Урок медиабезопасности 1 сентября.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Цельданногоурока познакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в сети Интернет, рассказать детям, как отличить достоверные сведения от недостоверных, избежать вредной информации, учить использовать в жизни правила безопасного поведения в сет�...








Урок медиабезопасности.













МБОУ СОШ№1 Гиагинского района



Богатырева Ирина Николаевна

учитель русского языка и литературы





Урок медиабезопасности 1 сентября.

Цель:

1.Познакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способами защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

2. Рассказать детям, как критически относится к сообщениям в СМИ, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в Интернете.

3. Учить использовать в жизни правила безопасного поведения в сети и понимать то, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого из нас.

4. Ознакомить обучающихся, как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии.





Слово учителя:

1 сентября по всей России пройдут уроки медиабезопасности.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов выступил с инициативой проведения 1 сентября Дня медиабезопасности.

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети, и как их избежать», – рассказал Павел Астахов.

Данная инициатива была поддержана Президентом России Дмитрием Медведевым 30 мая на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.

Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.

Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.



Вопросы учащимся.

  1. Что вы знаете о медиа-безопасности?

  2. Знакомы ли вы с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде?

  3. Знакомы ли вы со способами защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной сотовой связи?

  4. Знакомы ли вы сетевым этикетом общения в социальных сетях?

  5. Выкладывали ли вы когда-нибудь в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии?



Беседа.

1.Как вы думаете, что такое информация? Откуда мы получаем её?

Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей, с которыми мы общаемся.

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Особенно часто это слово встречается в СМИ – «информационное сообщении» или «оперативная информация». Цель таких сообщений довести до читателей или до слушателей сведения о каких-либо событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

2. Получаем ли мы информацию в школе? Какую?

Изучение любого предмета в школе – это получение информации. Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а, значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

3. Подберите однокоренные слова к слову информация.

Информация, информационный, информировать, информатор, информатика.

4. Какое сообщение называется информативным? Всякое ли сообщение несет для нас информацию?

Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным.

Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями. Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Например, в учебнике по высшей математике вы прочитали определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах». Это сообщение нам не понятно. Быть понятным – значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для нас сообщений:

Москва – столица России. 2 ∙2 = 4.

Пополняют эти сообщения наши знания? Конечно, нет! Данные факты давно вам известны.

Итак, сообщение принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщения сведения являются для этого человека новыми и понятными.

5. Игра «Кто больше».

Назовите глаголы, обозначающие действия, которые можно совершать с информацией.

Анализировать

Архивировать

Записывать

Изменять

Измерять

Изучать

Кодировать

Копировать

Находить

Обрабатывать

Ощущать

Переводить

Передавать

Печатать

Получать

Разжимать

Рвать

Регистрировать

Рисовать

Сжимать

Слушать

Смотреть

Терять

Хранить

Читать

6.Расскажите, что вы знаете об информатике?

В середине XX века появилась новая наука – информатика. Информатика – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.

Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений – создание ЭВМ или, как мы сейчас говорим, компьютера.

7.Что вы знаете о компьютере? Что такое ИКТ?

Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения обработки и передачи информации стали использовать термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

8.Как вы думаете, что можно назвать кладовой информации? Почему вы так думаете?

Интернет.

На исходе XX века появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, которая стремительно превратилась в самое популярное средство коммуникации, с лёгкостью стирающее все преграды и границы на пути человеческого общения. Интернет позволил воплотить идеи, которые недавно казались фантастическими, например, идеи создания виртуальных классов и получения образования с персонального компьютера, то есть появились новые формы и технологии коммуникации, обучения, обмена информацией и прочее.

9.Вопросы для учащихся, которые проводят время в Интернете.

Назовите причины, по которым вы заходите в Интернет?

В каких сетях вы зарегистрированы?

Общаетесь ли вы с незнакомцами?

Был ли у тебя какой-либо неприятный случай в школе или произошедший с тобой лично, связанный с Интернетом?

