Проект: « Люблю твою, Россия, старину...»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Паспорт проекта / название проекта



« Люблю твою, Россия, старину...»





Руководитель проекта:

учитель-логопед Булганина Н.Н

Вид проекта: творческий


Состав проектной группы: учащиеся начального звена


Срок реализации: 2 месяца




















Актуальность


Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Народная культура -основа национальной культуры, позволяющая на реальных и достигнутых примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: -трудолюбие, милосердие, любовь к природе -родной земле.

Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатство.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Чувство патриотизма по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Но мало воспевать свой край, надо вслушиваться в голос истории, культуры, быт родного края осмысливая её связь с современностью.

Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям русского народа.

Праздник предполагает возможность окунуться в яркий и выразительный мир русской действительности.

Так сценарий позволяет учащимся показать себя в различных ракурсах: игры, конкурсы слов и понятий, пословиц , поговорок, загадок, частушек, небылиц и сценки сказки; позволяет не только познакомиться с особенностями русского быта, края, но и окунуться в народный колорит родного языка.


Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств у учащихся через приобщение к русской национальной культуре.


Задачи проекта:

Обучающие:

  • пробудить интерес к истории и культуре России;

  • знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

  • тренировать детей в отгадывании загадок, запоминании русских народных пословиц, скороговорок, поговорок, закличек, разучивать русские народные игры, формировать активную речь.


Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

  • развивать и обогащать речь детей через знакомство с русским народным творчеством, выраженным в песнях, припевках, частушках, играх;

  • развивать музыкальный слух, чувство ритма и координацию движений;

  • развивать память, мышление, воображение, наблюдательность;


Воспитательные:

  • формировать чувство национального достоинства,гордости;

  • воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции;

  • воспитывать доброжелательные отношения к окружающим, умение согласовывать свои действия с другими детьми;

  • прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.


Этапы проекта:

I.Подготовительный

  • поиск и подбор материала для проведения праздника « Люблю твою, Россия, старину...»;

  • разработка проекта, определение целей и задач;

  • создание развивающей среды для осуществления проекта.


II.Информационный

  • беседа с учащимися о культуре и истории России, о народных традициях;

  • разучивание музыкального репертуара с учащимися (русские народные игры, пословицы, скороговорки, небылицы, песни, частушки и.т.д.).


III.Исследовательский

  • поиск значений устаревших слов и речевых оборотов, встретившихся в подобранном материале;

  • составление сценария праздника;

  • создание эскизов костюмов для выступления на празднике;

  • подготовка праздника. В процессе репетиции осуществлять работу над просодической стороной речи, мимикой и жестами.


IV.Трансляционно-оформительный

  • подбор материала к презентации, составление и редактирование;

  • разучивание стихов и песен;

  • подбор костюмов к празднику и материала оформления сцены.


V.Заключительный

  • анализ выполненной работы.


Оборудование: компьютер, проекционная система, элементы национальных костюмов, оборудование для игр, сценок, раздаточный материал -карточки.


Ресурсы проекта:

  • методическая и художественная литература по русскому народному творчеству;

  • музыкальный центр, гармонь;

  • материал для творчества;

  • костюмы, атрибуты для музыкальных и спортивных развлечений;

  • музыкальные инструменты (ложки).


Предполагаемый результат проекта:

В результате данного проекта были разработаны: сценарий праздника «Люблю твою, Россия, старину...»; подборка скороговорок, частушек, пословиц, загадок, русских народных игр, сценок сказок, песен и.т.д


Предполагаемые навыки и умения учащихся:

  • проявляют интерес к истории и культуре своей Родины;

  • сформирование у детей нравственно-патриотических чувств;

  • сформирование устойчивого интереса к русскому фольклору;

  • знание потешек, считалочек, загадок, скороговорок и использование их в активной речи;

  • совершенствование словарного запаса и умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове; развитие связной речи и коммуникативной функции;

  • умение выразительно читать стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями;

  • умение передачи образов через движения, жесты, голос;

  • становление личности с активной гражданской позицией и с творческим потенциалом, способной к совершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.


Литература


1.Аранова-Пискарёва Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания детей.

2.Богомолова М.И.Интернациональное воспитание дошкольников.Учеб.пособие для студентов пед институтов по специальности «Педагогика и психология».-М.,-2004

3.Кодрынская Л.А. С чего начинается родина? -М.,2003

4.Кодрынская Л.А.Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.М.:ТЦ Сфера 2005

5.Алексеева Т.А.Игры по краеведению.ТЦ Обруч-2003



Ход занятия


Ученик : Читает стихотворение «Видение на холме» отрывок Н.Рубцова.

Россия,Русь-куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою,Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы

И небеса,горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...


