

www/winsder.dt