Рабочая программа МХК 10 класс (по Г.И. Даниловой)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования,

утвержденной приказом директора

от 30.08.2016 г. № 934


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

­­­гуманитарного цикла

Протокол от 30.08.2016г. №4


СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО_на заседании_

Заместитель директора педагогического совета школы

_________Е.Г.Леонтьева Протокол от 30.08.2016 г. № 8

30.08.2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МХК

(МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА), 10 КЛАСС

базовый уровень




Составитель: Пакулева Н.Л., учитель МХК

СОШ № 1 г.Белоярский


г . Белоярский, 2016 ____


Пояснительная записка


Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре, а также программы общеобразовательных учреждений предмета МХК под редакцией Г.И.Даниловой.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса МХК в 10 классе универсального профиля в течение 35 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практических задач, выполняемых учащимися.

Структура документа

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень творческих работ обучающихся и вариант контрольной работы по теме «Культура Древних цивилизаций и Средневековья».

Основная цель курса – сформировать представление о художественной культуре как части духовной культуры, приобщить школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитать художественный вкус обучающихся, повысить уровень их художественного развития.

Задачи преподавания МХК на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе приводится перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В процессе реализации данной рабочей программы предусматривается формирование у обучающихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В содержательном плане программа изучения курса МХК следует логике исторической линейности. В 10 классе изучаются следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средневековья» и «Художественная культура Ренессанса». В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.


Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Данная рабочая программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа, в ней подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке служат не только знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.





Критерии оценивания учащихся 10-11 классов


Одним из основных принципов организации работы на уроках МХК является деятельностный подход обучающихся в изучении учебного материала. Материальная база кабинета позволяет не только демонстрировать учителем готовые видео и мультимедийные материалы по предмету, но и дает возможность обучающимся, самостоятельно изучив какую-либо тему, продемонстрировать свою работу в виде электронных презентаций, видеороликов. Такой подход в преподавании позволяет достичь наилучшего результата в усвоении учебного материала, а также повышает интерес к предмету МХК и его статус среди других общеобразовательных предметов.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА МХК 10 КЛАСС


Тема и количество часов на ее изучение


I. Древние цивилизации

(6 часов)

Первые художники Земли. 1

Архитектура страны фараонов. 2

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1

Художественная культура Древней передней Азии. 1

Искусство доколумбовой Америки. 1

II. Культура античности

( 3 часа)

Золотой век Афин. 1

Архитектура Древнего Рима. 1

Театральное и музыкальное искусство античности. 1


III. Средние века

( 10 часов)

Мир византийской культуры. 1

Архитектурный облик Древней Руси. 3

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 2

Архитектура западноевропейского Средневековья. 2

Изобразительное искусство средних веков. 1

Театральное искусство и музыка Средних веков. 1


IV. Культура Востока

( 5 часов)

Индия – «страна чудес». 1

Художественная культура Китая. 2

Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1

Художественная культура ислама. 1


V. Возрождение

( 8 часов)

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. 1

Золотой век возрождения. 3

Возрождение в Венеции. 1

Северное Возрождение. 2

Музыка и театр эпохи Возрождения. 1



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МХК 10 КЛАСС (базовый уровень)



Древние цивилизации.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески). Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Оригинальный и самобытный характер ХК доколумбовой Америки. Значение ХК народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер.


Культура античности.

Всемирно-историческое значение ХК Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Великие трагики и комедиографы греческого театра.

Средние века.


Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских»

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Региональные школы Западной Европы. Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне.

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.


Культура Востока.

Самобытность и неповторимость ХК Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи.

Значение и уникальный характер китайской ХК. Шедевры архитектуры.

Теснейшая связь скульптуры с буддийской религией. Скульптурные изображения Будды и святых. Погребальный комплекс в Шаньси. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров.

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.


Возрождение.

Эстетика итальянского Возрожде­ния. Воплощение идеалов Ренес­санса в архитектуре Флоренции.

Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника

Скульптурные и живописные ше­девры художника.

Отражение в них глубоких фило­софских размышлений автора о смыс­ле жизни и смерти.

Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника

Архитектурный облик Венеции. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества

Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья Ван Эйки – основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.

Музыкальная культура Возрожде­ния. Роль полифонии в развитии свет­ских и культовых музыкальных жан­ров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Защита творческих проектов обучающимися на выбранную тему.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МХК 10 КЛАСС


урока

Дата урока

корректировка

Тема

Содержание материала урока

Базовый уровень ЗУН

Домашнее зада-ние

Словарь урока

1

02.09


Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека.

Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.1

С.19 вопросы, термины

Синкретизм; мегалиты;

дольмены;

кромлех;

менгиры.

2

09.09


Архитектура страны фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Гл.3, п.3.1

Пилон; капитель;

3

16.09


Архитектура страны фараонов

Гл.3, п.3.2

С.38 вопросы

4

23.09


Изобразительное искусство Древнего Египта

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески). Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров.

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта

Гл.4

П.4.1-4.3

С.51 вопросы

Мумификация; канон; кубическая скульптура; круглая скульптура

5

30.09.


Художественная культура Древней Передней Азии

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения


Гл.2

С.30 вопросы, термины

Пандусы; зиккураты; адоранты

6

07.10


Искусство доколумбовой Америки

Оригинальный и самобытный характер ХК доколумбовой Америки. Значение ХК народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер.


Знать достижения цивилизаций ацтеков и майя, их вклад в развитие мировой культуры.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.5

П.5.2-5.3

Работа над проектами

Погребальная маска

7

14.10


Золотой век Афин


Всемирно-историческое значение ХК Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.6,7

Работа над проектами

Атлант; кариатида; анфилада; портик; вазопись

8

21.10


Архитектура Древнего Рима

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.


Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения

Гл.9

Таблица «Достижения Рима»

Арка; акведук; купол

9

28.10.


Трагики и комедиографы греческого театра

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Великие трагики и комедиографы греческого театра.


Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.


Гл.11

Работа над проектами

Котурны; декламация; реквизит; мим

10

11.11


Мир византийской культуры

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.


Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения


Гл.12

Работа над проектами

Мозаика;

Фреска;

Икона

11

18.11


Архитектурный облик Древней Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских»




Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.16

Работа над проектами

Гл.17

Работа над проектами

Гл.18

Проекты обуч-ся

Смальта; рельеф; портал; фасад; каннелюры; собор; паперть

12

25.11


Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

13

02.12


Архитектура Московского княжества

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.

14

09.12


Изобразительное искусство Древней Руси

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.

Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения


П.17,3

Работа над проектами



Икона, мозаика, фреска, оклад, иконостас; нимб; икона житийная, чудотворная, явленная

15

16.12

16

23.12.


Архитектура западноевро-пейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.


Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.13

П.13.1

Работа над проектами

П.13.2



Романский стиль;

Готический стиль; витраж; базилика

17



Готический собор как образ мира

Региональные школы Западной Европы. Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне.

18



Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.14

Жанр; гобелен

19



Театральное искусство и музыка Средних веков

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.15

Созвучие; аккорд; фарс; мистерия; миракль; многоголосие

20

Контрольная работа по теме «Культура Древних цивилизаций и Средневековья»


21



Индия — «страна чудес»

Самобытность и неповторимость ХК Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи.

Знать основную терминологию, связанную с ХК Индии

Уметь узнавать изученные произведения


Гл.20

Работа над проектами


Санскрит, ступа, нирвана, якшини, чайтья

22



Художествен-ная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской ХК. Шедевры архитектуры.

Знать особенности архитектурных сооружений Китая

Уметь узнавать китайский стиль в архитектуре.

Гл.21

В.1,2

Павильон; пагода

23



Скульптура и живопись Китая.

Теснейшая связь скульптуры с буддийской религией. Скульптурные изображения Будды и святых. Погребальный комплекс в Шаньси. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров.


Знать характерные особенности китайской живописи.

Уметь узнавать изученные произведения

П.21.2

Пейзаж в стиле китайской живописи

Монохромия;

колорит

24



Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве.


Знать основные архитектурные памятники Японии. Особенности садово-паркового искусства

Уметь узнавать изученные произведения


Гл.22

Работа над проектами


Синтоизм; иероглифическая каллиграфия

25



Художествен-ная культура ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Знать особенности архитектуры и живописи ислама

Гл.23

В.3

Ислам, мусульмане, Коран, мечеть, минарет, медресе, хиджры

26



Флоренция —

колыбель италь­янского Возрож­дения

Эстетика итальянского Возрожде­ния. Воплощение идеалов Ренес­санса в архитектуре Флоренции.

Знать отличительные черты эпохи возрождения, ее идеалы.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.25

Работа над проектами


Пилястры; кампанила

27



Золотой век Воз­рождения. Художествен-ный мир Леонардо да Винчи

Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника


Знать основные вехи биографии великих художников, их творческую и общественную деятельность. Вклад в мировую культуру.


Уметь узнавать изученные произведения

Гл.26

П.26.1

Работа над проектами


Автопортрет; иллюстрация; статуя, бюст; эскиз; мольберт; палитра

28



Бун­тующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные ше­девры художника.

Отражение в них глубоких фило­софских размышлений автора о смыс­ле жизни и смерти

П.26.2

Работа над проектами


29



Рафа­эль — «первый среди равных»

Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника


П.26.3

Вопросы с.309

30



Возрождение в Венеции. Ху­дожественный мир Тициана

Архитектурный облик Венеции. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Знать основных представителей венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан, Веронезе)

Уметь узнавать изученные произведения


Гл.27

П.27.2

Вопросы 1,3

Темпера; грунт; карнация; сангина; ню

31



Северное Возрождение.

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества

Знать своеобразие архитектуры стран Северного Возрождения.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.28

П.28.1

Ратуша;

32



Живопись нидер­ландских и не­мецких мастеров

Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья Ван Эйки – основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.

Знать основных представителей живописи Северного Возрождения (Братья ванн Эйки, Босх, Брейгель, Дюрер)

Уметь узнавать изученные произведения

П.28.228.5

Вопросы 1, 4

Гравюра; эстамп; миниатюра

33



Музыка и театр эпохи Возрождения


Музыкальная культура Возрожде­ния. Роль полифонии в развитии свет­ских и культовых музыкальных жан­ров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Знать основные жанры музыкальной культуры Возрождения, наиболее популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения.

Уметь узнавать изученные произведения

Гл.29

Подготовка к защите проектов

Полифоническое исполнение, имитация, сопрано, камераты, речитатив.

34



Обобщающий урок по теме «Возрождение»

Защита творческих проектов обучающимися на выбранную тему.

Логически верно выстроенный ответ. Обоснованные выводы по теме. Теоретические положения подкреплены фактами.

Подготовка к итоговому уроку


35



Контрольно-обобщающий урок по изученному материалу.








В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.





Перечень самостоятельных творческих работ (проектов) обучающихся 10 класса:


  • Тайны Кносского дворца

  • Греческая ордерная система

  • Прогулка по Афинскому Акрополю

  • Греческое искусство вазописи

  • Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

  • Шедевры римской архитектуры

  • Инженерные достижения римских архитекторов

  • Искусство мозаики

  • Фресковая роспись православных храмов

  • Собор Софии Киевской

  • Соборы Московского Кремля

  • Деревянное зодчество Руси

  • Лик Богоматери на православных иконах

  • Святые образы Иисуса Христа

  • Иконописец Феофан Грек

  • Творчество Андрея Рублева

  • Готические соборы Европы

  • Пагоды – мемориальные башни Китая

  • Мавзолей Тадж – Махал

  • Искусство арабески

  • Загадки «Джоконды»

  • Скульптурные шедевры Микеланджело

  • Мадонны Рафаэля




Контрольная работа по теме «Культура Древних цивилизаций и Средневековья»

  1. Найдите соответствующие пары. Образец записи: 1Аб

АРХИТЕКТУРА


А Зиккурат в Уре



а Греция(Эллада),

5 век до н.э.

2 [pic]


Б Колизей



б Египет, середина 3 тысячелетия до н.э.

3 [pic]



В Парфенон



в Месопотамия, 18 век до н.э.

4 [pic]



Г Храм царицы Хатшепсут



г Рим, 75-80 г.г.



СКУЛЬПТУРА

[pic] 1


А Статуя Октавиана

Августа


а Египет, середина

3 тыс. до н.э.

2 [pic]



Б Статуэтка

управляющего

Эбих-иля



б Греция,

5 век до н.э.


[pic] 3




В Портрет писца

Каи




в Месопотамия,

первая половина

3 тыс. до н.э.

[pic] 4


Г Курос


г Рим, начало

1 в.н.э.



