Урок по духовно-нравственному воспитанию на тему Почему мы порой говорим неправду (2 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №20

Имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина

Люберецкого муниципального района Московской области




Открытое внеурочное занятие

Духовно-нравственное воспитание

2 «В» класс

«Почему мы порой говорим неправду?»



Учитель начальных классов

МОУ гимназии № 20

Высшей квалификационной категории

Мадоян Сусанна Георгиевна



.

г. Люберцы

26.03.2015 г.



Тема: «Почему мы порой говорим неправду?»

Технология занятия: беседа, разговор.

Методические приёмы: С/игры; практические действия.

Предварительная работа: ознакомление детей с пословицами о честности..

Цель:

- Формирование представлений детей об открытости и честности, о значении правды для гармонии и счастья;

- Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.


Задачи:

-Уточнить понятия «правда» и «ложь»;

-Рассмотреть причины желания лгать;

-Составить правила честного человека.

Образовательная цель: Расширять представления школьников о правде и лжи, её роли в жизни каждого человека. Познакомить с художественным произведениями В. Осеевой «Что легче?», Л.Н.Толстого «Косточка».

Развивающая цель:

Развивать воображения средствами художественного творчества. Развивать способность уважать и не обижать людей.

Воспитательная цель:

Воспитывать гуманные чувства, честное и правдивое отношение к окружающему миру.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « правда», «истина». Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «правда», «ложь».

Средства обучения:

Наглядность:

Презентация:

-Карточки для учеников для раскрытия определения понятий правда, ложь;

-Карточки с высказываниями. 2 конверта;

-Пословицы (карточки для работы на доске);

- Рассказ В. Осеевой «Что легче всего?»;

- Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» (диафильм).

Этап занятия

Действия учителя

1. активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

2.формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

3.формировать учебные действия: действия самооценки, самоконтроля;

4. воспитывать бережное отношение к друг другу, открытость, честность.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный этап

Приветствие:

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошёл впрок

Активно в работу включайся, дружок! (дети повторяют слова приветствия)

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Этап актуализации знаний

Игровой приём «Правда - ложь».

Планируемые результаты

Занятие заставило детей задуматься о выборе жизненного пути (путь правды или лжи).

Методы обучения: Проблемно – поисковый метод; технологии: учебная игра, проблемное обучение.



Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность ученика




Методические комментарии

1.

Мотивация к деятельности (мобилизующая часть урока)


Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно в работу включайся, дружок!



-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними.

- Ребята, предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сегодня быть открытыми и честными.


(Дети проговаривают вслух хором)
















Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).

Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места).

2.

Определение темы.


- Послушайте слова стихотворения и скажите о чем будет наш разговор?

слайд

НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,

ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:

С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ

ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Почему мы порой говорим неправду?» слайд 3

- Родился на свете малыш. При рождении всех детей сравнивают с ангелочками. Все дети хорошие. Нет плохих детей. Все дети – самые лучшие. Но проходит время дети взрослеют. Дети становятся взрослыми, а взрослые бывают разные и в какой -то момент жизни оказываются у этой развилки дорог.

- Почему, оказавшись у этой развилки дорог, люди порой сомневаются какой путь выбрать? (не понимают что такое правда (ложь), не знают что из этого хорошо(плохо), не знают куда их может привести та или иная дорога.













-Как вы думаете, можно ли было изучить все правила переноса за один урок, ведь в русском языке огромное количество слов?

- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте выполним задание и проверим, как вы усвоили это правило.

Слайд

- Отгадайте загадки

1. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

2. Меж двумя звонками срок

называется …



- Кто сможет на доске записать эти слова, разделив их для переноса?



- Вы согласны с выполненным заданием. Запишите вы тоже эти слова в тетрадь, разделив их для переноса.

- Легко ли было выполнить задание?

- Почему?

Кому легко удалось выполнить задание, на полях рядом поставьте плюс (+, или +/-, -)



- Молодцы, вот уже один листочек появился на дереве.











О правде и лжи







)







.

Личностные УУД (осознание учащимися компонентов деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знани

3.

Скоропись (чистописание)

- пальчиковая гимнастика

- подготовка к письму

- осанка

































-работа над каллиграфией




-Прежде чем продолжим работу, давайте сделаем разминку для пальчиков.

Слайд







- Посмотрите на опорную схему и назовите правила письма, которые нужно выполнять при письме.



























- Откройте тетрадь на печатной основе на странице 16.

Слайд

- Назовите буквы, которые записаны на первой строчке.

- Что общего в написании букв?

































-Ребята, послушайте загадку.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

- Это слово есть у вас в тетради, запишите его разделив для переноса.

Слайд.

- Проверьте, у вас так получилось, если да то на полях оцените свою работу +, если нет- исправьте.

