Пользовательское соглашение

Классный час Дорожка фронтовая.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Классный час

«Дорожка фронтовая».


Составила Дронова О.А.

Цели:

- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и малую родину, за соотечественников;

- Воспитание уважения к пожилым людям : ветеранам войны, труженикам тыла - участникам великой Победы, чувства гордости за народ - победитель;

-Развитие творческих способностей.

Оборудование: презентация , слайды, аудиозапись песен, выставка книг.


Предварительная работа: разбивка учащихся на группы.


I. Организационный момент .


1.Слово учителя. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Задумывались ли Вы о том, что чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека? Но ведь все большое прорастает из маленького зернышка, а каждое вековое дерево было когда-то всего лишь маленьким росточком. Этим зернышком для жителя Кубани могла быть речка, узкая тропинка между стройными рядами тополей. Близкие сердцу картины родной земли связаны у каждого из нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с неосознанной еще благодарностью за саму эту жизнь. Могучая сила памяти и любовь к родной стороне влечет ежегодно перелетных птиц из далеких краев к месту, где они родились. Так и человека чувство любви к родине навеки согревает и делает его счастливым или глубоко несчастным, если он по какой-либо причине теряет родину. Давайте вместе пройдемся по современной станице. Какая она? Что примечательного в нашей малой родине?( ответы учащихся)

2 Современные улицы станицы.. Презентация.

Поэтический блок(1 группа).

1.Кубань, моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твое нетленно,

В трудах своих, о, будь благословенна.

 

2. Кубань, моя родная сторона - ,

Пусть новые взрастают семена

И вечно житница твоя полна!

Вдаль бегут дороги, словно песня,

Дремлют горы, плещутся моря

Нет слов дороже и чудесней,

Чем два слова: Родина моя!

 

3. В жизни нам дана Родина одна.

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба.

Здесь моя судьба, радость и борьба.

Здесь взращенный мной колос налитой -

Гордость и отрада жизни молодой

 

4. От тебя в дали

В пламени, в пыли

Годы нас вели

Вглубь чужой земли,

Но всегда со мной,

В стороне иной

Ты в трудах-походах

Ты, мой край родной!

 

5. Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

 До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь -

Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ!


Учитель. Ребята, среди достопримечательностей станицы вы видели мемориал, за которым ухаживают юные жуковцы . Давайте вернемся в то далекое для вас прошлое.( Дети имитируют средство передвижения)


Ученик. Но что это? Неужели мы вернулись в то далекое прошлое. Война…Всего лишь одно слово , но от него до сих пор кровь стынет в жилах. Сколько было слез , жертв. Переживаний… Далеко не все вернулись домой. Многим солдатам не суждено было вновь ступить на родную землю. В нашей стране нет , наверное , семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война.


3. Станица в годы войны. Слайды.(2 группа)

Ученица. Фронт приближался к станице Темижбекской . Его дыхание слышалось уже в июне 1942 года. Местные жители в своих огородах копали окопы , где можно было спрятаться во время бомбардировки артобстрелов. Днем , когда велись бои , жители отсиживались в окопах , а на ночь уходили в дома. 4 августа 1942 года станица была оккупирована немецко- фашистскими войсками и их сообщниками- румынами и венграми. Вступлению в населенный пункт немецких войск предшествовала бомбардировка и артиллерийский обстрел. Со стороны железной дороги подъехали немецкие танки , машина с радиорубкой. Из танка вышел офицер и подозвал стоящих у домов жителей : « Темижбек ?» В это время в колхозном саду были советские солдаты . фашисты их заметили , началась перестрелка. Танки тронулись с места и направились к саду. Вскоре перестрелка затихла.


Ученик ( из воспоминаний очевидца Н.А.Карагодина)


Август 1942 года… Ростов был у немцев в руках. Наши войска отступали в горы. Город Кропоткин бомбили. Было тревожно. Через станицу проходили поезда с эвакуированными людьми на Ставрополье. Мальчишки выносили ящики с овощами и бросали в товарные вагоны – жалели женщин и детей, стариков. И вот наступил то черный день. Над станицей появились « юнкерсы» , сбросили первые бомбы на территорию колхоза « Червонный казак» Погибли мать и две дочери. Загорелась автобаза. Все было в четном дыму. Около пяти часов утра услышали грохот моторов, мчались немцы на мотоциклах , вооруженные пулеметами. Возле школы была сильная перестрелка. Вскоре был взят город Кропоткин, главный железнодорожный узел на Кавказе. Немцы ходили по дворам, ловили кур, требовали молока.

