Урок по ИЗО в 5 классе на тему Праздничная одежда

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема: Народный праздничный костюм.


Урок в 5 классе.


Цель урока:  Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.

Задачи урока:
Образовательные:
 - Познакомить учащихся с особенностями русского и марийского народных праздничных костюмов.
- Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

- Закрепить понятие “орнамент”, его виды.

Воспитательная:
- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к ее истории, патриотические чувства учащихся.

- Уметь видеть эстетику и красоту мира через призму народного костюма. 
Развивающие:
- Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
- Развитие творческого начала через умение видеть и составлять свой вариант народного костюма.


Тип урока: комбинированный - урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.

Форма организации деятельности: индивидуальная и групповая. 


Материалы:
Бумага, карандаш, фломастеры, цветные бумаги, клей, ножницы, шаблоны рубах.

Зрительный ряд:
На доске – словарик новых слов (записан ряд специальных слов с ударением), вывешены рисунки ребят по этой теме, записаны пословицы и поговорки об одежде.
На стенде – закреплены вещи русского костюма из школьного музея (сарафан, рубаха, пояс, платок, лапти) или марийский праздничный костюм.
Учитель показывает книги (специальную литературу с картинками и русские народные сказки).
У учащихся на столах лежат учебники по изобразительному искусству за 5 класс открытые на соответствующей теме с картинками и фотографиями.

Музыкальный ряд:
Русские напевные мелодии, русские народные песни или марийские мелодии и песни.

Ход урока.
I.    Организационный момент.

1. приветствие;
2. проверка готовности к уроку;
3. проверка присутствующих.
II.    Формирование новых знаний.


1.    Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Интересовались ли вы когда-нибудь тем, как выглядели наши предки сто лет назад? Крестьяне с древних времен передавали традиции новым поколениям в устройстве дома, обычаях, праздниках, верованиях и, конечно, в одежде. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились.

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.
Праздник – это не только песни и пляски.
- Чем еще отличается этот день от простых будней?/нарядами /

Ответы детей:
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.
- А какие наряды надевали в праздники? Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш сегодняшний урок – тема его – «Народная праздничная одежда».

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, об истории своего народа.

Ответы детей:

- Открыли все тетради, запишем число и тему урока.

Праздничная одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой. В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.
 Слово предоставляется учащимся.

2.    Доклады (сообщения) учеников.
1 ученик:
- Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались
косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Шили ее из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Также в их наряд входили штаны (порты). Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами (кусок ткани), а поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.
Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.
Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

- нагрудные узоры – «передцы» - защищали сердце и легкие;

- наплечные – «вошвы» - охраняли руки;
-
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.


2 ученик:
В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан.
Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебёдушками.
В праздничный наряд входили и так называемые
душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.
Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой.
Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали.

И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений – ушные, шейные и нагрудные. Они очень разнообразные по форме, составу, размерам (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц).

3 ученик:
И, наконец, головные уборы.
Головным уборам уделялось особое внимание – их было большое разнообразие, но при этом и четкое разделение на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы «Девичья коса – всему миру краса» - они носили легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи. Женщины должны были тщательно закрывать волосы от постороннего глаза. Отсюда – глухие сороки, кики, повойники, платки, кички.
В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. В некоторых сказках о женщинах говорили: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

Учитель:

- Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель:

- Итак, ребята, вот сколько нового и интересного узнали мы сегодня на уроке о русском народном праздничном костюме. И наш с вами словарный запас пополнился новыми интересными словами – это (обращает внимание класса на доску, где записаны слова).

Учитель: Мы узнали о русских народных костюмах. А у нас, у марийцев есть традиционные костюмы? Какие? В чём ходили наши предки? Перечислите пожалуйста.

Ответы детей:

Были ли вышивки на одеждах? Что вышивали? (Орнаменты)

- Какие орнаменты вы знаете?  

Ответы учеников: (геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные)

Какие формы орнамента вам известны?

- Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый. Где они применяются?

- Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.


Учитель: 

- Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников:

-  В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.  Теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

- Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным.

Проблемная ситуация – Ребята, скажите пожалуйста, если не было праздника, было бы весело жить? Есть праздник, но люди ходят в повседневной одежде, интересно было бы?

Ответы детей:

Вывод – праздничная одежда поднимает настроение.

Если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.


IV. Практическая работа.

Постановка художественной задачи.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на свои парты. Как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься? Аппликацией. Правильно. Нужно сделать праздничную одежду в аппликации. Для рисунка одежды используем шаблон одежды. Можно даже придумать современную одежду. И так, представьте , что вы художники - модельеры и вам дали придумать одежду на современный стиль.
Главное условие – наличие орнамента в одежде. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем на рубахи. Композиции вышивки составляете сами.
(Шаблон сарафана и рубахи предлагается как раздаточный материал.)

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика, в проработке цветом основных частей композиции костюма; допускается дополнение орнамента фломастерами, элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.


V. Итог урока.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Работа детей на уроке


VI. Домашнее задание.

Дома разузнать о традиционных праздниках у родителей, бабушек и дедушек.