Классный час “Дороги войны и Победы”

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка.

Идея проведения данного классного часа возникла в ходе осуществления в нашей гимназии проекта “Дороги войны и Победы”, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одной из задач данного проекта было “погружение в эпоху”, которое дало бы возможность учащимся попробовать поставить себя на место защитников нашей страны и тружеников тыла.

Одним из конкурсов, входивших в проект, был конкурс плакатов “Вставай, страна огромная!”, в котором классам – участникам предлагалось создать плакат в стиле плакатов военного времени.

В беседах с редакционными советами классов, стало понятно, что ребятам нужны конкретные знания по данной теме. Для достижения данной цели и был разработан данный классный час. Основной упор в нем сделан на рассказ о плакатах первых лет войны. Сразу скажу, что цель была достигнута, конечным результатом стала выставка плакатов, представленных на конкурс.

Информационный материал к классному часу дан с избытком сознательно. Классный руководитель может для ознакомления выбрать ту информацию, которая кажется доступной его воспитанникам. Можно остановиться только на одном разделе классного часа. В младших классах достаточно рассказа об истории плаката “Родина-мать зовет!” и о плакатах первых военных лет.

В среднем звене можно остановиться на сатирических плакатах военных лет, на окнах ТАСС и деятельности Кукрыниксов.

При рассказе о средствах выразительности, использующихся в плакатах целесообразно организовать эвристическую беседу, привлечь знания, полученные школьниками на уроках истории и изобразительного искусства.

Классный час сопровождается презентацией, которая дает наглядное представление о плакатах военных лет.

Данный материал может быть использован и на уроках истории по теме “Культура в годы Великой Отечественной войны”

Содержание классного часа.

Цель:

  • Познакомить учащихся с искусством плаката

  • Содействовать формированию чувства патриотизма

  • Познакомить учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны, находящимися вне пределов школьного курса истории

  • Способствовать развитию чувства прекрасного

  • Подготовить классы к участию в конкурсе плакатов “Вставай, страна огромная!”

План проведения классного часа.

  1. Введение. “Погружение” в эпоху. Первый плакат Великой Отечественной.

  2. Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет.

  3. Сюжетные линии советских плакатов военных лет:
    – героические плакаты,
    – плакаты, обращенные к труженикам тыла и партизанам,
    – плакаты, бичующие злодеяния фашизма.

  4. Творческое объединение ленинградских художников “Боевой карандаш”.

  5. Окна ТАСС”.

  6. Творчество КуКрыНиксов

  7. Дойдем до Берлина!”

Ход классного часа

На экране титульный слайд.

1. Введение. “Погружение” в эпоху.

В младших классах рекомендуется рассказ учителя, в старших классах лучше организовать беседу, позволяющую актуализировать знания учащихся о переходе всей жизни Советского Союза на военный лад.

В этом учебном году наша страна отметит 70-ю годовщину Великой Победы. Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства

Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.

Слайд 2.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

Слайд 3.

2. “Родина-мать зовет!” – образ матери в плакатах военных лет.

Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны.

Плакат с известным произведением И. Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Слайд 4.

Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну.

Слайд 5.

И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа – грузинских женщин – и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.

Слайд 6, иллюстрация 1.

Центральным образом многих плакатов стала женщина средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной.

Слайд 6, иллюстрация 2.

В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.

Слайд 6, иллюстрация 3.

В плакате Д. Шмаринова “Воин, ответь Родине победой” – аллегорическое изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Это уже образ жены солдата, неустанно работающей в тылу, но готовой каждую минуту встать в ряды воинов с оружием в руках.

Слайд 7.

3. Сюжетные линии советских плакатов военных лет.

Слайд 8.

3.1. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

Слайд 9.

В июне 1941 года В.Корецкий создал композицию “Будь героем!”. Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова “Наше дело правое – победа будет за нами”.

3.2. Слайд 10.

В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.

Слайд 11.

Независимость и сила народа, который корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.

Слайд 12.

3.3. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Плакаты с изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда рабочих и колхозников – это тоже удар по врагу.

Слайд 13.

Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и “Окон ТАСС”. Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.

Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...” – так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.

Слайд 14.

3.4. Оккупация немецкими войсками огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь.

Слайд 15.

Плакат В.Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!”, впервые напечатанный в газете “Правда” 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.

Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.

Для повышения выразительности плаката художник прибегает к весьма действенному композиционному приему. Острие длинного штыка, устремленного по диагонали из нижнего левого угла, находится точно в геометрическом центре картины. На своем пути штык касается руки ребенка, затем лица и выходит за его головой. Ужасающая линия!”

