Упражнения на развитие дыхания

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МБДОУ «Детский сад 221»







Упражнения на развитие дыхания

[pic]

ПТИЧКА

Цель: отработка длительного плавного выдоха.

Оборудование: бумажные птички или воздушные шары на ниточках длинной 20-25 см.


Описание игры: Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. У каждого в левой руке легкая маленькая яркая бумажная птичка, прикрепленная к ниточке в 20-25 см. Правая рука свободно лежит на колене.

Все хором: Птичка, птичка, полетай, полетай!

С нами, с нами поиграй, поиграй! (2 раза)

Фууудддд! Фуууууу!

(поднять нитку с птичкой надо лбом, сложив губы «трубочкой», дети произносят звуки, делают выдох)

Затем, сделав вдох, снова произносят эти звуки, выдыхая. При этом птичка подлетает вверх несколько раз. В конце игры дети подставляют ладонь правой вытянутой вперед рукой, на которую и садится птичка.

Дети: - Птичка устала, села отдыхать.

(Данную игру, можно разнообразить, подвесив к нитке воздушные разноцветные шарики. В этом случае подсказка: Шарик, шарик, отлетай!

С нами, с нами поиграй!






ПАРОВОЗИК СВИСТИТ

Цель: вырабатывать силу воздушной струи, направляя ее по середине языка.

Оборудование: стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, с диаметром горлышка 1-1,5 см. Можно на пузырек наклеить картинку с изображением паровозика.


Описание игры: Предварительно поучитесь вместе с ребенком выдыхать воздух в отверстие пузырька.

Воспитатель: Ты знаешь, что паровозик, подъезжая к станции, сообщает о себе гудком – свистит. Давай поиграем в паровозик. Возьми чистый пузырек и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырек, свист тебе поможет получить звук «ф-ф-ф».

Если свист не получился, не расстраивайся, ты не выполнил какое-то правило игры.

Начни игру с начала, и твой паровозик засвистит.


Методические указания: следить, чтобы ребенок не переутомился, выполняя упражнение.









ПО-Е-ХА-ЛИ

Цель: развитие речевого дыхания, отработка изолированного звука «Ш», формирование навыка имитации различных действий, а так же изменение темпа движений.

Оборудование: стульчики, кольца или небольшие обручи (рули), шапочка шофера.


Описание игры: В середине зала стоят по кругу 6-8 стульчиков – это «автомобили». На спинках висят «рули», а на сиденьях лежат шоферские шапочки-кепи.

Воспитатель: Сейчас дети покатаются на машинах. Только вот беда: спустили воздух колеса. Надо их накачать.

(Дети подходят к машинам и по сигналу взрослого и его показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох выдох (нагнулись – разогнулись). Вдох – ш-ш-ш-ш (выдох)).

Воспитатель: Отлично накачали, можно ехать!

Дети садятся верхом на стульчики, надевают на головы шапочки, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:

Завели машину, за-ве-ли ма-ши-ну, ш-ш-ш-ш-ш!На-ка-ча-ли ши-ну, ши-ну, ш-ш-ш-ш! Накачали шину!

Воспитатель: - Улыбнулись веселей и поехали быстрей!

(показывает темп езды).

- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш !

(теперь дети не «крутят руль», а притоптывают поочередно то правой, то левой ногой, издавая звук «ш», постепенно замедляя «ход машины»).

Воспитатель: Приехали! При-е-ха-ли! (дети повторяют слова).


ПОРА ВСТАВАТЬ

Цель: дифференциация ротового и носового дыхания: обучение чередованию произвольного расслабления и напряжения мышц тела.


Описание игры: Дети спокойно сидят на стульчиках на небольшом расстоянии друг от друга, руки лежат на коленях. Голова опущена, глаза закрыты, Дети «спят».

Воспитатель: (шепотом).

Мои детки, мои детки,

Мои детки, крепко спят,

Мои детки, мои детки

Потихоньку сопят, вот так!