Выходят под музыку девушки и парни в русских народных костюмах

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас! А еще пуще

радёханьки ,что вы песни и пляски народные бережёте, слово

русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому

как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в

душе отчий край?

Ведущий

Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями песнями,танцами, костюмами да ремёслами. Вот, за то, что

собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко

всему.

Ученик:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?!

Ведущий:

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Ученик:

Что за диво: посиделки на Руси!

Выйду за околицу посмотрю кругом.

Парни и девчонки водят хоровод.

Девушки и парни исполняют танец «Хоровод».

Ученик:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Ученик:

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

Ведущий:

Гляньте-ка, что за люди там ходят?

Да это же Никодим и Егор!

Давайте послушаем,

О чём они ведут разговор!


Сценка: «Небылицы в лицах».

Егор:

Здорово, Никодим!

Никодим:

Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

Егор: 

А как у вас, Никодим, поживают?

Никодим: 

На босу ногу топор надевают!

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади наши с усами,

Бегают в подполье за мышами!

Егор: 

Да это же кошки!

Никодим: 

Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде, летают везде,

Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"

Егор: 

Да ведь это же вороны!

Никодим: 

Мухомор тебе варёный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток,

Белым пятнышком хвосток.

Егор: 

Да ведь это же зайчишка!

Никодим: 

В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца все звери пугаются,

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

Егор: 

Да ведь это же волк!

Никодим: 

По лбу тебе щёлк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!

Егор: 

Да ведь это же козлище!

Никодим: 

Щелчков тебе тыща!

Наш козёл под корягу ушёл,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит!

Егор: 

Да ведь это же налим!

Никодим: 

Нет, не налим!

Мы про налима так говорим:

Налим Никодим гордится собою,

Налим Никодим носит шубу соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток не понимает!

Ученик:

Гармонь, гармонь!

Гуляет песня звонко

За каждый покачнувшийся плетень,

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка,

Поэзия российский деревень!

Ученик:

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные.

Раздольные русские песни поют.

Исполняется Русская народная песня.

Ведущий:

В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.

Сам весел будешь и других посмешишь,

Смешно-грешно, весело-потешно!

Народная игра «Золотые ворота».

Описание: Дети делятся на 2 группы. Первая группа становится в круг, поднимает руки вверх, как бы образуя ворота. Вторая - взявшись за
руки, цепочкой пробегают под поднятыми вверх руками стоящих
в кругу. Петрушка в это время говорит:

Золотые ворота. Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
Ну, а в третий раз -
Не пропустят вас!

Все пойманные присоединяются к стоящим в кругу. Игра повторяется

Игра: «Пирог».

(Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

(Во время пения, при словах «высокинький»-поднимают руки вверх, «широкинький»-разводят в стороны, «мякошенький»-гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги.Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог».Выигрывает команда , забравшая «пирог»).

Ученик:

Эх, частушка, мелодии кружево,

Ты давно на Руси рождена!

В зимний день ты в деревне завьюженной,

На гулянку девчонок звала.

Ученик:

Баянист, а ну пошире

Ты растягивай меха

Мы частушки бы пропели

Так и рвутся с языка.

Детьми исполняются частушки.

1.Эй, девчата-хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2.Не хотела я плясать

Стояла, стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

3.Мосоловская земля

Урожаем славится,

Это, девушки, не зря,

Каждому здесь нравится.

4.Мосоловские девчата

Красотою славятся

А как песни запоют

Сразу все влюбляются.

5.Подружка моя пляшет без оглядки

Поломала каблуки,

Отдавила пятки.

6.У меня дружочек был,

Звали его Михаил,

Может видели такого?

Рот разинувши ходил.

7.Как у наших у ворот

Разевала баба рот

Разевала баба рот

И кидалась на народ.

8.Не ходите, девки в лес,

Комары кусаются,

А на тех кто краше всех,

Пуще всех бросаются.

9.Ох,довольно,мы напелись,

Дайте смену новую,

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую.

Ведущий:

А сейчас мы узнаем, хорошо ли все знают пословицы?

1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.

2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.

3.Не спеши языком, …/торопись делом/.

4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.

5.Делу – время, …/ потехе – час/.

6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.

7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.

8.Повторенье - …/мать ученья/.

Ведущий:

А сейчас игра народная «Дедушка-сапожник»

/Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами.

-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!

-Погодите, детки, потерял очки.

-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?

-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.

-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?

-Погодите, детки, я очки нашёл!

(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)

Ведущий:

Летела сова – весёлая голова,

Вот она летала-летала и села,

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам поглядела

И опять полетела, да пёрышки обронила,

А пёрышки непростые,

На каждом загадка написана.

Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.

Загадки.

1.В брюхе – баня,

В носу – решето.