С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

4. “Боевой карандаш”.

Слайд 16.

Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников “Боевой карандаш”. Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную.

В июньские дни 1941 года “Боевой карандаш” возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката “Боевой карандаш” отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался прежде всего для фронтовой обстановки. Листки “Боевого карандаша” можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. “Боевой карандаш” был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст.

Работал в “Боевом карандаше” коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.

Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага.

Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: “Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!”

Популярность “Боевого карандаша” была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания – например, сатирические листы “Балтийского прожектора”, издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю.Непринцев, С.Бойм, В.Трескин.

5. Окна ТАСС.

Слайд 17 – дать прочитать текст.

На экране слова М.И.Калинина – Председателя ВЦИК, человека, которого в 30-40-е гг. называли “Всесоюзным старостой”, посвященные уникальному явлению в истории плаката – коллективу “Окна ТАСС”

Слайд 18.

Под этим окном не поют серенады,
На этом окне резеда не цвела.
За этим окном разрывались снаряды,
И армия наша на подвиги шла.

так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я.Маршак.

24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом “Окон ТАСС”. 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые “Окна ТАСС”.

Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”, приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: “Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”.

Газета “Красная Звезда” в марте 1942 г. Опубликовала корреспонденцию партизана Саши “Плакаты – в тылу врага”: “Багаж” партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... Плакаты, листовки “Окон ТАСС”. Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага “Окон ТАСС” чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие “Окна ТАСС” доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

Окно ТАСС” представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж “Окон” иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

Художники “Окон ТАСС” добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: “Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут”, “Каждый удар молота – удар по врагу!”, “Смерть фашистской гадине!”, “Мы знали: защитник Москвы не сплошает!”, “Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь!” и другие.

Работа редакции “Окон” была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в “Окнах”. Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

От обычных плакатов “Окна ТАСС” отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений “Окон ТАСС” являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. Стиль плакатов изменялся от выпуска к выпуску. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. “Окна ТАСС” художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы – всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов “Окон ТАСС” – С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных – был отмечен Государственной премией СССР.

Метко решено художниками “Окно” № 640 – “Превращение фрицев” – непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей.

Слайд 19.

Большое число “Окон” создал П. Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится “Окно” № 444 “России двинулись сыны!” – на фоне памятника А.С.Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт.

На совещании художников и руководства мастерской “Окон ТАСС” 19 декабря 1942 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин пророчески отметил: “Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо “Окон ТАСС”, как не пройдут мимо “Окон РОСТА”. И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу”.

Слайд 20.

За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской “Окна ТАСС” 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь советского народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.

6. КуКрыНикСы.

Слайд 21, плакаты появляются по щелчку.

Много ярких интересных “Окон ТАСС” были выполнены Кукрыниксами. Это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов – 1973, Крылов – 1972, Соколов – 1973).

Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами.

Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.

В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с С.Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное.

Кукрыниксы создали серию “Окон”, направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини.

Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения.

7. “Дойдем до Берлина!”.

Слайд 22.

Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны

До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате “Дойдем до Берлина!” удалось создать запоминающийся образ воина.

Слайд 23, иллюстрация 1-я

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Слайд 23, иллюстрация 2-я.

Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате “Красной Армии Слава!” изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: “Берлин”, а над головой солдата изображен уже знакомый плакат “Дойдем до Берлина!”. Обещание, некогда данное, выполнено.

Слайд 24.

Победа! И звезды по-новому светят!
Победа! И солнце светлее горит!
Весенний, победный, стремительный ветер
Летит над Отчизной и дух веселит.

Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

Этап заключительный. Рефлексия.

Вариант 1.

Представьте себе, что вы попали в творческий коллектив художников-плакатистов:
– в первые месяцы войны;
– во время коренного перелома в ходе войны;
– в мае 1945.

Придумайте эскиз плаката – тем, кто умеет рисовать.
Придумайте четверостишие для плаката – тем, кто пишет стихи.
Придумайте лозунг для плаката – всем.

Вариант 2.

Напишите синквейн по теме “Плакаты Великой Отечественной”.

Источники:

  1. Бусыгина Екатерина "Советский плакат Великой Отечественной войны"//www.grafik.org.ru

  2. http://psv.at.ua/publ/1-1-0-155

  3. rhistory.ucoz.ru

  4. victory.rusarchives.ru

  5. www.9may.ru/posters

  6. www.plakaty.ru/

Поделиться…