Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с НВОНР и ФНР по теме: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1 класса с нерезко выраженным

общим недоразвитием речи


Тема: Дифференциация звуков [и], [у] в слогах, словах. Буквы И – У.

Цели:

  1. Научить различать звуки [и], [у]. и буквы И и У.

  2. Продолжить работу по предупреждению фонематической дисграфии на материале букв О и У.

  3. Развивать фонематическое восприятие на материале слогов и слов.

  4. Воспитывать внимание, наблюдательность к языковым явлениям.

  5. Вырабатывать слуховую и зрительную дифференцировку.

Оборудование: веер букв, доска, схемы, наборное полотно с кассой букв, слова с окошечками, картинки с изображениями обезьянок, показывающих артикуляцию звуков [и], [у], буквы И, У, нитки для игры «Нарисуй букву», буквы О, У, разрезанные на несколько частей для игры «Собери букву».

Ход занятия

I.Оргмомент

У: Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [о].

Д: окунь

У: слово, в котором звук [о] находится в середине слова.

Д: дочка

У: слово, в котором звук [о] стоит в конце слова.

Д: молоко

У: слово, которое начинается со звука [у].

Д: утка

У: слово, в котором звук [у] находится в середине слова.

Д: муха

II. Повторение пройденного материала

У: Чему учились на прошлом занятии?

Д: Отличать буквы О и У.

У: Сегодня в гости к нам пришли две обезьянки. Они просят нас выполнить задание.

У: Первое задание – зачеркни неправильно написанную букву.

[pic]




У: Покажи обезьянкам, как правильно нужно писать буквы. Для этого на столе выложи с помощью ниточки букву О, а затем букву У.

У: А теперь на второй строке запиши две буквы О и три буквы У.

У: Второе задание – буквы рассыпались, собери их.


III. Новая тема

У: Обезьянки довольны и что-то хотят нам сказать. Какие звуки они произносят?

Д: Звуки [и], [у].

У: Как вы догадались?

Д: По губам.

У: Что происходит, когда мы произносим звук [и]?

Д: Губы растягиваются в улыбке.

У: А что происходит, когда произносим [у]?

Д: Губы вытягиваются в трубочку.

У: Как вы думаете в каком домике они живут и почему?

Д: В красном, потому что они поются и не встречают преграды.

У: Помогите им занять свои места в звуковой ленте.

1.Игра «Самые внимательные уши» (слуховая дифференцировка)

- Я называю звуки, слоги, слова со звуками И или У, а вы должны поднять карточку с соответствующей гласной.


У, И, И, У, УМ, ИС, НИ, РИ, БУ, УС, ЛИС, УТКА, СИЛА, ИРИС, ПИШУ

2. Игра «Внимательные глаза» (зрительная дифференцировка)

- [pic] У: Обезьянки зашифровали звуки, расшифруйте их. Кто догадался?





Д: И, у, у, и, у, и, и, у, у.

IV. Закрепление новой темы

1.«Внимательные глаза и уши»

У: А теперь зашифруйте звуки вы. Я называю, а вы записывайте.

И, У, У, И, У, У, У, И, У, У, У, И (звук [и] – улыбка, звук [у] – трубочка или кружочек).

У: Какие звуки вы услышали? К какой группе мы их относим?

Д: Гласные.

У: Что мы помним о звуках? Что мы помним о буквах?

Д: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.

2. Работа в тетради

У: Запишите буквы И и У в тетради. Похожи эти буквы друг на друга? Чем похожи?

Д: Элементами.

У: Из каких элементов состоит буква И? Буква У? Какой элемент повторяется?

Д: Первый, крючок.

3. Игра «Следопыты».

У: А сейчас мы поиграем в игру «Следопыты». Будем следить за звуками. Послушай сказку и запомни, как можно больше слов со звуком И.


Индеец изумрудный глаз.

В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы и увидел девочку.

- Тебя как зовут? – спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.

-_Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

Тогда ты будешь индюком!

(Г.Юдин)

У: Назовите слова, в которых вы услышали звук [и].

Д: Июль, Игорек, изба, Ирина, индеец, изумрудный, индейка, индюк.

V. Физминутка


4. Спор букв

У: А пока мы с вами отдыхали, успели поспорить буквы И, У. Никак не могут найти, где чье место. Поможем им?

Д: Да.

У: Нужно выйти к доске и поставить правильную букву в словах.


Л__К __ВА ___СЫ М___КА Р__С Р__К__

(дети выходят к доске и вставляют соответствующие буквы)

У: Прочитайте слова хором.

У: Обезьянки предлагают найти каждому слову свою схему.

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]



У: К первой схеме подходит слово…

Д: Мука, рука.

У: Ко второй…

Д: Лук, рис.

У: И к третьей …

Д: Усы, ива.

4. «Разгадай ребус» (звуко - буквенный анализ слов)

У: Обезьянки просят нас о помощи, разгадать ребус, по первым буквам каждой картинки.

[pic]

[pic] [pic] [pic] [pic]






Д: Мухи.

У: Запиши слово. Разберем его. Сколько букв видишь?

Д: 4.

У: Сколько звуков слышишь?

Д: 4.

У: Какой звук слышишь первым? Какой последним?

Д: М, и.

У: Найди и подчеркни только гласные красным карандашом.

У: Поставь ударение, назови ударный слог. Назови безударный гласный.

  1. Исправь ошибки

У: Обезьянки решили потренироваться и поставили буквы в словах. Проверьте, правильно они сделали?

Д: Все перепутали.

У: Поможем им.

(дети исправляют ошибки, а правильный вариант записывают в тетради)


РУС (РИС)

СУЛА (СИЛА)

РИКА (РУКА)

ЛУСА (ЛИСА)


VI. Итог урока

У: Молодцы, со всеми заданиями вы справились. Обезьянки говорят вам спасибо.

У: Чему учились на уроке?

У: Какие буквы были дежурными на уроке?