Урок изобразительного искусства в 6 классе (по программе Б.М. Неменского).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок изобразительного искусства в 6 классе (по программе Б.М. Неменского).

Тема: «Натюрморт. В музеях хранятся картины – натюрморты».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

обучающая – понятие «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

развивающая развивать умение обучающихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

дать обучающимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

узнать о понятии «стиль», его разновидности;

развивать творческую и познавательную активность.  

Оборудование: 

Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка "Овощи и фрукты", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для обучающихся: альбом, графитные карандаши, акварель, ластик

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

 Основные понятия:

Натюрморт

Стиль

Планируемые результаты:

Личностные:

 - Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 - Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

 - Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Регулятивные:

 - Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

 - Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Коммуникативные:

 - Высказывать свои мысли (предложение – текст), вступать в беседу.

 - Слушать и понимать других, в т. ч. выразительно читать чужие тексты.

 - Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Познавательные:

 - Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Реализация основной дидактической цели урока:

проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого обучающегося.

Дифференцированный подход к обучающимся проходит на этапе самостоятельной работы.


Ход урока

1. Орг. момент.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.


Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку

необходимые принадлежности.

Отгадайте какие:

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Как только в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

2. Вводная беседа.

Учитель вместе с обучающимися вспоминают жанры изобразительного

искусства. (Демонстрация иллюстраций).

- Прослушайте стихотворение и закончите его:

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт Слайд 1

Натюрморт ( в переводе с французского - мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения. Как самостоятельный жанр возник натюрморт в 17 веке в Голландии. Замечательные школы натюрморта сложились в России, Франции, Испании.

(СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)


3.Работа над новым материалом

А теперь рассмотрим как же менялся натюрморт со временем?

Слайд 2. (Натюрморт Ван Гога)

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Слайд 3.(Натюрморт А. Матисса)

Учитель: А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он

напоминает?

- Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно

изобразить предметы?

Слайд 4. (фотонатюрморт)

Учитель:

 А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты. Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем разобраться, что помогает передать настроение в натюрморте?

Слайд 5.  (Цвет)

Учитель: Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Слайд 6. (Колорит)

Художники  используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд 7.  (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

Слайд 8.  (Нюанс)

Или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Учитель: А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Сравнение двух натюрмортов.

Учитель: Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали. Натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля (Слайд 9) и  «Розы и чертополох» Ильи Машкова. (Слайд 10).

(Слайд 11) «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.

Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.

Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.

Роза у Врубеля- это почти мечта, (слайд12)-розы у Машкова - это тоже символ души,  души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).

Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом (Слайд 13)

- Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?

Учитель: Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

4. Самостоятельная практическая работа обучающихся.

Игра – упражнение «Живая картина»

Класс делится на 3 группы , каждая из которых изображает следующее:

1-я группа – радостный торжественный натюрморт

2-я группа – нежный певучий натюрморт;

3-я группа – мрачный, печальный, грустный натюрморт

Натюрморт с натуры. У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Каждый фрукт и овощ имеют основную форму, цвет, которые можно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов, а также границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы прозрачным слоем краски нанесём на все части рисунка, исключая блики.

На втором этапе живописи - объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон.

На третьем этапе работы – моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета.

На последнем этапе все цвета обобщаем, выделяем какие-то части насыщенным цветом, если это надо, а очень яркие – гасим. Подчёркиваем или смягчаем контуры некоторых предметов.

Дидактическая игра – мозаика «Натюрморт».

Собрать натюрморт из разрезанных частей (за основу взять копии репродукций). Раздать карточки по рядам. «Какой ряд правильно и быстрее соберёт?»

5. Итоги урока

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

- Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите  свои картины, проанализируйте изображённое на них,  полагаясь на правила выполнения натюрморта.

- Радуют или печалят использованные в них цвета?

- Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы!

6. Рефлексия

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

[pic]

Список использованной литературы

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. — М., 1973. 2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987. 3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. 4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др.]. — М., 1991. 5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1963. 6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1992. 7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск, 1999. 8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1990. 9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998. 10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — М., 1994. 11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков. — М., 1978. 12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 1978. Изобразительное искусство Программы общеобразовательных учреждений 1- 9 класс «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.Н. Неменского, М.,»Просвещение» 2010