2. Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках у детей подготовительной группы с ФФНР, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках у детей подготовительной группы с ФФНР, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии


Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках;

2. Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- расширять и уточнять словарный запас;

- развивать мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать подражательность, мимику.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: карандаши, листы с заданиями, мнемотаблицы со скороговорками, кукла Миша.

Этапы

Ход занятия

1. Организационный момент, развитие мимики, развитие подражательности


Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам расскажу интересную историю. Жил - был на свете невоспитанный мальчик Миша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. Покажите, как ребята рассердились на Мишу? А как Миша расстроился? Мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мишутка решил исправиться. Почистил зубки, причесался (изображаем действие) и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш Мишутка собрался в путь. И вас, ребята, Миша приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Подготовим наши ручки к путешествию, выполним артикуляционные упражнения (появляется герой – игрушка кукла Миша).

2. Пальчиковая гимнастика и артикуляционные упражнения, нормализация мышечного тонуса

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Лошадка». Молодцы, ребята, выполнили зарядку, а теперь давайте потянемся к солнышку высоко- высоко, а теперь сбросили ручки в воду глубоко- глубоко (2 раза).

3. Сообщение темы

Ребята, какие звуки повторяются в словах Миша и Мишутка? Верно, это звуки [ш] и [м’]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик).

- А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язык поднимается к небу, за верхние зубы).

- Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш].

Наш Мишутка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Миша посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Миша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

[pic]

6. Характеристика звука [ш].

Ребята, расскажите Мише все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети проверяют работу голосовых связок тыльной стороной ладошек).

7. Развитие фонематического слуха.


- Наш Мишутка, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у Миши: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Закрепление звука [ш] в чистоговорках.

Идет Миша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.

Шу-шу-шу — я письмо пишу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш- дайте карандаш.

Ош-ош-ош- у меня нож.

Уш-уш-уш- теплый душ.

Иш-иш-иш- у меня малыш.

Ошка-ошка- на окошке кошка.

Ишка-ишка маленькая мышка.

- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.


- Не успел Миша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Миша поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мишутка охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем Мише определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

[pic]

10. Физминутка.

- Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети стоят возле стульчиков, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая и притоптывая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

(повторить 2-3 раза).

11. Закрепление звука [ш] в предложениях.

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш]

[pic]

У Миши новая …

Папа едет на …

Даша нашла …

Маша помогает…


12. Закрепление звука [ш] в скороговорках.

Помог Мишутка лягушонку и пошел дальше. Шел- шел и встретил лошадку. Лошадка гуляла по лужку и тихонько вздыхала: у неё никак не получалось выучить скороговорки. Тогда Миша нарисовал их, и лошадка быстро их запомнила. Вот как Миша нарисовал скороговорки, давайте и мы, ребята, выучим эти скороговорки (сначала вместе хором, затем по цепочке)

[pic] [pic]


15. Итог логопедического занятия.


Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.



1. [pic]

2. [pic]


3. [pic]

1. Тренажер для автоматизации изолированного звука [Ш].

2. Рабочий лист для определения места звука в слове.

3. картинки для составления предложений.

4, 5. Мнемотаблицы со скороговорками для автоматизации звука [Ш].

4. [pic]

5. [pic]