В декабре все узнали о разгроме фашистов под Сталинградом. Однажды увидели станичники , как немцы гнали пленных красноармейцев. Они были полураздеты . многие разуты. Вскоре началось отступление оккупантов. Немцы свирепствовали , жители станицы прятались.


27-28 января со стороны х. Воровского был дан залп из « Катюши». Загорелись дома по улице Подгорной и Веселой. Немцев прогнали из станицы. Вскоре состоялся военно-полевой суд , предателей и дезертиров приговорили к расстрелу. Подростки пошли работать , надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

Ученица. Четыре года боев и разрухи, голода и горя от потерь близких пережил наш великий народ . выстоял и победил в великой схватке. Когда мальчишки отправлялись в бой , они давали клятву Родине в том ,что будут действовать стремительно и смело , не щадя жизни ради победы над врагом. Волю свою , кровь свою , силы они отдавали за жизнь и счастье нашего народа , за горячо любимую Родину.



Ученик.(читает отрывок из стихотворения « Край накануне войны» )

В Европе уже шла вовсю война ,

И в крае жизнь разрушила она.

Кубанцам предстояли испытанья,

Лишенья , беды , горе и страданья


Учитель. Ребята, мы ведь являемся свидетелями того , что наши соотечественники отправлялись исполнять свой долг перед малой родиной.

4. Участие в проводах казаков.« Казак уходил на войну».

Инсценировка песни .(3 группа)

На вольном , на синем, на тихом Дону Над степью зажегся печальный рассвет,

Походная песня звучала. Донская волна засверкала.

Казак уходил, уходил на войну, -Дарю я тебе на прощанье кисет,

Невеста его провожала. Сама я его вышивала.


-Мне счастья, родная, в пути пожелай, Будь храбрым, будь смелым в жестоком бою

Вернусь ли домой - неизвестно- За русскую землю сражайся

Казак говорил, говорил ей: - Прощай! И помни про Дон, про невесту свою,

-Прощай - отвечала невеста. Ты к ним поскорей возвращайся.


Учитель. Война. Слово короткое, но страшное. Невозможно и представить , что чувствуют и как живут со своими воспоминаниями участники и очевидцы событий шестидесятилетней давности. Великая Отечественная война. Ведь никто никогда не вправе забыть историю. Время не изгладит из памяти народа ту страшную войну, - самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны пока живут среди нас ветераны. Мы должны преклоняться перед их мужеством, героизмом. Стойкостью. А их . к сожалению. Становится все меньше и меньше.


5.Беседа с очевидцем Матвеевой Валентиной Ермолаевной.

Когда началась война в июне 1941 года, мне было всего три с половиной года. Жили мы в Сибири, куда враг еще не дошел, его русские войска остановили на подступах к Сталинграду, сейчас это город Волгоград., немцы дошли до реки Волги, где состоялась Великая Сталинградская битва . Наши войска оборонялись до последней капли крови, много потеряли людей, но выстояли и врага за волгу не пустили, повернули вспять.2 февраля исполнится 70 лет со дня Великой битвы. С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше, поэтому вашему поколению нужно помнить и чтить то мужество, героизм, самоотверженность советских солдат и тех людей , которые находились в тылу.

В тех местах, в уголках нашей великой Родины, что не были оккупированы врагом, люди трудились день и ночь, чтобы обеспечить наши войска продуктами, техникой, боеприпасами. « Все для войны, все для фронта»- лозунг военного времени. Трудились в основном женщины и дети, ведь остались лишь малолетние парнишки и старики или мужчины ,которые из-за своей профессии были оставлены обучать молодых солдат и руководителей заводов и колхозов

С 1937 года начался в стране голод, а тут еще и война… Во время войны много людей умирало от голода и полученных ранений. После тоже было очень тяжелое время -приостановила свой рассказ прабабушка, помолчав какое- то время , тяжело вздохнув, продолжила.- Это время я уже помню, не обошел голод и нас. Супы варили из крапивы и травы-лебеды ,очистки от картофеля не выбрасывали , а промывали, сушили в духовке и ели. В магазинах за хлебом занимали очередь с вечера, ждали всю ночь, а утром ,когда хлеб привезут , давали лишь одну буханку в руки. Тем , у кого семья была большая, приходилось занимать длинную очередь вторично. Дома же хозяйки пекли хлеб из отрубей, чтобы хоть как-то накормить семью.

