Рабочая программа учебного предмета Музыка ( 3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

СОШ № 1948 «Лингвист-М»



Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М»


Семенов В.И..

Приказ № _____

от «___» ___________ 2015г.

Согласовано

на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015г.

Руководитель МС


Рассмотрено на МО учителей начальных классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015г.

Руководитель МО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»

3 класс




Год разработки 2015 г.

Срок реализации программы 2015 – 2016уч. год

Программа рассчитана на 34 часа в 3 классе


Рабочая программа учебного предмета "Музыка" разработана на основе авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка», утвержденная Министерством образования и науки РФ в соответствии с ФГОС НОО.



Программу составила Дощечкина Светлана Юрьевна

Москва 2015

Статус документа

Рабочая программа по музыке создана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству, Приказ МО Российской Федерации 2008 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерные программы начального общего образования: по музыке. Письмо МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» ;

  • Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;

  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

  • Учебного плана ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М» на 2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Программа по предмету «Музыка» для 3 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. При создании программы авторы программы «Музыка»Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.


Общая характеристика предмета

Общая характеристика учебного предмета:

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе начального общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе на «Музыкальное искусство» в 3 классе по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

В данной рабочей программе планирование рассчитано на 34 часа в год


Новизна данной программы

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Особенность организации учебного процесса по предмету заключается в большом внимании к игровой и творческой работе учащихся, позволяющей сформировать у учащихся яркие, эмоционального окрашенные образы различных музыкальных эпох.

Предполагаемые формы контроля: музыкальные викторины, опросы, проверочные работы по основополагающим темам.


Межпредметные связи.

  • Слушание музыкальных произведений с последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых на уроках литературного чтения.

  • При изучении русского народного музыкального творчества используются знания учащихся по изобразительному искусству.

  • Введение в уроки музыки движений под музыку предполагает использование умений, навыков, получаемых на уроках физкультуры и ритмики.


Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих

целей и задач:

Цели обучения

формированиеоснов музыкальной культуры;

развитиеинтереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение  умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет цельюформирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение. Размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам, работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической) , учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании .


Требования к усвоению знаний для третьего класса:


К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  •  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм


Требования к результатам освоения учебного курса учащимися:

Результатами освоения программы «Музыка» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.


Формы, средства, методы, используемые для реализации программы:

Формы: урок-сказка, урок-концерт, урок-путешествие и т.д.


Средства: технические средства обучения, средства массовой информации, домашняя фонотека, музыкальные и шумовые инструменты, самодельные музыкальные инструменты, ИКТ.


Методы: словесные, наглядные, наглядно-слуховые, практические, метод «забегания вперед и возвращения к пройденному материалу», метод обобщения, проблемно-поисковый метод, метод эмоционального воздействия, метод стимулирования, метод сравнения.


Формы контроля: Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, дидактических игр «Музыкальный ринг», «Угадай мелодию», уроков-викторин, кроссвордов по тематическим материалам.


Критерии оценивания достижений учащихся.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

Отлично

75-90%

Хорошо

50-75%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно


По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

  • Проявление интереса к музыке. Непосредственный эмоциональный отклик на нее.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении. Умением пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности на уроках.

  • Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

  • Работа по карточкам (знание музыкального словаря)

  • Кроссворды

  • Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или выбору учащегося

  • Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

  • «Угадай мелодию» ( фрагментарный калейдоскоп из произведений. звучащих на уроках или достаточно популярных)

  • Применение широкого спектора творческих способностей ребенка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребенком (рисунки, поделки и т.д.)

  • Ведение творческой тетради по музыке

  • Проектная деятельность


Баллы

Уровни усвоения учебного материала


Балл

Слушание музыки

Хоровое пение

1

«5»-отлично

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный


Знание мелодической линии и текста песни

Чистое интонирование и ритмически точное исполнение

Выразительное исполнение


2

«4»-хорошо

Ответ правильный, но неполный

Характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами (1-2) учителя.


Знание мелодической линии и текста пени

В основном чистое интонирование, ритмически правильное

Пение недостаточно выразительное


3

«3»-удовлетворительно

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов.


Допускают отдельный неточности в исполнении мелодии и текста песни

Неуверенно и не вполне точно, иногда фальшивое исполнение.

Есть ритмические неточности

Пение не выразительное


4

«2»-неудовлетворительно

(не рекомендуется))

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Исполнение неуверенное .фальшивое



Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:


1. Программа по музыке для 1-4классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П Сергеева), 2013 г

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.

3. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2012.

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.

5. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (CD)

6.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Список литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969

7. В.П. Россихина «Беседы о классической музыке». Москва, «Просвещение», 2004г.

8. «Музыкальный энциклопедический словарь» Москва, «Просвещение», 2004 г.