На голове – пуговка,

Всего одна рука и та на спине. (Чайник)

2.Никогда не ест,

А только пьёт,

А как зашумит –

Всех приманит. (Самовар)

3.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.(Ложка)

4.Тянется, а не резина,

С клапанами, а не машина,

Песни поёт, а не радио. (Баян)

5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)

6.То толстеет, то худеет

И на весь дом голосит. (Гармошка)

7.Сверху кожа, снизу тоже,

А в середине – пусто. (Барабан)

Ученик:

Э-ге-гей! Честной народ!

Выглянь из своих ворот!

Погляди сюда скорей

И увидишь ложкарей!


Ложкари играют "Во саду ли, в огороде".

Ведущий:
Ой, вы гости наши дорогие,

Предложу я вам сыграть в игру интересную.

Кто скороговорку скажет и не ошибётся,

Тому подарочек от меня зачтётся.

Скороговорки. 

1.У крошки Матрёшки

Пропали серёжки,

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.

Ученик:

Старинных песен много знаем,

Поём их всюду год за годом,

Ведь в них живёт, не угасая

Бессмертная душа народа.

Ученик:

Дружбу верную свою

С гармонистом покажу,

Под весёлую гармонь

Песню нашу пропоём.


Русская народная песня: "Как у наших у ворот"

Ведущий:

Не было собак-и вдруг залаяли.

Поздно ночью-что за чудеса!-

Кто-то едет в поле за сараями.

Раздаются чьи-то голоса...


Входят две подружки

Подружки:

Смех, веселье услыхали-сразу к вам и прибежали.

-Где песни поют, там весело живут?

-Правда, Даниловна?

-Правда, Гавриловна?

Гавриловна:

Неразлучные подружки мы живём в одной избушке.

Избушка на кочке блинами обита, оладьями покрыта.

Даниловна:

Есть ограда кругом-пирожки с творогом.

А еще представим в лицах вам весёлы небелицы!

Гавриловна:

Что Марфуша для Петра наварила, напекла?

92 блина, 2 корыта киселя, 5 пирогов -не нашла едоков.

Даниловна:

Сел комарик на дубочек, на еловый на пенёчек.

Свесил ножки на пенёчек, сунул носик под листочек.

Ведущий:

Очень рады что пришли для нас времечко нашли.

Подружки:

А пришли сюда мы скуку разогнать, мы пришли повеселиться, поиграть, да и сказочку поведать.

Инсценируется русская народная сказка «Лиса и петух.»

Действующие лица: Лиса, Петух, Рассказчик.


Рассказчик:

Только солнышко над лесом

Показалось на вершок.

Спрыгнул петушок с насеста

И,расправив гребешок,

На плетень взлетел высокий,

Начал крыльями махать.

Петушок:

Солнце встало на востоке!

Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Рассказчик:

А тем временем лисица

Вдоль плетня в курятник шла.

Лиса:

Петя, ты моя Жар-птица,

Этой встречи я ждала!

Для меня ты спой, дружочек,

Еще раз «Ку-ка-ре-ку!»

Золотой твой голосочек

Гонит прочь мою тоску.

Рассказчик:

Прокричал петух польщенный

«Ку-ка-ре-ку» десять раз.

А лиса ему смущенно:

Лиса:

Я готова целый час

Слушать, как поёшь ты, Петя,

Песню сладкую свою

О закате и рассвете.

Петух:

Хочешь, я еще спою?

Лиса:

Что ты говоришь, не слышу,

Ты спустился бы ко мне.

Сядь хоть чуточку пониже,

Слаще будет песнь вдвойне!

Петух:

Нет, лиса, домашним птицам

За плетнём нельзя гулять.

Лиса:

Глупый, кто ж лису боится?

Хватит вредность проявлять!

Петух:

Что ты, лисонька, конечно,

Не тебя -других боюсь!

Быть негоже мне беспечным.

Лиса:

Друг сердечный мой, не трусь!

Давеча указ издали-

Всем на свете в мире жить!

Слабых чтоб не обижали...

Так что, Петь, давай дружить!

Петух:

Это хорошо, лисичка,

Вижу, псы сюда бегут.

Раньше бы тебя, сестричка,

В клочья разорвали тут.

А теперь чего бояться?

Лиса:

Все же, Петя, я пойду.

Петух(ехидно)

Ты куда? Могла б остаться!

Лиса (в сторону)

Как бы не попасть в беду!

Петух (смеётся)

Зря бежишь, указ же вышел,

Псы тебя не тронут...

Лиса(обиженно)

да?

Может, про указ не слышал

Пес их главный никогда!

Рассказчик:

В лес лисица побежала,

Позабыв про свой обед.

Ведь она-то точно знала,

Что того указа нет!

Ведущий: 

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Ведущий: 

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Ведущий: 

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: "До свиданья!"

До счастливых новых встреч!