Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме Транспорт. Категория обучающихся - незрячие. Вариант - 3.1, 6.1

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект коррекционно-развивающего занятия

по теме "Транспорт"

Учитель-логопед: Плеханова Е.Ю.


Дата проведения:

Класс: 1

Категория обучающихся: незрячие.

Вид программы: 3.1


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление знаний о звуках и буквах;

  • закрепление знаний о составе слова, предложения;

  • закрепление умений и навыков чтения и письма по Брайлю;

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза – звуко-слоговой анализ слова МАШИНА;

  • расширение преставлений по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие осязательных умений при обследовании предмета;

  • развитие навыков работы с грифелем и брайлевским прибором для письма;

  • развитие фонематического слуха;

  • развитие навыка звуко-слогового анализа;

  • развитие навыка словоизменения и словообразования;

  • активизация словаря прилагательных;

  • развитие грамматических форм речи: склонение имен существительных в роде, падеже; анализ предложных конструкций;

  • развитие связной речи через ведение диалога с педагогом, составление предложений с заданным словом;

  • развитие пространственно-временных представлений через понятия «влево-вправо», «ввверх-вниз»;

  • развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений;

  • развитие образного мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • развитие умения внимательно слушать и четко выполнять инструкции педагога;

  • развитие усидчивости, внимательности, желания доводить дело до конца.

Оборудование: колодка-шеститочие со штифтами со шляпками, рельефно-выпуклая картинка «Машина», транспортные средства- маленькие машинки, музыкальная книга про транспорт, прищепки с тарелочкой, массажер «Ёжик», счетные матрешки, объемная по контуру предметная картина «Машина едет в гараж», пластилин.

Предварительная работа: чтение стихотворений про транспорт; отгадывание загадок про транспорт.


Ход занятия

Орг.момент:

  • Сообщение темы занятия

Основная часть:

  1. Звуки и буквы

  • Чем отличаются звуки от букв?

  • Звуки бывают….(гласные, согласные), на письме обозначаются….буквой.

  • Назови буквы, которые мы уже выучили.

  • Вспомнить написание букв на колодке-шеститочие: А, О, У, М, Н, П, К.

  • Выложить буквы на колодке (слева-направо): О, У, М, Н; КОТ; УМ

  • Прочитать слоги и слова: МУКА, АП, ОН.

  • Разделить слово МАШИНА на слоги, назвать первый, второй, третий слоги.


  1. Сегодня мы поговорим о чем? Отгадай загадку:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, ней? Машина

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...

Автобус.

Автобус и машина – это что? Транспорт.


Физминутка.

Стук.

- Появляется крокодил и кусает пальцы рук с называнием транспортных средств;

- Появляется ёжик: массаж рук.


Правая рука:

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком

С другим – поедем на трамвае,

Тихонько песни напевая.

Левая рука:

А с третьим – сядем на такси

Попросим в порт нас отвезти

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете

Садись-ка пятый в самолет

С тобой отправимся в полет.

-упражнения для мышц шеи: гуляем по городу- смотрим на небо, смотрим под ногу, переходим через дорогу и смотрим направо-налево(2 раза);

-упражнения для жевательно-артикуляционных мышц: спускаемся и поднимаемся на ступеньки автобуса – медленно открываем рот и опускаем челюсть, медленно закрываем рот;

- упражнения для щек и губ: пыхтит паровоз- ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ, лодочка качается на волнах: язык вправо-влево, гудит пароход – ТУ-ТУ-ТУ, заводим машину БР-БР-БР.

  • Рассматривание транспорта и описание составляющих транспорта: кабина, кузов, колеса, двери, багажник, фары, руль (развитие тактильных понятий, словаря)

  • Отгадывание загадок про транспорт.(развитие словаря, образного мышления)

  • Упражнение «Скажи ласково» : машина, самолет, кабина, колесо, дверь, стекло, зеркало (словарь прилагательных, мелкая моторика)

  • Упражнение «Звуки транспортных средств»: отгадай какой это транспорт (по звуковой книге)?(развитие фонематического слуха)

  • Упражнение «Посчитай-ка»(согласование существительных в числе и падеже)

  • Упражнение «Что делает машина?»(глагольный словарь).

  • Лабиринт «Машина едет в гараж»: тактильное прохождение лабиринта, выкладывание «дороги» пластилином (влево, вправо, вниз). Словарь: машина, гараж, дорога, поворот.


Заключительная часть.

  • Рефлексия.

-О чем мы говорили на занятии? –

-Что интересного и нового ты узнал?










МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Загадки про транспорт


Машина

Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет Он в момент на месте встанет.


Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из под них клубится пыль.
Это что? … .



Пожарная машина

Полыхает дом. Кошмар!
Укротит она пожар.


Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы.

Скорая помощь

Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу.


И в ясный день, и даже в полночь
Всегда спешит к больным на помощь.
Дорогу ей все уступают
И с уваженьем пропускают.



Полицейская машина


Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу.

Вертолет

Стрекоза гудит большая.
Полетать вас приглашаю!
Кресла мягкие для вас.
И пилоты – высший класс!


В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый ...

Мотоцикл

Это громкая машина
Без руля и без кабины.
В шлеме парень очень смелый,
С ней справляется умело.


Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость - просто чудеса,
А всего два колеса!