Инклюзивное образование в свете новых стандартов.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Инклюзивное образование в свете новых стандартов.

Кривобок Лариса Алексеевна

учитель-дефектолог ДОУ №13, специалист высшей квалификационной категории, "Отличник образования Украины", моб. тел.0506940106


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СВЕТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Статья посвящена проблеме организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Автором рассматривается опыт коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по формированию у дошкольников умений строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания со сверстниками и взрослыми и коррекции интеллектуального развития, что позволяет подготовить ребёнка к школе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекционная работа, инклюзивное обучение.

В настоящее время всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют дети. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку получить адекватное уровню его развития образование. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности.


Успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит от ряда факторов:

-определение дифференцированного диагноза специалистами РПМК;

-социально -медико-педагогическое сопровождение детей и родителей;

-обеспечение тесного взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателя, психолога, музыкального руководителя и помощника воспитателя;

- систематизация программных требований и адаптированных знаниям детей коррекционной группы;

-создание доброжелательной атмосферы во время коллективных, индивидуальных занятий, игровой деятельности, во время режимных моментов и на прогулке;

-индивидуальный подход к каждому ребенку;

-использование компьютерных технологий;

- тесная взаимосвязь родителей, педагогического коллектива коррекционной группы.

Одним из важных моментов при комплектовании групп для детей с задержкой психического развития, необходимо тщательно проводить дифференциальную диагностику, где могут тесно переплетаться:

- легкая умственная отсталость,

- задержка психического развития;

- глубокая педагогическая запущенность с проявлениями патологической гиперактивности;

- дети с психопатоподобными формами поведения;

- дети с неврозами;

- аутизм;

- алалия;

- другие нарушения психики;

Успех работы РПМПК в свою очередь зависит от правильно составленной психологической и педагогической характеристики, в которой педагоги отмечают особенности личности ребенка, его знания, поведение, отношение к занятиям, играм, взаимоотношениям с детьми. Очень важно своевременно выявить детей с психическими отклонениями, агрессивных, которые могут угрожать здоровью, проведению на должном уровне педагогического процесса и комфорту других детей.

Главные цели участников педпроцесса в коррекционных группах являются:

- определение направлений коррекционных, обучающих и воспитательных задач;

- адаптация учебных планов к конкретной группе детей;

- разработка приемов и способов обучения и воспитания для каждого ребенка;

- обеспечение: социальных, адаптационных, здоровьесберегающих, коммуникативных и информационно-компетентных условий;

- активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность для создания инклюзивного сообщества, как модели реального социума.

Инклюзивное образовательное пространство основано на использовании новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. В начале учебного года в результате обследования детей организуются подгруппы или индивидуальное обучение комбинированной направленности. При реализации Типовой образовательной программы «От рождения до школы», учитываются особенности детей и разного уровня задания. Инклюзивное обучение осуществляется в процессе реализации образовательных, воспитательных и режимных моментов:

- подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем дефектологом; - индивидуальные занятия с учителем- логопедом;

- индивидуальные занятия с психологом;

- игры в помещении и на прогулке;

- обучение культурно-гигиеническим навыкам;

- музыкальное воспитание;

- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы с детьми.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания. Дети с особыми потребностями попадая в новую среду, где все незнакомо и может быть даже страшно, получают серьезный стресс. Поэтому адаптация таких детей должна быть максимально осторожной.

Игра в образовательном процессе с детьми с задержкой психического развития занимает ведущее место. В игре создаются условия, способствующие освоению детьми программных требований детского сада. Для того, чтобы дети смогли включиться в педпроцесс, который бы их заинтересовал, увлек и параллельно развивались внимание, память, моторика, сенсорика и дети не уставали. Для этого мы объединили дидактические игры с играми на развитие моторики, движений и звукопроизношений.

Любые предметы, которые могут передвигаться, издавать звуки, говорить, могут быть использованы в комплексных играх. Это игры с куклой, животными, птицами, транспортом и другие.

В игре с куклой идёт знакомство:

- с частями тела (у куклы и у ребенка);

- с цветом (цвет одежды, пуговиц у куклы и у ребенка);

- счёт (счёт разных частей тела, предметов одежды);

- что умеет делать кукла, ребенок (ходит, переступает, наклоняется, сидит, лежит, приседает, смотрит, слушает, кушает, рисует, плачет, улыбается и т.д. – всё выполняет ребенок);

- как кукла плачет, если ребенок еще не говорит (уа, уа);

- ходьба с высоким подниманием колен и автоматизация звука «Л» в чистоговорке;

- Возле дома во дворе

Олечка гуляет

И любимую свою песню напевает:

«Ла-ла-ла – у меня есть юла,

Ло-ло-ло – как на улице тепло».

- сделать кистями рук стульчик для куклы, стол, кровать:

- составить предложения о кукле по картинке, если это уже доступно ребёнку.

Интересно проходят такие занятия с животными, как дикими так и домашними:

- где живут, чем питаются ( дифференциация картинок);

- как передвигаются (дети пытаются показать, как передвигается животное);

- как животные голос подают (имитация голоса животного);

- изображение животных с помощью кистей рук и пальцев.

