Обследование графомоторного навыка дошкольника

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ


Шульдешова О. В. г. Орёл


«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
 

Одной из сторон развития человека является развитие речи. Речь– явление многогранное. Речь представляет собой сложный физиологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико – практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и её нарушения изучают многие науки.

Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.

Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. 









Приложение


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

у будущих первоклассников

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у будущих первоклассников проводится по следующим критериям:

  1. Определение ведущей руки 

(Применялась методика М. Озьяс).

Детям предлагается ряд упражнений:

- «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

- «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.


  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук  

(Использовались методики  Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).

Детям предлагаются следующие упражнения:

  1. «Обводим кисти рук»

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

  1. «Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.


  1. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой).

Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация. 

Зрительно-пространственный гнозис 

  1. Узнавание предметов:

• по контуру;        • с наложением изображений;       • разного шрифта.

  1. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела: 

• верх — низ                         • право — лево 

  1. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела: 

• сверху — снизу                • справа — слева                       • над — под 

  1. Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:

• выше — ниже           • правее — левее                  • правый верхний — левый нижний


Моторный праксис (мелкая моторика рук)

1. Пересчет пальцев правой руки.

2. Пересчет пальцев левой руки.

3. Пересчет пальцев обеих рук.

4. Ладонь — кулак.

Слухомоторная координация

1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.

2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.

3.Подсчет быстрых и медленных ударов.

  1. Выявление трудностей зрительного восприятия.  

(Переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:

1) Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаютя такие задания как:

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении. Если он проводил  линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.

2) Фигуро-фоновое различение  включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующие задания:

Задание. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил  и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.

3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.

Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.

Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.

4)Положение в пространстве:  включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2.  А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.

5)Пространственные отношения  включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. 

  1. Определение развития графического навыка.

(По критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

  1. Определение уровня владения графомоторными навыками:

При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Данные,  полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.

Критерии

 

Определение ведущей руки

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития пространственных представлений.

Выявление трудностей зрительного восприятия

Определение развития графического навыка

1.

 

 

 

 

 

Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.


Серия IV.

Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется  2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры  оценки (для каждой руки):

  1. Метрические характеристики.

  • полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

  • размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

  • размер  сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

  1. Топические (локальные) характеристики.

  • все детали сохранены, их расположение не нарушено;

  • пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

  • пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

  1. Стратегия выполнения.

  • последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

  • непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

  • хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

  1. Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

  2. Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).