Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков Ч-Щ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

- дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

- учить сравнивать артикуляцию звуков,

-закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

- работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

- развивать зрительное восприятие и память,

- развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

- развивать мелкую моторику, используя физминутку

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

-расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

-работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

- воспитывать общительность и активность на занятии.























































1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия



-Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

- Какой звук издаёт кузнечик? ( Ч-Ч-Ч)

-Какой звук слышим, когда подметаем листья? ( Щ-Щ-Щ) Молодцы!

-Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.



3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

-трубочка

-окошко (губы округлены)

-заборчик

-горка

-лопатка ( широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

-чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

-Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

-Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

-Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

-Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

-Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)



Произнесите [щ]                                        

Какой он согласный или гласный? Почему?      

Звонкий или глухой? Почему?                                

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

- Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

- Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

-Ребята, что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.





- Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

- Буквой Ч.

- От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

-обведите по контору только букву ч



- Какой буквой обозначается [щ]?

- Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

. На что похожа эта буква?

- На расческу Щ похожа.

- Какой буквой обозначается [щ]?

- Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ ? ( от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

- Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь



6.Развитие фонемного восприятия. 

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

-если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ).

Слова:

  (вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)



7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

-ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик)

-давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик( картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

-молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.(слова



8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:













9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

-Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино)

-Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился. 
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».




полоскать –

































10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки ,На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель



11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченок, щистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

- Что написано на карточке?

- Правильно ли оно написано?

-Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь















12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

_Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

_Если вы сейчас выполните следующее задание , то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

-Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)