Материально-техническое оснащение уроков музыки


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Примерная программа начального общего образования по музыке


Программа по музыке


Хрестоматии с нотным материалом


Сборники песен и хоров


Методические пособия и книги для учителя


Предметные журналы


Учебно-методические комплекты к программе по музыке (учебники, рабочие тетради)


Творческие тетради


Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.


Справочные пособия, энциклопедии

Д



Д


Д



Д


Д


Д


Д



К



К


П



Д/П

Стандарт по музыке,примерная программа авторские программы

2

Печатные пособия


Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д



Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп

Д



Транспарант: Гимн России

Д



Портреты композиторов

Д

Могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях


Дидактический раздаточный материал


Карточки с признаками звучания характера музыки

К

Комплект


Карточки с обозначением выразительных возможностей различный музыкальных средств

К

Комплект


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект


Цифровые образовательные ресурсы


Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д



Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д

Фрагменты исторических источников,

фотографии, анимации, диаграммы.,

иллюстративный материал, аудио_ и видеоматериалы и т.д.


Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

Набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ


Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса с материалом для слушания и исполнения, инструментальное сопровождение песен, аранжированного для учащихся школы


Видеофильмы, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д



Учебно-практическое оборудование


Музыкальные инструменты: фортепиано

Д

Для кабинета и школьного зала


Комплект детских музыкальных инструментов: бубен,треугольник, барабан,народные инструменты (деревянные ложки. трещетки, колотушки и др.)

П



Персональный компьютер

Д

Для учителя


Технические средства обучения




Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер с программным обеспечением

Телевизор

Магнитная доска




Оборудование класса




Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

К


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




Д – демонстрационный материал


К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)


П – комплект. необходимый для практической работы в группах или несколькими учащимися поочередно
































Календарно-тематическое планирование учебного курса «Музыка» 3 класс

(количество часов за год -34, в неделю 1 час )

По программе «Музыка» Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов


Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата

план

3-Д,

3-Е

3-Ж

Дата

факт

3-Д,

3-Е,

3-Ж

Сопровождение/дом задание

Виды контроля

Музыкальный репертуар

Первое полугодие

1 четверть (9часов)

Раздел 1. «Россия-Родина моя»( 5)

1

Мелодия – душа музыки

(6-7)


1

Объяснять понятия: мелодия, симфония. Внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись

01.09.15

01.09.15

03.09.15


Диски, ноты./ Подготовить творческий номер.

устный опрос

П. Чайковский симфония № 4,2 часть

«Все начинается со школьного звонка», В.Суслова

«Моя Россия» Г.Струве

2

Природа и музыка (романс).

Звучащие картины.

(8-11)


1

Объяснять понятия: романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

08.09.15

08.09.15

10.09.15


Портрет композитора, диски . готы./Нарисовать рисунок по теме «Флейта »

устный опрос

«Жаворонок» М.Глинка,

«Благословляю вас леса», П Чайковский, А. сл. Толстого. «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого.

«Романс» Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».

3

Виват, Россия! (кант).

Наша слава – русская держава.

(12-15)

1

Понимать понятия: кант, песенность, маршевость , интонации музыки и речи.

Анализировать и определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш)

Понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. эмоционально Откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике;


15.09.15

15.09.15

17.09.15


Диски, ноты

устный опрос

Канты «Радуйся, Росской земле», «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век.

«Марш Лейб-гвардии Преображенского полка».

-«Солдатушки, бравы ребятушки» стар.солдат.песня.

4

Кантата «Александр Невский».

(16-17))

1

Понимать значение слов: кантата, набат, вступление. Учится размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание. Понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,

22.09.15

22.09.15

24.09.15


Диски, ноты

устный опрос

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»:

хор «Вставайте, люди русские»,

«Песнь об Александре Невском».

5

Опера «Иван Сусанин».

(18-21)

1

Понимать значение слов: опера, хоровая сцена, певец-солист.

Уметь определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Разбираться в названиях изученных произведений и их авторов, названиях изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария .Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


29.09.15

29.09.15

01.10.15


Диски, ноты

устный опрос

Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам.

Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься».

Раздел 2: «День, полный событий» (4)

6

Утро.

(24-25)

Портрет в музыке.

(26)

1

Объяснять понятия: песенность в музыке, повтор, лад, тембр. Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами. Понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. эмоционально откликнуться на музык. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.

06.10.15

06.10.15

08.10.15


Диски, ноты

устный опрос

«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1).

«Утренняя молитва» из

«Детского альбома» П.Чайковского(диск 1,2 класс)

7

В каждой интонации спрятан человек.

(27-29)

1

Объяснять понятия выразительность, изобразительность, контраст.

Уметь определять на слух основные жанры музыки.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, .поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

13.10.15

13.10.15

15.10.15


Диски, ноты

устный опрос

«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А.Барто.

«Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка.

«Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта».

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.

(30-35)

1

Объяснять понятия: мелодия, соло.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.


20.10.15

20.10.15

22.10.15


Диски, ноты

устный опрос

«С няней» , « С куклой»сл. из цикла «Детская» М.П.Мусоргского

«Нянина сказка», « Болезнь куклы», «Новая кукла» «Сказочка» П.И.Чайковского.

«Колыбельная! ЧайковскогоП имайкова А.

9

Вечер. Обобщающий урок по теме раздела


(36-37)

1

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

27.10.15

27.10.15

29.10.15


Диски, ноты

устный опрос

«Заход солнца» Э.Григ, «Вечерняя песня» М.Мусорский.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.




Итого по плану за 1 четверть:

9часов





Вторая четверть (7часов)

Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4ч)

10

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

(40-43)

1

Понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в муз. произведениях.

10.11.15

10.11.15

12.11.15



Диски, ноты

устный опрос

Образ матери в музыке, поэзии, изо. искусстве.

- «Ave,Maria» Ф.Шуберт

- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов

Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей.

11

Древнейшая песнь материнства.

(44-47)

1

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

17.11.15

17.11.15

19.11.15


.Диски. ноты

устный опрос

Образ матери в музыке, поэзии, изо.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной. – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини.-«Снежная песенка»,Д. Львова-Компанейца.

-«Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

(48-51)

1

Определять образный строй музыки с помощю «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

24.11.15

24.11.15

26.11.15


Диски, ноты

устный опрос

«Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»),

«Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок.

«Снежная песенка», Д.Львова – Компанейца.

13

Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир).

(52-53)

1

Понимать: смысл понятий: величание, молитва;

продемонстрировать знания о различных видах музыки;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.


01.12.15

01.12.15

03.12.15


Диски, ноты

устный опрос

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.«Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов

Раздел 4:. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

14

«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.


(56-61)

1

Объяснять понятия: былина, певец-сказитель, гусли.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессио-нального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

08.12.15

08.12.15

10.12.15


Диски, ноты

устный опрос

«Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова.

«Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие).

Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» , Заиграйте, мои гусельки»

«Высота ли, высота»

Н.Римского-Корсакова.

15

Певцы русской старины (Баян. Садко).

(58-59)


1

Объяснять понятия былинный напев, называть изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

15.12.15

15.12.15

17.12.15


Диски, ноты

устный опрос

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Третья песня Леля», «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

16

Певцы русской старины (Лель).

(62-63)

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

Обобщающий урок

(64-67)

1

Объяснять понятия: масленица, хоровод.

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. Узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.


22.12.15

22.12.15

24.12.15




Диски, ноты

устный опрос

Народная и профессиональная музыка.

«Туча со громом сговаривалась» - из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.




Итого за 2 четверть:

Итого за 1 полугодие:

7 часов

16 часов





Второе полугодие

3 четверть (10 ч.)

Раздел 5: «В музыкальном театре» (6ч)






17

Опера «Руслан и Людмила». Фарлаф. Увертюра.

(70-75)

1

Объяснять понятия: Сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.

12.01.16

12.01.16

14.01.16



Диски, ноты

устный опрос

Речитатив и ария Руслана (2 действие),увертюра.

-«Каватина Людмилы» (1 действие).

Сцена Наины и Фарлама. Рондо Фарлама (2 действие).

18

Опера «Орфей и Эвридика».

(76-77)


1

Объяснять понятия: опера, миф, лира.

Знать названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей

19.01.16

19.01.16

21.01.16


Диски, ноты

устный опрос

«Орфей и Эвридика» К.Глюк. «Хор фурий» (2 действие)

«Мелодия» (2 действие).


19

Опера «Снегурочка»

(78-79)

1

Понимать названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.

26.01.16

26.01.16

28.01.16


Диски, ноты

устный опрос

Опера «Снегурочка»

Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (из пролога).

Ария Снегурочки «Люблю и таю» (4 действие).

Шествие и каватина царя Берендея.

«Веснянка» украинская народная песня, обр. А.Луканина.

20

«Океан – море синее».

(84-85)


1

Объяснять понятия: опера, ария, сопрано, шествие, каватина.

Уметь петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией.


02.02.16

02.02.16

04.02.16


Диски, ноты

устный опрос

Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

21

Балет «Спящая красавица».Две феи. сцена на балу.


1

Объяснять понятия: балет, Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных муз.образов; показать определ. уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, муз. памяти и слуха, певческого голоса.

09.02.16

09.02.16

11.02.16


Диски, ноты

устный опрос

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский

Две феи. Сцена на балу.

22

В современных ритмах (мюзиклы).

(90-91)

1

Объяснять понятия: мюзикл, современные интонации, ритм.

Понимать особенности создания мюзикла.