Котёнок мамочку зовёт (ребенок соединяет пальцы обеих рук)

Мяу-мяу-мяу (покормила мама-кошка котёнка молочком)

Мур-мур-мур (руки в замок)

Ур-ур-ур (потирание кулачок о кулачок)

С клубочком поиграет (сжимает и разжимает пальцы в кулачки)

Цап-царап (имитация движений-царапок)

- выкладывание животного из мелких геометрических фигур (закрепление цвета, величины и формы);

- придумывание сказок о животных (обогащение словаря);

- пальчиковая гимнастика: Крутит хвостиком щенок

Увидал в саду цветок;

- автоматизация звука «С»: Просит Соню киска:

«Поделись сосиской».

Дети любят играть в игру «Паровозик» - движение детей друг за другом (имитация движений колёс руками).

Как быстрый конь несётся

По рельсам паровоз

Всё ближе раздаётся

Весёлый стук колёс.

Зеленые вагоны на солнышке горят,

В вагонах улыбаясь, ребята там сидят.

- на картинках вагоны, в окошках пассажиры

(счёт, сколько в первом вагоне, сколько во втором, где больше)

- составление состава вагонов с помощью геометрического материала ( развитие мелкой моторики, закрепление цвета, формы, количества, согласование числительных с существительными);

-какой вид транспорта, куда можно на поезде уехать (грамматический строй речи);

- провести линию карандашом между рельсами на листе бумаги (развитие координации пальцев рук на листе бумаги).


Проходя очень сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. Главная проблема заключается в нарушении его связи с миром, ограничении понимания окружающей действительности, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой и обучения. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности, тем выше его шанс на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения строится с учетом уделения внимания всем видам деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. Развитие социальных навыков с особым ребенком, осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения, посредством проведения игровых методов включающих в себя социально-ориентированные игровые задания. Особое внимание уделяется построению предметно-развивающей среды. Среда должна быть безопасной, комфортной и уютной, вариативной и постоянно обновляться. Для ознакомления с разнообразными свойствами предметов, их назначением, может быть широко использована система дидактических игр: «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Найди такой же предмет», «Составь целое из частей», «Запомни и выполни», «Кому, что нужно».

Для развития памяти и внимания, пространственных ориентировок, временных представлений используются комплексы игровых методик: сказкотерапия, лекотерапия, цветотерапия, что позволяет сконцентрировать внимание.

Метод сказкотерапия используется для воспитания нравственного поведения, привития культурно-гигиенических навыков, знания традиций своего народа.

Лекотерапия позволяет в процессе игровых действий с образными игрушками, направит концентрацию внимания на нужный объект.

Цветотерапия позволяет узнавать настроение детей, и как результат дать ребенку необходимую нагрузку.

Дети с удовольствием играют в песке, где находят мелкие игрушки, палочками вылавливают мелкие предметы, что способствует развитию мелкой моторики.

С огромным интересом дети выполняют различные считалки в двигательном сопровождении.

Овладение ребенком правильного звукопроизношения требует большого количества повторений, что для ребенка утомительно. Поэтому используются различные чистоговорки, короткие стихи, которые быстро запоминаются. Дети сами придумывают короткие складушки, например: последний слог слова : ок-ок-ок - песок, далее: ок-ок-ок - не сыпь песок;

ра-ра-ра- жара, далее ра-ра-ра на улице жара.

Детям предлагается самим придумать стихи, а это они очень любят, чтобы была рифма: «Наше лето теплого цвета».

«Осень, осень к нам пришла.

Желтые листочки принесла».

«Белое, белое все вокруг.

Дом, земля, дорожки, луг».

«Солнце улыбается,

травка просыпается,

Земля ручьями умывается».

Так, закрепляя названия дней недели используются 5 пальчиков:

Первый - понедельник, Второй - вторник, Средний - среда, Четвертый -четверг, Пятый -пятница. Таким образом, дети быстрее запоминают ту тему занятия над которой работают. Все это дает позитивный результат. Дети с удовольствием идут в детский сад, у них формируются доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, появляется интерес к окружающей жизни, усваиваются нормы и правила поведения.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении и памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие и память.

Уровень внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок удерживает внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Для развития концентрации внимания важно проводить разнообразные развивающие игры: «Делай, что делаю я», «Выложи такой же узор», «Хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук» «Где спрятано», «Парные картинки», «Найди, что надо», «Кому, что надо» и др.

Развитие памяти у детей происходит естественным путем в игровой деятельности: «Запомни картинки», «Что изменилось», «Кто не на месте?», «Чего нет на картинке?»

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Восприятие сочетается с практическими действиями. Они, как бы помогают друг другу. Неоценимая роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета. Для развития восприятия используют дидактические игры: «Дорисуй фигуру», «Пирамида», «Форма, цвет, величина», «Определи звук» «Точки, точки нам помогут» «Цветные пуговицы»

Мышление ребенка в 5-6 лет зависит от жизненного опыта, ему сложно логическим путем устанавливать связи и отношения. Важно научить выделять признаки предметов, сравнивать, выявлять различие. Для этого можно использовать следующие игры: «Сравни предметы», «Четвертый лишний», «Сложи узор», «Найди лишнее слово», «Угадай предмет».

Анализируя динамику развития каждого ребенка, результаты работы, опрос родителей, можно сделать заключение, что первые шаги в реализации инклюзивной модели обучения свидетельствуют значительные сдвиги в позитивном восприятии новой системы. Такая альтернативная форма обучения, получение социального опыта, жизненной компетенции с детьми с задержкой психического развития может действовать в современных условиях.

Литература:

1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Котова Л. Н., Невольник Н. И., Голяева Т. В., Горбачева Л. В., Липанова Е. И.; ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015. -223с.

2. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Жукова Н. С., М., «Просвещение», 1973. -222с.