Практический материал по формированию слоговой структуры слова для учителей и родителей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Как преодолеть нарушения слоговой структуры слов.

Практический материал для учителей начальных классов и родителей младших школьников.

Существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабкина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников одним из наиболее трудных для устранения является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава.

В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме.

Типы ошибок, характеризующих нарушение слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:

  • сокращение слога (моциклист) –мотоциклист;

  • опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;

  • увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (мололоко) – молоко.

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов (аклавангист) – аквалангист;

  • перестановка звуков соседних слогов (моцотыкл) – мотоцикл.

  1. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечений согласных: (тол) – стол;

  • вставки согласных в слог: лампа – (лампта).

  1. Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).

  2. Персеверации-(застревание в речи били… били… билитекарь)

  3. Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.

  4. Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.

Данные ошибки могут быть обусловлены состоянием фонетических и артикуляционных возможностей ребенка. Ошибки типа перестановок или добавления слогов свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращения согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер. (Т. Б. Филичева , Г. В. Чиркина.)

Нарушение слоговой структуры слова отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи, фонематическое восприятие, на овладение детьми письменной речью, имеют стойкий характер. Часто эти ошибки сохраняются и у школьников старшей школы.У большинства детей наблюдается нарушения оптико-пространственной ориентации. Искажение слоговой структуры отрицательно влияет на формирование лексики, грамматики, на формирование письменной речи, затрудняет общение в целом.

С целью преодоления нарушений слоговой структуры слова необходимо привлечь внимание ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова. Успешнее справиться с этой задачей помогут занятия в виде игр и упражнений.

Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова.

[link]