Классный час Огонь ошибок не прощает

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Основная общеобразовательная школа № 34









«Огонь враг или друг человека?»







Разработан учителем

начальных классов

МОУ СОШ № 34

ст. Новоминской

Каневского района

Рекало Надеждой Анатольевной











2015-2016 уч. год


Цели урока:

-Познакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;

- Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

- Воспитывать уважение к профессиям пожарных, сталеваров, электросварщиков и др.

Оборудование:

- Мультимедийная приставка.

- Презентация «Огонь враг или друг человека?».

- Памятки для учащихся.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. О чём он будет, вы должны мне сказать сами, после того, как посмотрите видеоролик, который сделал ваш товарищ.

(слайд № 2)

  1. Основная часть.

- Ребята, скажите, так о чём мы с вами будем сегодня вести речь?

(Варианты ответов детей - о пожарных, пожарах, правилах безопасного обращения с огнём)

- Правильно. Мы постараемся с вами определить, чем же для человека является огонь – другом или врагом.

- Для этого мы отправимся в далёкое прошлое.

(слайд № 3 и слайд № 4)

- Наши предки считали огонь живым существом, «приручали» его, поселяя в своих жилищах. Вот, как говориться о значении огня в одной из легенд о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.

А вот ещё один миф, австралийский, о том, как люди получили огонь. (слайд № 5)

Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его. Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как бы отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь. Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали. А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.

- Как же люди добывали огонь?

(Варианты детей – с помощью трения, с помощью природы (молния зажигала деревья ), с помощью увеличительного стекла…).

- Правильно. Существует несколько вариантов добывания огня.

(слайд № 6)

- Это добыча огня трением, с помощью огнива, при помощи увеличительного стекла и, конечно же, всем нам известные – спички.

О чём огонь поёт

Гуляя по поленьям?

О том, что занят он

не только отопленьем.

Что булки он печёт

И варит суп с лапшою,

Что расположен к вам

Всем пламенной душою.

(слайд № 7)

- На протяжении многих веков огонь сопровождает человека повсюду. Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги. Огонь защищает нас от холода.

(слайд № 8)

Вот это да! Вот это чудо!

Огню не взяться ниоткуда!

Он помогает людям жить,

Его должны все мы…

Ценить!

(слайд № 9)

- А без доброго огня обойтись никак нельзя. Важным шагом в развитии первобытного общества явилось использование огня для плавки металла. Первым металлом, который нашёл себе применение, стала медь. В настоящее время трудно найти область человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Всё большее применение в народном хозяйстве находит луч лазера. Он используется для резки и сплавки металла, многие операции сейчас делают лазерным лучом.

(слайд № 10)

Огонь является участником многих обрядов, традиций, обычаев. Знаменит праздник Ивана Купалы с его ритуальными прыжками через костёр. В России огонь издавна используют в дни всенародных праздников в виде фейерверков. Все мы знаем праздничный салют в честь побед Советской Армии 9 мая. Без огня не обходится празднование Нового года. Новогодний праздник - один из древних на Земле. Берёт он своё начало у древних земледельческих народов, которые считали Солнце главным божеством. В зимние дни, когда Светило опускалось к горизонту, и наступал короткий день, думали, что Солнце умирает. Чтобы оживить его, везде зажигали костры, скатывали с холмов охваченные пламенем бочки или огненные диски, которые по своей форме напоминали Солнце. С тех давних пор и пришли к нам новогодние огни.

(слайд № 11)

А ещё есть древний обычай - зажигать Олимпийский огонь. В древней Греции, как и в наше время, Олимпийский огонь зажигали от солнца на самой высокой горе. И этот Огонь - как символическое воплощение Бога - смотрел и оценивал спортивные состязания. Это ему показывали своё умение, ловкость и силу сильнейшие. Это ему посвящались достижения и рекорды.

(слайд № 12)

О чём огонь поёт

Гуляя по поленьям?

О том, что занят он

не только отопленьем.

Что булки он печёт

И варит суп с лапшою,

Что расположен к вам

Всем пламенной душою.

(слайд № 13)

- Но, к сожалению, огонь бывает и другим.

(слайд № 14)

Но бывает огонь и другим:

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым…

И жесток он…

И грозен…

И страшен!

Для забавы, для игры…

Спичек в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать…

Зла!







- Запомните: детские шалости с огнём – причина пожаров!


Папа, видно, по привычке

На столе оставил спички.

Дети! Всем вам знать пора-

Спички – это не игра.

Не выключенные электробытовые приборы, неисправная электропроводка – причины пожара.

(слайд № 15)

В электрическом приборе

Видим друга своего,

Но порой несёт он горе,

Коль не выключишь его.

Неосторожное обращение с открытым огнём – причина пожара.

(слайд № 16)

Покачнулся старый лес,

Трудно, бедному, ему,

Задыхается в дыму.

Стонет лес:

Воды! Воды!

Выручайте из беды!

Оказывается, что из–за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 10% лесных пожаров, а остальные 90% - по вине человека.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги. Уходить от огня следует по диагонали, в направлении реки или дороги.

3. Подведение итогов.

- Ну, а теперь попробуем подвести итог, и сделать вывод: огонь нам

друг или враг. Просмотрев слайды, какой вывод можем сделать?

(Варианты ответов детей – спасал от холода, отгонял хищников, помогал готовить пищу…)

(слайд № 17)





Огонь – друг человека.



Огонь – враг человека

Спасает от холода.

Помогает готовить пищу.

Помогает создавать материальные ценности.

Используется при проведении праздников.

Является неотъемлемой частью проведения Олимпийских игр.

Является причиной пожаров.

Является причиной гибели людей.


- Посмотрите на нашу таблицу. Какой можно сделать вывод.

(Варианты детей).

- Всё же огонь нам друг, но необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

(слайд № 18)

Быть не должно привычки

Играть с огнем и спичкой!

Огонь - опасная игра,

Нам это всем…

Понять пора!

Утюг, костёр, плита, камин,

Коробка спичек, газ, бензин…

Они опасны иногда и даже очень!

- А теперь небольшая викторина.

(слайд № 19, 20)

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?

а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”.

(слайд № 21)


2. Как называют людей, которые тушат пожары?

а) пожарные; в) водоносы;

б) погорельцы; г) тушильщики

(слайд № 22)

3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?

а) газовый баллон; в) бензин;

б) огнетушитель; г) сухая трава.

(слайд № 23)

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?

а) от огня и дыма; в) от воды;

б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха

(слайд № 24)

5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского “Путаница”:

а) крысы; в) лисички;

б) волки; г) бараны.

(слайд № 25)

- Молодцы! На этом наш урок окончен. Будьте осторожны с огнём! Берегите себя!