Считаешь ли ты, что Интернет — это свободное пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все, что пожелаешь?

Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему физическому здоровью?

Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоей морали?

Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему психическому здоровью?

Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему культурному уровню?

10. Кто может рассказать, что такое "нетикет" (сетикет)?

Кто может назвать его правила?

За время существования Интернета сформировался целый кодекс поведения в Сети, для его обозначения иногда используют специальный термин: "нетикет" (сетикет) - соединение слов "net" (сеть) и этикет. Соблюдение этих правил особенно важно в форумах, списках рассылки и групповых чатах, то есть при электронном общении группы людей. Постараемся сформулировать основные принципы, которых нужно придерживаться.

Не грубить. Это, очевидное на первый взгляд, правило нарушается очень часто, — в пылу спора бывает трудно сдержаться, и в результате обсуждение интересной темы легко может превратиться в диалог по типу "Ты сам козел".

Не отвлекаться от заданной темы. В модерируемых телеконференциях за сообщение не по теме нарушителя отключают: недопустимо попусту тратить чужое время.

Если письмо адресовано лично Вам, неэтично направлять ответ в общий список рассылки без разрешения своего корреспондента.

При ответе не стоит цитировать все письмо: нужно выбрать только те фразы, на которые Вы отвечаете. Дурной стиль ответа на письмо состоит в том, что читающий вынужден сначала долго листать цитируемое письмо (а иногда и несколько писем, ответ одно на другое), и лишь в самом конце находится короткая фраза, составляющая содержание письма. Такую ошибку нередко совершают и учителя.

Следить за своим языком. Подростки, а часто и взрослые молодые люди почему-то считают, что компьютерное письмо нужно писать исключительно на компьютерном жаргоне, иногда это переходит всякие разумные границы.

Следить за правописанием и знаками препинания: с появлением компьютеров правила русского языка никто не отменял, и читать неграмотный текст с экрана так же неприятно, как и на бумаге.

11.Кто знает правила этикета для общения в чате, форуме, телеконференции?

В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим.

Выбирайте себе псевдоним или ник (от англ. nickname - прозвище, кличка), не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина.

Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы.

Не используйте свою анонимность для оскорбления других участников общения.

Если вас оскорбили или умышленно или неумышленно обидели - не поддавайтесь на провокацию. Как говорят в Сети, не разводите флейм (англ. flame - пламя, пожар) или прекратите его первым. Другим участникам чата совсем не интересно читать словесные препирательства, ругательства и оскорбления.

Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте "эфир".

Как и в электронной почте, текст, написанный всеми прописными буквами или с большим количеством восклицательных знаков (например, "ПОМОГИТЕ!!!!") интерпретируется как громкий крик, поэтому не нужно злоупотреблять этим средством выделения своих сообщений.

Используйте смайлики, но не злоупотребляйте ими. Не факт, что экзотический смайлик знаком участникам общения ;-)

Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Не прибегайте к резким и нецензурным выражениям; старайтесь не допускать грамматических ошибок.

12. Кто может рассказать о способах защиты от противоправных посягательств в мобильной (сотовой) связи?

К сотовой связи сегодня подключено около 100 млн. россиян. Было бы странно, если бы криминогенные элементы всех мастей оставили этот благодатный способ получения наличных без внимания. Они и не оставили. В результате, существует примерно 30-40 основных способов обмана с помощью мобильной связи и в два-три раза больше их вариаций, которые используются мошенниками в зависимости от своей квалификации и "противостоящей им" целевой аудитории - возраст, социальное положение жертв и т.д. Зачастую распознать такой обман сразу не представляется возможным, поэтому стоит учитывать несколько основных моментов.

Во-первых, даже если какая-либо компания проводит лотерею с розыгрышем призов, никто и никогда, кроме именно мошенников, не предполагает, что налоги (да еще карточками предоплаты!) будет уплачивать получатель приза. Даже в глобальных лотереях операторов мобильной связи, которые зачастую информируют об этом пользователей с помощью SMS-спама, с этой точки зрения все честно - выигрывая машину, пользователь получает еще определенную денежную сумму, которая целевым образом отправляется на оплату налога. Никаких финансовых средств со стороны абонента не требуется. Если для получения приза вам предлагают купить карты предоплаты, заказать какой-либо товар (как это делает, к примеру, известный офлайновый лохотрон от "Ридерс Дайджест"), отправить SMS на короткий номер (состоящий из четырех цифр) "для проверки вашего лицевого счета" - здесь явно что-то не так.

Во-вторых, практически никто из операторов связи никогда не звонит пользователю в превентивном порядке для того, чтобы с помощью именно его телефона улучшить качество связи, перевести его на новый тариф дистанционно, проверить его баланс или узнать его PIN-код, поскольку "накрылась база абонентов" - это совершенно фантастические случаи. В реальной жизни сотрудник call-центра может перезвонить по абонентскому номеру только в ответ на его претензию, отправленную через web-сайт оператора или оставленную в офисе продаж, а также с целью познакомить с новыми услугами связи. Но это будут только информационные звонки - никаких действий во время разговора не предполагается.

В-третьих, стоит действовать разумно - если с неизвестного вам телефона, не занесенного в телефонную книгу вашего терминала, приходит вызов с просьбой о помощи, то стоит как минимум точно представить себе, кто может попросить вас об этом, и как минимум перезвонить на этот номер с целью уточнения информации, а не пополнять его с помощью услуг мобильного перевода или платежных терминалов. В целом, странно, что человек, у которого нет денег на телефоне, и поэтому он использует для просьбы о помощи терминал случайного знакомого или прохожего, не звонит вам лично, не объясняет ситуацию и не рассказывает вкратце, что с ним произошло, для того, чтобы получить действенную поддержку в критической ситуации.



Сказка о золотых правилах безопасности в Интернете.

В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.

Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

  • Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!



  • Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!



  • Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!



  • Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!



  • Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!



  • Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!



  • Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!



Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.



Выводы.

1. Назовите правила безопасности в интернете.

1. Не поддавайтесь навязчивым рекламам и не заходите на подозрительные незнакомые сайты.

2. Не выкладывай личные данные и данные близких.

3. Не открывай все сайты подряд, ходи по Интернету с определенной целью.

4.Используй E-mail, логин, пароль.

5. Используй полезные социальные сервисы.

6. Не забывай обновлять антивирусную программу.

7. Не скачивай нелицензионные программные продукты.



2.Давайте придумаем правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова.

Помни о

Позаботься о

Никогда не

Всегда

Думай о

Обрати внимание на

Постарайся

Посоветуйся с

Узнай о

Не забудь

Ни в коем случае не

Сделай



3. Анкета (ответы можно использовать при проведении классного часа или родительского собрания).

Отвечая на вопросы анкеты, радом с номером вопроса ставьте + или -.

  1. Ваши источники информации:

а) друзья;

б) родители;

в) книги;

г) газеты;

д) журналы;

е) радио;

ж) телевидение;

з) телефон;

и) интернет.

  1. Есть ли у вас собственный телефон?



  1. Есть ли у вас компьютер?



  1. Есть ли у вас интернет?



  1. Умеете ли вы самостоятельно пользоваться:

а) компьютером;

б) ноутбуком;

в) интернетом?



  1. Смогли бы вы отказаться от:

а) телевизора;

б) компьютера;

в) интернета?

7) Вы пользуетесь компьютером для: а) игр; б) учения?

8) Когда чаще вы используете компьютер: а) утром; б) вечером?

9) Знакомы ли вы с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде?

10) Знакомы ли вы со способами защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной сотовой связи?

11) Знакомы ли вы сетевым этикетом общения в социальных сетях?

4. "Вопросы и ответы".

Можно оставлять вопросы, после ответов на них учитель вновь соберёт учащихся.