смысл понятий: композитор – исполнитель– слушатель вариационное развитие.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

16.02.16

16.02.16

18.02.16


Диски, ноты

устный опрос

«Звуки музыки», Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной:

«Интродукция».

«Вальс». –

«Кода и финал 1-го действия».

Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбаков.

«Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского.

Раздел 6 :«В концертном зале» (6 ч.)

23

Музыкаль-ное состязание.


(94-95)


Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт . Уметь делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности Продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.


01.03.16

01.03.16

25.02.16


Диски, ноты

устный опрос

«Концерт№1» для ф-но с оркестром (финал)П.Чайковский.

-«Веснянка»укр. н.п. «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. – «Музыкант-турист», Ю.Чичков, слова И. Белякова.


24


Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

(96-99)



Объяснять понятия: деревянно-духовые музыкальные инструменты.

Понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание.


15.03.16

15.03.16

03.03.16


Диски, ноты

устный опрос

Тембровая окраска муз.. инструментов и их выразительные возможности.

«Шутка» И.-С.Бах

«Мелодия» П.Чайковский; «Каприс №24» Н.Паганини. «Петя и волк», симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

25

Музыкальные инструменты (скрипка)

(100-103)



1


(2)

Объяснять понятия: скрипач, виртуоз,

Продемонстрировать увлеченность музыкальными занятиями и творческой деятельностью; узнавать изученные муз. сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,

22.03.16

22.03.16

10.03.16










17.03.16

(3Ж)


Диски, ноты

устный опрос

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении,

«Мелодия», П.Чайковский. -«Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. – «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова.

26

Обобщающий урок за 3 четверть



-________

24.03.16(3ж)




Исполенеие произведений по выбору учащихся




Итого за 3 четверть:

10(11) часов





4 четверть (9 часов)

27

Сюита «Пер Гюнт»

(104-105)

1

Понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

05.04.16

05.04.16

07.04.16


Диски, ноты

устный опрос

Формы построения музыки как обобщенное выражение худ. образа. Развитие музыки – движение. Песенность, танцевальность, маршевость. Э.Григ «Пер Гюнт»:«Утро»,

«В пещере горного короля»;

«Танец Анитры»; Смерть Озе»;

«Песня Сольвейг

28

«Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии.

(106-111)

1

Объяснять понятия: струнно-смычковые инструменты.

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно.

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изо. и в музыке,

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

12.04.16

12.04.16

14.04.16



Диски, ноты

устный опрос

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. «Симфония №3» Бетховен.

«Соната №14» («Лунная»), «К.Элизе»

29


Мир Бетховена

(112-113)






1

Учится обобщать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии муз. жанров и стилей. Композитор- исполнит. – слушатель. Понимать смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.

Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

19.04.16

19.04.16

21.04.16


Диски, ноты

устный опрос

Портрет композитора.


Раздел 7:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ( 5 ч.)


30

«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.

(116-119)






Объяснять понятия: музыкальные иллюстрации, муз. речь. показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.

26.04.16

26.04.16

28.04.16


Диски, ноты / Подготовить творческий номер.

устный опрос

«Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова. - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова.

«Я поймал ритм» «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин.

«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн

31

«Люблю я грусть твоих просторов».


(120-121)


Понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.


03.05.16

03.05.16

05.05.16


Диски, ноты / Нарисовать рисунок по теме «Флейта »

устный опрос

- «Я поймал ритм», Дж. Гершвин, из мюзикла «Безумная девочка», слова А. Гершвина. - «Колыбельная Клары», Дж. Гершвин. Из оперы «Порги и Бесс» (1 действие). - «Чудо музыка», Д.Кабалевский, З.Александровой.

-Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4».(фрагменты)

32

Мир С.С.Прокофьева


(122-123)




Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.


10.05.16

10.05.16

12.05.16


Диски, ноты

устный опрос

С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;

33

Певцы родной природы.

(124-125)



Понимать названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов; узнавать изученные муз.произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

17.05.16

17.05.16

19.05.16


Диски, ноты

устный опрос

Весна. Осень. Тройка», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». - «Снег идет», Г. Свиридов. Из маленькой кантаты «Снег идет», стихи Б. Пастернака


34

Прославим радость на земле

(126-128)




Знать и понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнитель-скую деятельность и корректировать ее.

24.05.16

24.05.16

26.05.16


Диски, ноты

устный опрос

Финал Девятой симфонии Бетховена «Ода к радости

В.Моцарт «Слава солнцу»

Хор «Славься!» из оперы

«Патриотическая песня» М.Глинка.

Кант «Радуйся, Росско земле».

- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.

.




Итого за четверть по плану

Итого за 2 полугодие:

8 часов

18 (19)) часов





Итого за год по плану: 34 часов (35 ч 3 Ж)


Календарно-тематическое планирование составила Дощечкина С.Ю.