(и делает шумный вздох носом, затем выдох ртом со звуком «хо-о-о-о!». Дети подражают. Вздохи и выдохи повторяются несколько раз, вдруг «П» громко)

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

(дети просыпаются и встав на носочки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Это повторяется несколько раз)

Воспитатель: А, проснулись? Улыбнулись! Здравствуйте!

(дети отвечают ему (словами приветствия или кивком головы) и вместе с педагогом:

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

Здравствуйте! (протяжно)


ПУЗЫРЬ

Цель: выработка диафрагмального дыхания.


Ход игры: Из группы детей выбирается один. Его ставят в центр круга. Он водящий. Он – «пузырь». Дети и воспитатель, стоящие по кругу, говорят:

Надувайся, пузырь,

Надувайся большой,

Надувайся большой,

Да не лопни такой!

Водящий делает вдох носом (рука у него лежит на области диафрагмы). Передняя стенка живота выпячивается вперед (как при диафрагмальном дыхании).

Дети: Ой! Лопнул пузырь! Хлоп! (все дружно хлопают)

Водящий делает вдох, говоря при этом: ш-ш-ш-ш (или с-с-с-с). Руки при этом опускаются, имитируя сдувшиеся шары.

При повторении игры водящего менять.












МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Оборудование: мыльная пена, каркас из проволоки с ручкой.

Ход игры:

Воспитатель: Я приготовила для вас загадку:

Горит как хвост павлиний.

Каких цветов в нем нет!

Лиловы, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Огнями на просторе

Играет легкий шар.

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было,

Была такая спесь,

А но-воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Воспитатель: Правильно, это мыльный пузырь. Поиграем с ним?

Осторожно – пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой - со сливу!

Мой – с орех!

Мой – не лопнул дольше всех!



ЧЕЙ ОДУВАНЧИК ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ

Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха.


Ход игры:

На даче, на воздухе, на поляне.

Предложить детям сорвать по одному одуванчику и по очереди подуть на цветок.


Методические указания:

  1. Следить, чтобы слетели все пушинки.

  2. Чтобы слетели за 3-4 раза.


Пушисты одуванчик

Стоит на длинной ножке.

Ему наверно хочется попрыгать

по дорожке.















НАСОС

Цель: закрепление навыка диафрагмального дыхания, управление положением тела, фонационные упражнения.


Ход игры:

Воспитатель: - Это очень просто: покачай насос ты.

Дети: С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз. Делают выдох, распрямляясь, делают вдох).


Методические рекомендации: Игра проводиться несколько раз.
















ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Цель: вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: ватный шарик, 2 кубика.


Описание игры:

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.


Методические указания:

  1. Следить, чтобы не надувались щеки.

  2. Загонять на одном выдохе.


















ПЛЕТЕЛИ КАК САМОЛЕТ

Цель: закрепление навыка диафрагмального дыхания, фонационные упражнения – звуки «ф», «в».


Ход игры:

Воспитатель: - Посмотрите в небеса –

Самолет там, как оса.

Летит самолет и крыльями машет.

Полетели как самолеты: - в-в-в-в-в.

(вдох делать носом)

Вдох – сказать на одном выдохе:

-у………. ф………(очень устали).


Методические указания:

Следить, чтобы выдыхали весь воздух.
















КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКИ

Цель: учить детей набирать воздух через нос, а выдыхать его через рот.


Ход игры:

Воспитатель показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с надувной игрушкой.


Методические рекомендации:

Работать по подгруппам.


















КТО ВЫ ?

Цель: закрепление навыка диафрагмального дыхания.


Ход игры:

Воспитатель: Будем играть.

- Кто вы?

- Мы – козы.

- Будем считать.

- Одна коза. Две козы, три козы и т.д. (говорить слитно на одном выдохе).

- Кто у козы?

- Козленок.

- Вы козлята.

- Кто вы?

- Мы козлята?

- Один козленок и т.д.

- Кто у зайца? (показать игрушку).

- Зайчата.

- Вы зайчата.

- Кто вы?

- Мы зайчата.

- Будем считать.

- Один зайчонок…

Воспитатель может разделить детей на две группы: козлята и зайчата.




ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО

Цель: добиваться от детей длительного ротового выдоха


.


Ход игры:

Воспитатель. Подуем на плечо.

(голова прямо – вдох, голова повернута – выдох)


Подуем на другое.

(дуют на другое)

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

(поднимают голову вверх, дуют через губы)

Подуем на грудь мы

(дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

(опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.













ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА

Цель: вырабатывать сильную отрывистую струю воздуха.

Оборудование: поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см., футбольные ворота можно сделать из проволоки.


Описание игры: Взять поролоновый мячик, положить перед футбольными воротами, забивать гол плавной струей воздуха, а теперь забивать гол резкой, отрывистой струей воздуха; сосчитать, сколько голов забили.

Поиграй по другому: (голы забивай с «лопаточки») положи широкий язык на нижнюю губу; проверь, получилась ли лопаточка; забивай гол с лопаточки плавной струей воздуха;

а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струей воздуха;

забей три гола сильной резкой струей воздуха;

считай сколько голов ты забил.









ФОКУС

Цель: вырабатывать подъем языка вверх. Умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: ватный шарик.


Описание игры: Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на вер.губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок и сдувать ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


Методические указания:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.











РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: формирование навыков речевого дыхания (глубокий вдох и длительный выдох).

Оборудование: на натянутой поперек комнаты нитке висят на уровне лиц детей висят разноцветные шары.


Описание игры: Дети сидят на стульчиках (или стоят). Вверху натянута толстая нитка так, чтобы прикрепленные к ней воздушные шары, находились перед лицами детей на расстоянии 30-40 см.

Воспитатель: спрашивает каждого играющего какого цвета шарик весит перед ним, затем под музыку любого легкого вальса и дерижирование взрослого дети стараются дуть на шарик, делая поочередно глубокий вдох и длительный выдох.


Руки спокойно лежат на коленях или опущены вдоль туловища. Дети слегка покачиваются вперед-назад.










ПОКАЖИ ТРИ ФОКУСА

Цель: подготовить сильную отрывистую струю воздуха к созданию вибрации кончика языка.

Оборудование: поролоновый (ватный0 шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепите его на ниточку длиной 10-12 см.


Воспитатель: - Я фокусник. Сегодня я вас научу показывать фокусы на дыхание с шариком.

1 фокус.

Держи шарик перед губами; сделай трубочку из губ; выдыхай плавно через вытянутые вперед губы; смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.

2 фокус.

Держи шарик перед губами; сделай лопаточку из языка; выдыхай плавно на шарик с лопаточки; смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи ослабнет.

3 фокус.

Держи шарик у носа; подними язык к верхней губе; выдыхай резко на кончик языка; смотри, как красиво шарик отлетает вверх; покажи фокус три раза, старайся.


Методические указания: следить, чтобы кончик языка вибрировал.







АРОМАТ

Цель: развитие носового дыхания и обоняния.

Оборудование: цветущее растение в цветочном горшке или искусственный цветок.


Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними за столом педагог: на столе цветущее деревце в горшке. Если это искусственный цветок, его нужно предварительно обрызгать духами.

Воспитатель: - Смотрите, дети, какой красивый цветок у нас распустился. Я его понюхаю!

(неспеша нюхает цветок, несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, делает вдох и выдыхая, произносит:

-Ах1 А-ро-мат! А-ро-мат!

Дивный аромат! Чудесный аромат!

Затем:

- Сейчас всем вам дам понюхать этот замечательный цветок.

(подносит по очереди каждому ребенку цветок, предлагая понюхать так как это делал он и произнести слово «А-ро-мат!» В конце игры педагог ставит цветок на место и предлагает всем детям хором сказать:

- А-ро-мат!

[pic]