В 1970 году я пошла служить в армию, -с улыбкой продолжила бабушка,- и прослужила санинструкторам во внутренних войсках города Иркутска до июня месяца 1992 года. Возила в госпиталь солдат, следила за их питанием , здоровьем и санитарным состоянием помещения, лечила, проводила практические занятия по медицине. Поэтому за безупречную службу была награждена медалями трех степеней за 10 , 15 и 20 лет безупречной службы. Также имеются три юбилейные медали: 60 и 70 лет вооруженным силам СССР, МВД-200 лет. Службе – польза, Отечеству – благо. Дай Бог , чтобы вы не испытали всех ужасов , что пережили мы. Вашему поколению нужно учиться у людей военного нелегкого времени. Они были готовы пожертвовать жизнью ради спасения Родины.


Ученик . Все дальше и дальше от нас годы войны. Прошло много лет с тех пор , как отгремели последние залпы. Наше поколение родилось в мирное время, о войне мы знаем из фильмов, книг ,



6.Виртуальная библиотека.( Демонстрация на экране книг и статей газет военной тематики).



Ученик . Мы не знали тех дней

Нам об этом поведали деды,

Как в суровые годы страшной жестокой войны

Из-за парты на фронт уходили девчонки , мальчишки,

Не дождавшись своей восемнадцатой юной весны.

Мы не знали войны.

Мы увидели это с экрана.


Ученица . Мы не знали тех дней

Как ликующий голос Победы,

Разлетаясь над миром, входил в каждый дом.

Мы не знали войны,-

Нам об этом поведали деды.

Мы счастливые все потому, что родились потом.



Учитель. О войне нам могут рассказать не только книги , но и наши прадеды.

Ребята, кто из ваших прадедов воевал на войне? ( ответы учащихся)

Давайте заслушаем учащихся, которые подготовили сообщения о своих родственниках.


7. Переулок знатоков. ( 4 группа) :

Слайды.

Громова Д.

Киселев Свирид Григорьевич . Он был был старшим мужчиной в семье , а в 1939 году переехал на Кубань в ст. Темижбекскую, работал трактористом на МТС.

Война началась , когда ему было 27лет. Служил он в Крыму рядовым стрелком. Прадедушка прошел всю войну. Он храбро сражался , был награжден медалью « За отвагу». Держа награды , удостоверения к ним , перелистывая пожелтевшие , потрепанные листочки военного билета , смотря на старые , черно-белые фотографии моего прадеда , я пытаюсь представить , сколько испытаний выпало на его долю и на долю всего советского народа. В 1943 году был контужен при освобождении Краснодарского края. После выписки из госпиталя был шофером .Солдаты воевали и днем , и ночью. Под разрывами снарядов в дождь и снег , жару и холод они приближались к долгожданной победе , которую встретили в Германии.




Комарова В.

Карманов Иван Иванович.

Его семья в 30-е годы переехала на Кубань. Перед самой войной он был призван на срочную службу в ряды Красной Армии. Вернуться домой не успел, т. к. началась война. За время военной службы у него появились верные товарищи. Много он встретил трудностей и горя на своем пути, но один случай запомнил.


В этот день было все не так , как обычно. На фронте шел ожесточенный бой , в котором многие товарищи моего деда погибли. Во время этого сражения был ранен его лучший друг , он находился на грани смерти , но прадед не растерялся и на своих руках , прячась от боевых пуль ,отнес его в госпиталь. Там его чудом спасли , и он вернулся защищать свою родину. За доблесть , проявленную в спасении своего друга , мой прадед был награжден орденом «За отвагу». Пройдя войну и встретив победу, дед со своим товарищем вернулся домой. Уже спустя несколько дней они участвовали в восстановлении станицы. С тех пор у моего прадеда было одно единственное желание , чтобы не было войны.


Учитель. Основное средство передвижения в военное время – это танки , военные машины Перенесемся в один из дней боевой жизни танкиста. Почтим память тех, кто пал смертью храбрых на полях брани. В наших сердцах всегда будет жива память о тех , кто погиб в этой безжалостной , суровой войне.


8. Военный полигон.« На поле танки грохотали».(5 группа)

Показ слайдов.

На поле танки грохотали.

Солдаты шли в последний бой,

А молодого командира

Несли с пробитой головой.


Под танк ударила болванка.

Прощай гвардейский экипаж!

Четыре трупа возле танка

Дополнят утренний пейзаж.


Машина пламенем объята,

Сейчас рванет боекомплект,

А жить так хочется , ребята,

Но выбираться сил уж нет…


Учащиеся с веточками сирени читают стихотворения.


Ученик. Да, это он прикрыл своею грудью

Страну родную в самый трудный час.

И, не страшась ни танков , ни орудий,

У стен столицы выполнил приказ.

Не пожалели сил своих и жизни

Вот имена святые всей Отчизны.


Учитель.

Чтобы не повторилась страшная война, чтобы жизнь на земле не содрогнулась от взрывов . чтобы не плакали матери , помните – какой ценою досталась победа.( чтение стихотворения К. Обойщикова)

Желаю вам, родные, дорогие

Не видеть разрушительной войны.

Но вдруг случится , скажут свое слово

И в строй армейский встанут снова

Кубани нашей славные сыны !



Учитель. У человека может быть 2 дня рождения. Первый - когда он родился на свет, второй - когда спасают от смерти. Так и у станицы: рождение - ее основание, а второе - когда ее освободили. Оккупация – страшное слово, нет ничего ужаснее, чем находиться под сапогом захватчика.


Ученик. Не легкой ценой достается нам мир на нашей замечательной планете(чтение стихотворения « Бьется сердце»).


Среди взрывов , меж окопов, Бьется сердце так исправно,

На родной сырой земле Как чеканит автомат,

Бьется сердце одиноко А солдат погиб недавно,

О тебе и обо мне. Не вернется он назад.


Ученик.

У обелисков голову склоняю,

Где нет имен ,одни лишь только даты.

Кто здесь лежит? Я этого не знаю.

Но знаю я -в бою легли солдаты.

Чтоб над Отчизной голубело небо,

Чтоб золотились мирные поля,

Чтоб у детишек было вдоволь хлеба…

Ученик.

Я знаю никакой моей вины, в том

Что другие не пришли с войны.

В том , что они кто старше , кто моложе

Остались там, но не о том же речь.

Что я их мог , но не сумел сберечь.

Речь не о том , но все же, все же…

Учитель. Все помнится , ничто не забыто,

Все помнится , никто не забыт.

И днем и ночью в чаще из гранита

Святое пламя трепетно горит.


Звучит мелодия песни «Дорожка фронтовая» Б. Ласкина. Слайды .


Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины,

Объезжая мины,

По путям- дорогам фронтовым.



Припев: Эх, дорожка фронтовая!

Не страшна нам бомбежка любая,

Помирать нам рановато-

Есть у нас еще дома дела.


Путь для нас к Берлину, между прочим,

Был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи,

Было трудно очень,

Но баранку не бросал шофер.

Припев.

Может быть, отдельным штатским людям

Эта песня малость невдомек.

Мы ж не позабудем,

Где мы жить не будем,

Фронтовых изъезженных дорог.

Припев.



Учитель. День Победы- это важное событие , значение которого велико . Память об этом событии неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века- это звено между прошлым и будущим. Вернемся в настоящие дни. Деды отдавали свои жизни за достойное будущее своих потомков . ( Учащиеся на доску прикрепляют солнышки с улыбками).


Ученик. В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!



Ученик. Болят и ноют фронтовые раны,

Которыми отметила война,

Мы с вами, дорогие ветераны!

Вам кланяется вся наша страна!


Ученик. Цена Победы…Как ты дорога!

Вы кровью за Победу заплатили.

  Вы кровью за победу заплатили.

Об этом будем помнить мы всегда!