Классный час на тему Дружба (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Внеклассное занятие «Дружба»

Цель: показать ценность и необходимость дружбы.

  Задачи:

  • поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества;

  • уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

  • воспитывать вежливое отношение друг к другу;

  • содействовать формированию дружного коллектива класса.

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация Power Point, кроссворд, слова на листочках, тексты рассказов.

Ход занятия

I. Организационный момент.


Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!


II. Самоопределение к деятельности.


Учитель. Чтобы тему внеклассного занятия узнать, нужно нам кроссворд отгадать.

В выделенном столбике прочитаете ключевое слово.



Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.


2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.


3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет


4.С неба звездой, в ладошку – водой.


5.Стоит Антошка на одной ножке.


6. Из горячего колодца через нос водица льется


Ответ: дружба

Учитель: Молодцы! Тема нашего классного часа «Дружба». Нам нужно выяснить, что же такое дружба, и какие качества нужны для настоящей дружбы. (Слайд 1)


III. Работа по теме.

  1. Ассоциация.

Учитель. Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба ( на доске висят буквы Д Р У Ж Б А), постарайтесь найти такие слова, которые начинаются с этих букв.

  • Д - доверие, доброта:

  • Р - радость, равенство:

  • У - уважение, успех:

  • Ж - жизнелюбие:

  • Б - братство, благородство:

  • А - активность:

Учитель. Итак, что же такое дружба?

Дети: (отвечают).

Учитель. (Слайд 2) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

Учитель. Кому нужна дружба?

Дети: (отвечают).

Учитель. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Дети:

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учитель.  Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

  • Она бесплатна, но стоит многого.

  • Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

  • Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

  • Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

  • Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

  • Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!



Так что же это? С неё и начинается дружба?

Ученики.  Улыбка.(Слайд 3)

Учитель. Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.

(Звучит песня "Улыбка")

Учитель: Сядьте удобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему, молча, самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

Учитель. (Слайд 4) А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо.

Ведущий: А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети:  Радость.

  1. Разбор ситуаций.


Учитель. Теперь поработаем в группе. Каждый из вас получит рассказ, вы прочитаете его, а потом эту ситуацию обсуждайте в группе.


  1. Рассказ "Друзья".

Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!".

- Давай! - согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!


Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?


2). Рассказ "Одинаковые".


Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже.

- Я? - удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела. А ты обрадовалась - и это значительно хуже.


За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?


Учитель. Какая группа готова к ответу? Сначала прочитайте текст вслух, чтобы другая команда поняла, о чём вы говорите. Ответьте на вопросы.

  1. Какие черты характера ты ценишь больше всего в друзьях? 

Учитель. Какими же качествами должен обладать настоящий друг? Из данных слов выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге, а те, качества, которые не хотели бы видеть, зачеркните.


Учитель: Какие же качества остались у вас не зачёркнутыми? Проверим по слайду. (Слайд 5)



Учитель:

- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. (Слайд 6)

Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что-нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость,
Согреет теплом

(Звучит песня «Настоящий друг»)

  1. Физкульминутка

(Дети встают в круг и под песню «Настоящий друг» выполняют движения)


  1. Пословицы о дружбе.

Учитель:

А теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат конверты. Возьмите их. Там находятся пословицы о дружбе, вам надо собрать их. Какая команда будет готова – поднимет руку.

  • Лучше друг верный, (чем камень драгоценный)

  • Человек без друзей, (что дерево без корней)

  • Дружба – как стекло, (разобьётся – не сложишь)

  • Новых друзей наживай, (а старых не забывай)

  • Друзья познаются (в беде)

  • За добрым другом, (как за каменной стеной)

  • Друг (дороже денег)

  • Старый друг (лучше новых двух)

  • Не мил и свет, (когда друга нет)

  • Вместе тесно, (а врозь скучно).

  • Нет лучше дружка, (чем родная матушка).

Выберите одну пословицу и объясните её смысл. А какие еще пословицы вы знаете?

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей

  • Нет друга - ищи, а нашёл – береги

  • Один за всех, и все за одного

  • Один в поле не воин



Проверка по слайду 7,8.



  1. Игра «Найди пару. Кто с кем дружит?» (Слайд 9)

Учитель: А теперь поиграем в игру «Кто с кем дружит». Назови имена героев, название произведения, автора. Герои сказок должны найти друг друга.

Зелёный крокодил Гена и … Чебурашка (Эдуард Николаевич Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Доверчивый Буратино и …Мальвина (А. К.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Смешной Мишка Винни-Пух и … Пятачок Б. Заходер «Винни-Пух и все, все, все»

Незнайка и …Синеглазка (Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»)

Кай и …Герда (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

Малыш и …Карлсон (Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

(слайд 10)


  1. Правила дружбы. (Слайды 10, 11)

Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы.

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чём-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

  1. Чтение стихотворения.

Чтение стихотворения детьми.

Учитель: Послушаем стихотворение о дружбе.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, - 
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье – 
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба – это значит дети.
Дети – это значит мы.



  1. Игра «Ромашка» (Слайд 12)

Учитель:

Возьмите листы бумаги и нарисуйте посередине ромашку так, чтобы на лепестках можно было бы писать. Серединка ромашки – это вы. Напишите в ней своё имя. А лепестки – это ваши друзья. Напишите имена друзей на лепестках.

(Работа выполняется под песню «Весёлые друзья»)

В нижней части страницы подпишем: «Вот как много у меня друзей! Я счастливый человек!»

IV. Подведение итогов. Игра “Паутинка”. (Слайд 13)

Учитель: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сказать своему другу что-то доброе. Говорите и передавайте клубок.

(Клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины.)

- Зачем мы сплели такую паутину? Что вы чувствуете?

Дети: Все мы связаны одной нитью. Мы – одна семья.

(После этого снять паутинку.)

Учитель. Ребята. Я надеюсь, что у каждого из вас есть и будут настоящие друзья, и что наш класс будет самым дружным классом в школе.

Учитель. (Слайд 14)Читают все вместе.

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как травы – с лугом

Как ветер – с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..


Песня «Мир похож на цветной луг»

















смелость


настойчивость

скромность

решительность

трудолюбие

неуверенность

честность

капризность

трусость

вежливость

хвастливость

отзывчивость

лень

грубость

открытость

общительность

ответственность

драчливость

активность

обидчивость

замкнутость

заносчивость

безразличие

добросовестность

правдивость

 











Решите кроссворд.

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.


2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.


3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет


4.С неба звездой, в ладошку – водой.


5.Стоит Антошка на одной ножке.


6. Из горячего колодца через нос водица льется.







Лучше друг верный, чем камень драгоценный.



Человек без друзей, что дерево без корней.



Дружба – как стекло, разобьётся – не сложишь.



Новых друзей наживай, а старых не забывай.



Друзья познаются в беде.



За добрым другом, как за каменной стеной.



Друг дороже денег.



Старый друг лучше новых двух.



Не мил и свет, когда друга нет.



Вместе тесно, а врозь скучно.



Нет лучше дружка, чем родная матушка.