Презентация Правильное общение с детьми

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Советы родителям

Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспита­ние, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мире. Роль об­щения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе ком­муникации, поэтому необходимо ак­тивизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение. Важнейшая функция семьи - пси­хологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое са­мовыражение и взаимное сопережи­вание.

Семья - важнейший институт вос­питания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг пред­ставлений о жизни. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средст­вом, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично раз­витую личность.

С момента рождения малыша ок­ружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привнося­щие в жизнь малыша чувство защи­щенности, любви и ласки.

Момент приобщения к миру пре­красного у ребенка начинается еще до рождения. Ребенок слышит неж­ное пение матери, ее ласковый го­лос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Ма­лыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с дру­гими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меня­ется и само общение. Оно обогаща­ется мимикой, жестикуляцией, эмо­циональностью. Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценно­сти, определяющие его дальнейшее развитие.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к со­кровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаи­модействия с другими людьми.

Речь малыша формируется в об­щении с окружающими. Таким обра­зом, необходимо, чтобы речь взрос­лых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуаль­ного, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны по­нимать, что ответственность за раз­витие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.

Родители детей, особенно с ре­чевыми нарушениями должны об­ращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития - фоне­матическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально - личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов. Он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Лучше начать какую - либо практическую работу с малышом, прибегая при этом к различным средствам. Одним из таких средств помогающим решить различные проблемы, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. Oно «очищает» от всех отрицательных эмоций, формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставить детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности.

Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства воз­можно расширить умственный круго­зор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятель­ность, эмоциональную сферу.

Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опи­раясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориен­тиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народ­ной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко восприни­мают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообра­зием родного языка. В дальнейшем это перерастет в любовь к литера­туре и искусству. Они же будут со­провождать человека на протяжении всей жизни.

В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет лите­ратура. Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и ог­ромным желанием слушал, а в стар­шем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.

Книга является кладовой для развития речи, мышления, вообра­жения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебны­ми превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учиты­вать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональ­ное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать се­мейной традицией, ритуалом, кото­рого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсужде­нию прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсу­ждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.

Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мыш­ления. Но надо учитывать, что офи­циальный тон в общении с ребенком недопустим. Сказка же является при­тягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств. В дошкольном возрасте дети начинают посещать концертные залы, музеи, экс выставки.

Задачи родителейрасширить круг общения ребенка. Принимать активное участие в культурной жизни ребенка.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка с ним были любящие, понимающие родители, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы.

Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей. Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами.

Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители.