Круглый стол Экология и я

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Круглый стол «Экология и мы»

Составитель: классный руководитель 7б класса Винникова В.Е.

Возрастная категория участников: учащиеся 7-8 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: круглый стол по экологической теме
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. 
Задачи: 
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу;
- способствовать воспитанию любви к родной природе; 
- пополнение знаний учащихся по экологии. 
Предварительная подготовка:
-подбор материала к мероприятию;
-подготовка учащимися кратких сообщений и рисунков об одной из экологических проблем;
- подбор стихотворений;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации, анкеты
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, жетоны, картинки с изображением природы, анкета
Оформление класса: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему круглого стола

Ресурсы: Компьютерная презентация.



Ход мероприятия

Эпиграф:


Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, 
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей, 
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг. 
Человек природе – друг!


 Учитель: Мы сегодня собрались за нашим круглым столом поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной. Вы, наверное, уже догадались, что наш разговор пойдет о нашем общем доме – планете Земля. Ребята, сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы и экологии. Мы часто слышим слово «экология». Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. А сейчас давайте проверим вашу эрудицию.


Вопросы для детей.

  1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними?

(Потому что молодые)


2.Какие черные ягоды вы знаете?

(Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина.)


3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему?

(Осина, потому что длинная ножка листа)


4.Растение, которое связывают со звоном?

(Колокольчик)


5. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

(Незабудка)


6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)


7.Назовите дикие съедобные растения.

(Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)


8.Название, каких животных состоит их 2 букв?

(Ёж, уж, як)


9. Назовите растения, которые носят человеческие имена.

(Роза, вероника, Иван-да-Марья, маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)


10. У кого есть уши на ногах?

(У кузнечика)

Стихи детей.

1-й уч-ся.

Берегите, друзья вы природу,

-И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду.

Ведь природа надежный наш друг.


2-й уч-ся. 

Дерево, трава, цветок и птица.

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


3-й уч-ся

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!


5-й уч-ся

Нам жить в одной семье,

Нам жить в кругу одном,

Давайте будем мы дружны и сохраним наш дом.

Чтоб каждый маленький юнец, 

Сорвав цветок, сломав дубок.

Подумал, что же сделал он?

И дал ответ на свой вопрос –

Я погубил все там, где рос!


Презентация

Конкурс «Бюро погоды»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;

  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;

  3. ласточки и стрижи летают высоко;

  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

  7. раскрыты цветы кувшинки;

  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;

  10. крот нагребает высокие холмики;

  11. паук усиленно плетет паутину;

  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов будет награжден званием лучший синоптик)



Экологические задачи

Оцените ситуации, что в них сделано не так. 

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, – предложил Ваня.

-Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки.


Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара). 


Вторая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

(Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 

Третья Ситуация 

Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче».

(В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).

Четвёртая ситуация

Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

 -Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, – предложила другая.


(Нельзя рвать ягоды с ветками). 

Пятая ситуация.

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

(Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет. )

Шестая ситуация

Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу

плавало много маленьких рыбок.

-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.

-Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?


(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.)


Седьмая ситуация

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, – попросил Витя.

-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.

-От них, все равно, ни какой пользы – ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?


(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.)

Восьмая ситуация

В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?


(Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.)


Приложение 1.

Анкета для учащихся


Подведение итогов.

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.

  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

 Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.











































Приложение 1

Анкета «Экологическое воспитание детей»

Ф.И.О_____________________________________________________________

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Посадили ли Вы дерево?___________________________________________

5.Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___________________

6.Читаете ли Вы книги о природе?_____________________________________

7.Смотрите ли Вы телепередачи о природе?_____________________________

8.Любите ли Вы бывать в лесу?____________________________________

9 Перечис2ите названия деревьев, цветов, ягод и .д.?___________________

_________________________________________________________________

1*.Знаете ли Вы о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?____________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Чем можете оказать помощь школе по экологии и в чем? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________ 12. Знакомят ли Вас в школе с правилами поведения в природе и нужно ли это делать ? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________