Конспект логопедической НОД тема Звук и буква Р

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

















Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Р»

Тема: звук «Р»




учитель-логопед

Караванова И. А.























Тема: звук «Р»

Цель:

Образовательная:

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразе.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематический слух;

  2. Формировать функции словоизменения;

  3. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

  4. Развивать мимическую мускулатуру;

  5. Закреплять навыки звукобуквенного анализа слова;

  6. Развивать связную речь;

  7. Пополнить словарь словом «кротовина»;

  8. Развивать чувства ритма;

  9. Закреплять умение восстанавливать деформированное предложение.

Воспитательная:

  1. Воспитать интерес к животному.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Оборудование:

Компьютер, игрушка крота, таблица параметров звука, буква «Р», фишки звуков, карточки с буквами слова «крот», предметные картинки с изображением репы, корешков, зерна, червяков, морковкой.

Словарная работа: пополнить словарь словом «Кротовина».

Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», дидактическая игра «Узнай, какой зверь», беседы о кроте.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приёмы: загадывание загадки, вопросы, задания, практические действия, оценка.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед:

-Ты любишь отгадывать загадки?

-Да.

-Если правильно отгадаешь загадку, то узнаешь, у кого мы побываем в гостях.

Загадка:

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю,

Кто найдёт мой длинный ход,

Сразу скажет это …. (крот)

(на компьютере появляется изображение крота)

-Правильно это крот. Расскажи, что ты знаешь про крота.

-Это маленькое дикое животное. Живёт под землёй. Он слепой. Кроты любят жить в огородах.

-Я сейчас произнесу слово, а ты догадайся, какой звук я выделю голосом: кРРРРот.

-Звук «Р».

-Правильно.

  1. Сообщение темы

-Сегодня мы побываем в гостях у крота, и при этом будем следить за правильным произношением звука «Р».

  1. Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.

-Посмотри, сколько на мониторе разных фотографий крота. Давай их рассмотрим.

-Какой здесь крот? (на мониторе появляется изображение с весёлым кротом).

-Покажи весёлого крота.

-А здесь, какой крот?

- Удивлённый.

-Покажи удивлённого крота.

-А здесь, какой крот?

-Грустный.

-Покажи грустного крота.

-Давай развеселим крота, покажем ему, как ты умеешь делать упражнения для языка. Ребёнок показывает артикуляционные упражнения «Чашка», «Барабан», «Весёлый парашютик».

На мониторе появляется изображение весёлого крота.

-Покажи кроту как ты умеешь «заводить моторчик».

-Молодец! Ты хорошо «завёл моторчик». Расскажи кроту, что нужно делать язычку, чтобы правильно сказать звук «Р».

  1. Артикуляторно- акустический образ звука с опорой на таблицу.

Логопед предлагает ребёнку рассказать о звуке «Р».

Губы открыты,

Зубы сближены,

Язык в форме «чашки» и вибрирует,

Воздушная струя тёплая,

Голосовые связки работают, звук звонкий,

Звук согласный твёрдый.

  1. Связь звука с буквой.

Найди букву, которая обозначает звук «Р».

  1. Автоматизация звука в слогах.

-Хочешь поближе познакомиться с кротом? Тогда пойдём к кроту в гости. Педагог с ребёнком подходят к кроту, выглядывающему из кротовины.

-Давай поздороваемся с кротом.

Воспроизведение слоговых рядов.

-Кра – кро – кры,

-Кры – кра – кро,

-Кру – кро – кры.

  1. Автоматизация звука в словах

Игра «С кем живёт крот?»

Вопросы:

-Как ты думаешь, с кем живёт крот? (кротиха, кротята).

-Как ласкового назвать крота? (кротик).

-А если большой крот, то как мы его назовём? (кротище).

-Повтори все слова про крота. (крот, кротик, кротище, кротиха – слова родственники).

  1. Автоматизация звука в тексте.

Логопед предлагает погладить крота и рассказать про него.

Рассказ про крота.

У крота короткая, чёрная, бархатная шёрстка. Крот роет землю широкими передними лапами. Лапы у крота похожи на лопаты. У крота маленькие глазки. Ушки у крота прикрыты плёночкой, чтобы земля не попала в уши.

  1. Звуко-буквенный анализ.

Игра «Собери слово из букв»

Логопед говорит, что крот хочет поиграть и предлагает собрать из букв слово, выложив буквы, по порядку начиная с самой большой. Ребёнок выкладывает слово «КРОТ», читает получившееся слово.

Затем ребёнок выкладывает слово звуковыми фишками.

-Сколько согласных твёрдых звуков?

-Сколько гласных?

-Сколько согласных мягких?

-Сколько слогов?

  1. Восстановление и анализ деформированного предложения.

-Я придумала предложение, но оно некрасиво звучит. Исправь его.

КРОТ, ОГОРОД, В, ПОШЁЛ. (КРОТ ПОШЁЛ В ОГОРОД).

-Посчитай, сколько слов в предложении?

-Назови первое слово;

-Назови второе слово;

-Назови третье слово;

-Назови четвёртое слово.

  1. Знакомство с новым словом, развитие чувства ритма.

Логопед:

-Где живут кроты, там много земляных горок. Эти горки называются – кротовины. Повтори это слово. А если будет одна земляная горка, то мы как скажем? (кротовина). Крот ползёт под землёй и роет землю, отгребая, ее вбок и назад (покажи, как роет крот землю). А когда наберётся много земли, то крот выбрасывает её наверх – получается кротовина.

-На нашем огороде тоже есть кротовины. Посчитай их (четыре).

-Какие кротовины? (одна кротовина высокая, три маленькие).

-Прохлопай кротовины (О-о-о-о).

  1. Развитие фонематического восприятия, употребление в речи существительных в творительном падеже.

Игра «Накорми крота»

-Посмотри на картинки, выбери слова со звуком «Р» и «Рь» и тогда ты узнаешь, чем питается крот. (червяки, морковка, зерно, репа). Ребёнок выстраивает фразы: «Я накормлю крота зерном.», «Я накормлю крота репой.» ….. .

  1. Автоматизация звука в чистоговорках.

Я знаю короткие стихи про крота, послушай их.

Ра – ра - ра – есть нора у крота;

Ру – ру – ру – пойдём к кроту.

Повтор чистоговорок ребёнком.

  1. Домашнее задание.

Эти стихи про крота ты выучишь дома. Нарисуешь в тетради крота и кротовину. Ребёнок прощается с кротом.

  1. Итог НОД.

Рефлексия:

-У кого были в гостях?

-Какой звук закрепляли?

-С каким новым словом познакомились?

-Тебе понравилось в гостях у крота?

Что больше всего понравилось?

(кормить крота, рассказывать с кем живёт крот, выкладывать слово «крот»)

  1. Оценка:

-Молодец! Ты сегодня очень хорошо произносил звук «р», без ошибок выложил фишками и буквами слово «крот». Много интересного рассказал про крота. И ни разу не ошибся со звуком «Р».