  1. Объясните понятие синкретичный характер (культуры)

  2. Назовите культурную эпоху: «Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума.»

  3. Как называется стеклянный сплав, окрашенный минеральной краской, с тончайшей золотой поверхностью, применявшийся византийскими мастерами мозаики? Выберите правильный вариант ответа:


а) витраж; б) смальта; в) потир; г) тропарь.


  1. Найдите соответствующие пары. Образец записи: 1Аб

АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1



А Собор Святой

Софии



а Россия, Коломенское,

1532 г.

[pic] 2



Б Кёльнский собор



б Франция, Париж,

12-14 века

[pic] 3



В Церковь

Вознесения



в Германия,

13-19 века

[pic] 4



Г Собор Нотр-Дам



г Россия, Новгород,

11 век









  1. Назовите архитектурный стиль, к которому принадлежит изображенное ниже произведение архитектуры. Кратко охарактеризуйте этот стиль.

[pic]




Ключ к ответу:

Ответ

1

Архитектура: 1Ва; 2Ав; 3Бг; 4Гб Скульптура: 1Ва; 2Аг; 3Гб; 4Бв

2

Нерасчлененность, неразвитое состояние. Слияние музыки, пения, танца на первоначальных стадиях человеческой культуры

3

Античная культура

4

б

5

1Гб; 2Ва; 3Аг; 4Бв

6

Романский стиль


Контрольно-обобщающий урок проводится в форме викторины по изученному материалу с применением мультимедийных средств обучения (презентация, аудио- и видеофрагментов).

Материально-методическое обеспечение курса:


Учебник для обучающихся:


Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень : учебник/ Г.И.Данилова. – 12-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 366 с.:ил.


Литература для учителя:


  1. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура:От истоков до XVII века 10класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс»/ Г.И.Данилова. – 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014. – 124 с.

  2. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника./ В.Н.Александров. – Мн.: Харвест, 2007. – 736 с.

  3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч.Ч.1./ Л.Г.Березовая, Н.П.Белякова. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. - 320 с.: ил.

  4. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. Практическое пособие./ М.И.Каратавцева, И.С.Чернышева. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.- 192 с.

  5. М.Алленов, Е.Алленова и др. Мастера русской живописи. – М.: Белый город, 2007. – 384 с.:ил.

  6. Галушкина Ю.Е. Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е.Галушкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 379 с.

  7. Леухина Н.А. Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. Н.А.Леухина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 317 с.

  8. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя./ Л.Ф.Пешикова. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 113с.

  9. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней./ В.М.Соловьев. – М.: Белый город, 2004. – 736 с.:ил.

  10. Арисова И.В. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008. – 134 с.

  11. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя./ И.А.Химик. - М.: Просвещение, 1992. – 128 с.

  12. Плешаков С.А. Шедевры архитектуры/ Автор-сост. Плешаков С.А. – М.: Вече, 2001. – 208 с.:илл.

  13. Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия / Н.И.Платонова. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 143 с.:ил.

  14. Языческие боги, былинные герои, русские святые. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 304 с.



Мультимедийные средства:

  • ВВС. Всемирная история живописи. Ф № 1-4 DVD-диск

  • ВВС. Всемирная история живописи. Ф № 5-7 DVD-диск

  • Сокровища мирового искусства: 22 слайд-шоу. – ДиректМедиа Паблишинг, Москва, 2004.

  • Императорский Эрмитаж. Электронная библиотека. – «Коминфо», 2007. 2 CD

  • «Интерактивный мир»: Энциклопедия классической музыки. – «Коминфо», 2002.

  • Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

  • МХК. 10–11классы: Электронное наглядное пособие.–М.: Дрофа; Кирилл и Мефодий, 2003

  • Электронные презентации к урокам.





Ресурсы сети Интернет для использования на уроках



http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль»



http://nesusvet.narod.ru — Иконы. Иконография. Иконопочитание.



http://russia.rin.ru/ — Россия Великая



http://mify.org/ — Мифы Древней Греции



http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html — Виртуальная экскурсия по первобытной культуре



http://europa.km.ru — Виртуальная Европа





Технические средства обучения:

  • Мультимедийный компьютер ASUS

  • Мультимедиапроектор NEC

  • Интерактивная доска

  • Ноутбуки Lenovo

  • Акустическая система «Microlab»