Разработка урока по изобразительному искусству по тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок Изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения по модели 1 компьютер – 1 ученик

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выполнять зарисовки по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица».

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.

Личностные: проявляют интерес к новому материалу, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели; учатся договариваться и сотрудничать в группе.

Оборудование для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель или гуашь), баночка, кисть, тетрадь по ИЗО, учебник, компьютер

Оборудование для учителя: раздаточный материал (цветовые круги, материал для групповых заданий), детские рисунки на тему «Масленица», учебник, презентация, компьютер, проектор, экран

Вид работы: индивидуальный,


Технологическая карта урока:


1. Организа

ционный момент

(1 мин)



Приветствие учащихся. Настрой на рабочий лад.

Разминка. Определите жанры (слайд 1-6).


На доске: элементы праздника Масленица. На экране: слайд шоу «Масленница в картинах художников» фигуры людей в праздничных народных костюмах ( слайд 7)


Слушают учителя. Внутренний настрой на работу.


Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постанов-

ка цели и задачи урока

( 3 мин)


У.: Ребята, обратите внимание на доску. С чем у вас ассоциируются представленные работы? А теперь посмотрите на экран. Давайте всё вместе свяжем и выведем тему нашего урока. ( слайд 8)

У.:Какая тема объединяет эти картины?
В каком жанре написанные картины?

Итак, тема нашего урока: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве».

Цель нашего урока: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» (слайд10).

Откройте тетради по ИЗО. Запишите число, тему урока.

Слушают учителя. Осмысливают тему и цель урока.

Рассуждают вслух. Представляют различные образы.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные: осознают свои интересы и цели.

3. Изучение нового материала

(11 мин)

У.: Откройте учебники на странице 141. Параграф 26. Рубрика «Прими к сведению». Начинаем читать.

- …, читай громко, а все остальные рассматривают репродукции картин великих художников на тему «Масленица».

Просмотр слайдов 11-21

- А теперь детально остановимся на некоторых картинах по теме нашего урока. Внимание, на экран. Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (слайд 22- 27).

- Рассмотрите представленную репродукцию. Что вы видите на переднем плане? В какую одежду одеты люди? Опишите свои впечатления, мысли, чувства о данной картине.

- Художник Суриков позволяет нам ощутить праздничную атмосферу народного праздника. «Взятие снежного городка» это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье.

- Запишите в тетрадь: Суриков В.И. «Взятие снежного городка».

- Подлинную картину народного гулянья на Масленицу в России наряду с Суриковым воссоздал Борис Михайлович Кустодиев. Внимание, на экран. Художник Кустодиев, картина «Масленица» (слайд ). Запишите в рабочую тетрадь фамилию художника и название его картины.

- Какой сюжет изобразил художник Кустодиев? Что вы видите на картине? Какие цвета использует художник? Художник как – будто бы нам говорит, что жизнь – это праздник. Зритель наблюдает действо, словно с высоты птичьего полета. Показано русское веселье.

- Ещё одну картину с аналогичным названием представил нам тот же художник: Борис Кустодиев. Написана она в 1919 году (слайд. Запишите в тетрадь название картины и год её написания.

- Назовите, пожалуйста, центр полотна и главные сюжетные элементы (тройка лошадей).

- Тройка лошадей – символ народного праздника, русского веселья, широкой русской души. Обратите внимание на передний план картины: кого вы видите? (Двое купцов в богатых шубах, бородатые о чем – то ведут беседу)

- Что еще вы видите на картине? (Передвижной театр, церковь на заднем плане – символ православия русского народа).

- Какие элементы помогают нам ощутить праздничное настроение? (расписные сани, купцы, театр, нарядные одежды)

- Обратите внимание, какие цвета для написания полотна выбирает Кустодиев: яркие для росписи саней, театра, узоров, фасадов домов, но храм изображен светлым и расположен между красивыми ажурными деревьями. Это выражает его отношение к вере.

- В 1922 году Кустодиев создаёт еще одно своё знаменитое произведение «Портрет Шаляпина» (слайд). Запишите название картины и год создания в тетрадь.

- Кто такой Шаляпин? (Выдающийся оперный певец Федор Иванович Шаляпин)

- Каким вы видите образ певца? (человек, достойный поклонения, фигура величественная, в дорогой одежде)

- На фоне чего художник изобразил портрет Шаляпина? (На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.)

- Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным".

- Ребята, вы заметили, что на многих картинах центральное место занимает тройка лошадей. И это не случайно: конь в народном искусстве – слуга солнца, он воин – победитель, он надежный помощник земледельца. Вот поэтому в праздничных торжествах выезд коней был главным событием.

Рассматривают репродукции картин художников по теме урока. Высказывают свои мысли, впечатления. Записывают основные понятия в рабочую тетрадь.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: проявляют познавательную активность.

4. Актуализация знаний

(5 мин)

  • У.Ребята, вы сегодня как настоящие художники создадите коллективный проект «Весёлая Масленица».

  • Работать вы будете сегодня индивидуально , а следующий урок в группах. Договоритесь, кто у вас будет изображать женскую фигуру в народном костюме, кто мужскую в народном костюме, а кто детскую. До начала творческой работы давайте все вместе вспомним основные особенности изображения человеческого тела.

  • ???Какая проблема встанет у нас перед решение нашей задачи?

  • Как мы можем решить проблему изображения масс людей?

Внимание, на экран (слайд 24-27).

Посмотрите внимательно на картину и фрагменты картины. Определите каким способом художник и передал глубину пространства ? - Сколько раз, при идеальных пропорциях, размер головы укладывается в общей высоте фигуры?

- Вспоминаем самые важные точки? Что означает точка 4? (геометрический центр фигуры, длина ног – половина общего роста)

- До какой точки доходит опущенная рука? (до середины бедра).

Групповая игра «Проверь себя – исправь ошибки» (работа выполняется в группах, после участники других групп при помощи сигнальных знаков проводят проверку)

- А теперь вспомним основные элементы русского народного костюма.

Выполняют задания. Анализируют, контролируют. Строят логические высказывания. Определяют основные элементы русского костюма. Участвуют в групповой творческой работе.

Познавательные: самостоятельно ищут способы решения учебной задачи; структурируют знания.

Регулятивные: планируют и организовывают свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: осознают свои интересы и цель.

5. Творчес

кая практическая деятель

ность

(15 мин)

Организует творческую практическую деятельность. Учитель рисую у доски за мольбертом. Изображаю человека методом мазков , при этом совместно с детьми вспоминаем пропорцию человека и передачу объёма тела законами светотени . Контроль. Коррекция.

Выполняют коллективную творческую работу в соответствии с поставленной целью. Создание коллективного панно «Весёлая Масленица».

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

6.

Представ

ление построен

ного проекта

(7 мин)

Каждая группа учеников выходит по очереди к доске и представляет свой проект: работы прикреплены к заранее подготовленному ватману.

- Давайте проанализируем представленные проекты. Соответствуют ли данные изображения теме нашего урока? Есть ли грубые ошибки?


Участвуют в подведении итогов творческой работы. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творчески – художественной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками; понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения.

Личностные:

Осознают свои эмоции, адекватно их выражают; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам

7. Рефлексия

(3 мин)

- Выразите своё впечатление от урока при помощи своих знаков – сигналов.

-Давайте продолжим мои предложения:

У меня получилось…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

мне захотелось…

Высказывают свои впечатления, мысли. Совместно с учителем выставляют оценки.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

8. Домашнее задание

- Представить и изобразить члена своей семьи в русском народном костюме.

Обдумать будущую зарисовку.