- Молодцы с этим заданием также справились.

Вот ещё один листочек.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.



читают по очереди 2 уч-ка)

1 уч. Пишу с наклоном.

2 уч. Нельзя обводить ручкой букву несколько раз.

1 уч. В конце предложений ставлю точку.

2 уч. Не захожу за границы строки.15 уч. Нельзя стирать ручку ластиком.









г п р т

Буква «г» по своему графическому образу присутствует в каждой из трёх последующих. 1 уч. проговаривает алгоритм «г».

(Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, бугорком уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, по наклонной опускаемся вниз, выполняем «»качалочку», поднимаемся по крючку до середины.)







Тетрадь.






Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций).

Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению русского языка).

Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану).

4.

Физкультминутка


Давайте, отдохнем.

Слайд

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали
И за кустиком пропали.


Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

5.

Постановка учебной проблемы.






Применение нового знания.










- Ребята, а хотели ли вы узнать, какие ещё правила переноса существует в русском языке?

Слайд

Посмотрите на эти три столбика слов. Что нового увидели, чего не было на прошлом уроке.

конь-ки май-ка подъ- ём

пись-мо лей-ка подъ- езд

крыль-цо строй-ка объ- ём

поль-за кай-ма

Какой можно сделать вывод? (Правило повесить на стенд)

А сейчас откройте учебник на странице 16 и прочитайте правила переноса слова.
- Правильно вы догадались?
- Эти правила надо запомнить, чтобы их закрепить выполним упражнение №2 в учебнике на странице 16. (задание читает учитель)

Ученики читают по очереди все слова.

- Найдите трёхсложные слова. (на доске я пишу слова: сапоги, кофейник, петелька)



- Докажите, что эти слова трёхсложные.







А как их разделить для переноса? Сколько способов существует?



Да











На ь, й и на ъ .





















Ответы детей

ь, ъ и й нельзя переносить на другую строку















Дети называют эти слова.



Ученик выходит к доске и делит их на слоги



Ученики выходят и записывают все способы переноса этих слов

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание).

Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя).

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений).

6.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз


Слайд

Любопытная Варвара

Смотрит влево, Смотрит право

Смотрит вниз.

Загляделась на карниз

И с него упала вниз.


Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

7.

Словарная работа



Работа в группах.






























- Ребята, у вас на столах конверты, высыпайте из конвертов буквы и составьте слово.

-Какое слово получилось?

(выношу на доску слово-«русский»)

Слайд

-Что значит это слово?

- А где можно прочитать более точное и подробное описание этого слова?

-Давайте, прочитаем значение этого слова в толковом словаре Ожегова. (Учитель читает)

2. Что можете сказать об этих словах?

Гнездо слов: Русь, русичи, русый, русоволосый, русскоязычный, русак.

3. Крылатое выражение.

Я тебе русским языком говорю! (раздраженное требование послушать, понять).

- Ребята, с этим заданием справились, наше дерево становится ярче.







русский







ответы детей





В толковом словаре.













Однокоренные слова

Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

8.

Физкультминутка

Слайд

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку,ковшик, ложку,

И большую поварёшку,

Раз, два, три, четыре,

Всю посуду перемыли.


Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)

9.

Постановка учебной проблемы.
Работа в группах.























Самопроверка




Ребята, посмотрите на слово русский, которое вы собрали. Как вы думаете, на что надо обратить внимание в этом слове при письме?

- Обсудите между собой, как можно это слово разделить для переноса.

- Правильно. В русском языке есть слова с удвоенными согласными в середине слова, как наше словарное слово. Слова с удвоенными согласными переносят по определённому правилу. Удвоенные согласные очень дружные: чтобы не «обидеть» слоги, при переносе такие согласные распределяются поровну в каждый слог.

- Прочитайте в учебнике на странице 17 это правило.

Из упражнения №4 в учебнике на странице 17 выпишите по два слова, любые, разделив для переноса слов, пишем с маленькой буквой.



Слайд (слова, разделённые для переноса)

- Вот и ещё один листочек появился на дереве.

- Ребята, посмотрите на дерево, изменилось ли оно? Стало ярче и веселее, листочков пока не так много, но с каждым разом, получая все новые и новые знания, листочков станет все больше и больше и дерево наше расцветет.






На двойную согласную





Ответы детей


Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом)

Познавательные УУД (сравнение слов по нескольким основаниям: нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)

10.

Рефлексия деятельности. Самооценка результатов деятельности.

- Ребята, наше дерево называется « дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. Доставил ли вам урок радости?

Слайд

( Дети на большом дереве на доске отмечают значком свое место на уроке и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке).



-Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко

поместила на самой верхушке дерева.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!



Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке).

Регулятивные УУД (Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей).