Классный час на тему Милосердие... Нужно ли оно в наше время?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Классный час в 9 классе на тему «Милосердие… Нужно ли оно в наше время?»

(подготовила учитель МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Людмила Васильевна Назарова)

  1. Определение понятия слова «милосердие».

Учитель: У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

Учитель: О чём просил нищий? Какую помощь он получил? (Камень) Что собой символизирует камень, положенный в протянутую руку нищего? (Равнодушие, жестокость) Назовите качества характера, противоположные равнодушию и жестокости. (Доброта, милосердие)

-Давайте попробуем разобраться, от каких слов произошло слово «милосердие»? (Милость – отзывчивость, доброта. – Милосердный человек – человек с добрым сердцем)

2.Как и где проявляется милосердие.

-Милосердие и доброта… Самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. А ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мысль», Д – «Добро», Ж – «Живите». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Живите, Мыслите и Творите Добро.

- Во все времена люди проявляли милосердие к окружающим. В годы Великой Отечественной войны это качество в людях проявилось с особой силой. Как вы думаете, в чём выражалось милосердие? (Молодые медсёстры на своих хрупких плечах, рискуя своей жизнью, выносили с поля боя раненых бойцов.

Солдаты, освобождая селения от фашистских захватчиков, отдавали свои продуктовые пайки голодным женщинам и детям.

Мирные жители, рискуя собственной жизнью и жизнью своей семьи, укрывали в своих домах раненых бойцов от немецких оккупантов.)

3.Нужно ли милосердие в наше время? -Как вы думаете, нужно ли милосердие сегодня? (Дети отвечают)

Ребята, в каких случаях мы можем проявить милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи? (Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные)
Что мы можем сделать для них? Предлагаю создать «Банк добрых дел». Подумайте, какие конкретные дела вы можете предложить. Работая в группах, напишите перечень добрых дел.

1 группа. Помощь в семье.

2 группа. Помощь пожилым, одиноким людям.

3 группа. Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам)

4 группа. Помощь животным.

5 группа. Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия).

Чтение ребятами списка добрых дел.

- Можем ли мы помочь пострадавшим людям, находясь далеко от них? (Можно собрать посылку с тёплыми вещами, игрушками, написать письмо поддержки)

Каждый год школьники нашего города принимают участие в благотворительных акциях. А что сделали вы? (ответы детей) Уже 8 лет в Невинномысске проводятся городские благотворительные вечера. В прошлом году там прозвучали самые сокровенные мечты детей. И они сбылись! Алёша Любущенко перенёс 2 операции по удалению хрусталиков глаз в Московской клинике. Теперь он будет видеть! Анечка Мищенко с тяжёлой формой ДЦП прошла курс лечения в Медцентре г. Анапы. Она уже пытается ходить, произносит отдельные звуки. Милосердие невинномыссцев спасло жизни свыше десятка детей. А в этом году горожанами было собрано около 2 млн. рублей. И в этом есть частичка и вашей помощи.

- Ребята, а вы знаете, кто такие волонтёры? Волонтёры – это добровольцы, которые выполняют полезную для общества работу. Совершая добрые дела, они протягивают руку любви и помощи, пожилым людям, детям, оставшимся без родительского тепла, безнадёжно больным людям. Волонтёры работают бесплатно, на собственном энтузиазме. Как видите, в нашем мире много тех, кому необходима наша помощь, защита и забота, потому что нашем обществе пока ещё существует много жестокости и бессердечия. Я призываю вас вступить в волонтёрское движение, чтобы быть полезными людям.

4. Ролевые игры.

А) Творческое задание «Оазис милосердия»

Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.


Б) Творческое задание «Проект помощи».

Каждая группа должна написать проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать, как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто её будет финансировать; её основные принципы.

5. Релаксация. Упражнение «Частичка сердца для тебя».
- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия  и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть  «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие.  (Учитель проходит с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).

 - Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни. Я вижу, что будущее нашей страны в надёжных руках, ваши сердца наполнены добротой, сочувствием, заботой о ближнем.

- Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.


6. На память хочу подарить вам заповеди милосердия.

1. Никогда не бойся понять или простить!

2.Никогда не бойся просить прощения!

3. Никогда не бойся улыбнуться человеку, протянуть ему руку помощи!

4. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

5. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

6. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

7.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

8. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

9. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

10. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.


И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.


Давайте учиться делать людям добро. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь.