Пользовательское соглашение

Разработка урока Изобразительного искусства 7 класс.. «Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...












Разработка урока Изобразительного искусства


7 класс. Изображение человека в истории искусств.


«Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова»

Романова Лариса Викторовна

МБОУ «СОШ № 132 с углублённым изучением отдельных предметов»

Ново – Савиновского района г. Казани














Казань 2016г.

Тема: Сказочно-былинный жанр. Образ сказочных героев С.Т. Аксакова


Цель урока: познакомить с творчеством писателя С.Т. Аксакова; сформировать представление о сказочно-былинном жанре; воспитать любовь к народному искусству, фольклору, уважение к труду мастера слова и мастера изображения; развить образное мышление, творческие способности;

Оборудование: презентация, репродукции картин, музыкальное сопровождение.

Урок рефлексии (систематизация и обобщение знаний и умений)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Планируемые результаты:

Предметные: умение на основе литературного произведения и иллюстраций к нему, создавать собственную творческую работу и новые художественные образы;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, понимание её, поиск нового образа сказочного героя, создание собственной творческой работы в любой технике, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного произведения, поиск личных характеристик главных героев, выделение драматического сюжета;

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, друг с другом и в группах во фронтальном режиме, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности, комментируют их.

Личностные: проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова, формирование системы нравственных ценностей (милосердие, красота, уважение к старшим, ценности жизни).

Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый,  творческий. 

  Ход урока.

  1. Орг. Момент

Проверка готовности к уроку, приветствие.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Порой мы с вами не замечаем, что повседневность, окружающая нас, может быть интересна, привлекательна, даже красива. Бегут минуты, дни, года.

Слайд 2

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится. Зинаида Гиппиус

А как иногда хочется увидеть то, что было раньше.

- Кто же может запечатлеть миг, уходящий в прошлое?

Верно, только художники или фотографы сохраняют для нас ушедшие века, года, мгновения.

- И как же называются творения художников?

Правильно, а теперь вспомним, какие жанры сюжетных картин мы с вами уже изучили

Слайд 3

Повторение изученного материала.

- Совмещаем название вида сюжетно-тематической картины с иллюстрациями:

  • Бытовая сюжетно-тематическая картина (события повседневной жизни)

  • Историческая сюжетно-тематическая картина (реальные исторические события)

  • Батальная сюжетно-тематическая картина (эпизоды военной жизни)

  • Мифологическая сюжетно-тематическая картина (описание мифических событий)

Учитель: У нас с вами осталась картина, не подходящая к предложенным жанрам. Что здесь изображено?

- Героями каких литературных жанров являются… (былина, сказка).

- Значит, мы пропустили сказочно-былинный жанр (описание сказок и былин).

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Кем бы ни был в жизни человек, он никогда не забудет сказки. Ведь в сказках царит настоящее счастье, красота, добро и справедливость, т.е. чудо. А этого человеку всегда не хватает в жизни.

- Определите тему нашего урока?

- Что такое сказка?

- Что такое былина?

Слайд 4

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Былина -  древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа - героическое событие, где "наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси". Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.

4 Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Слайд 5

Учитель: Наш народ через века пронёс былины, передавая их из уст в уста. Первый сборник былин был издан в 1804 году. В русское изобразительное  искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда  в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору.  Живописные полотна былинного жанра воспевают далёкое легендарное прошлое Древней Руси, открывают для современников истоки национальной культуры.  Герои вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, защищали слабых и обездоленных, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей.

- Назовите известных вам художников, представителей сказочно-былинного жанра

( Иван Билибин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель и др.)

Слайд 6

Их работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.

Влияние сказок и былин на русскую культуру Велико. Неоценимо. Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого. Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется - "Богатырская"? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу "Садко" Римского-Корсакова?

- А сегодня мы с вами познакомимся с великим русским писателем: Сергеем Трофимовичем Аксаковым, написавшем сказку «Аленький цветочек»

Слайд 7

Ученик 1: Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова — русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков — отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова - старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
Ученик 2:К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди — старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» — самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И — в свои младые годы.


Слайд 8 Учитель:

-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.

-А вы знаете, как появилась на свет сказка  «Аленький цветочек»?

-Тогда послушайте.

Ученик 3: Сказку " Аленький цветочек" он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова - внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку - дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Как же он был поражен, когда несколько лет спустя обнаружил ещё одну такую же сказку под названием «Красавица и зверь», напечатанную на страницах переведённого с французского языка сборника «Детское училище». Через несколько лет в Казанском театре на просмотре оперы «Земфира и Азор» Аксаков узнал снова сюжет «Аленького цветочка» во всех подробностях.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

- Вспомните и назовите главных героев сказки «Аленький цветочек» (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)

-Вспомните сюжет сказки, сформулируйте одним предложением ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации.

Слайд 9

Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая - аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,

 и стал чудище красавцем писаным.

- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?

- Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)

- Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?

- А какую больше всего?

Учитель: Молодцы, правильно. Послушайте, каким красивым словом пишет Аксаков:

Слайд 10

Читает ученик:

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Слайд 11

5 Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в группах.

Учитель: Составить синквейн (работа в 3-х группах) 1-Настенька, 2-Чудище, 3-Купец

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Пример:

1.     Сёстры

2.     Хорошие, пригожие

3.     Воображают, хвастаются, капризничают

4.     Не выручат из беды.

5.    Красавицы

Слайд 12

1.     __________(дочь, Настенька)

2.     Отзывчивая, участливая

3.     Заботится, оберегает, жертвует

4.    Умеет жить ради других.

5.     Меньшая

Слайд 13

  1. _________________(Чудище)

  2. Ласковый, страшный

  3. Надеется, оберегает, любит

  4. Заколдованный

  5. Зверь морской

Слайд 14

  1. _____________________(купец)

  2. Честный, любящий

  3. Переживает, терпит, рискует

  4. Держит слово

  5. Батюшка


-Как вы думаете, кто из героев сказки нравится самому автору?

Докажите.

- Сказка «Аленький цветочек» народная или литературная?

Слайд 15

Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.

-О каких волшебных предметах идёт речь в сказке?

Слайд 16

-Как вы думаете, почему автор решил, что цветочек должен быть алого цвета?

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?

В «Толковом словаре» В.И. Даля «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

 - А можно ли назвать сказку «Аленький цветочек» волшебной сказкой?

 Докажите.

(В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)

-Какова тема сказки? 

(Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? 

(Только чистая, бескорыстная душа может разглядеть под страшным внешним обликом доброе любящее сердце. Добро и любовь побеждают зло и колдовство.

Правда на стороне добрых, справедливых, великодушных и мужественных людей.) 

- Так чему учит сказка? 

(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Слайд 17

Учитель: Сюжет «Аленького цветочка» актуален и по сей день. Первое увидевшее свет издание сказки «Аленький цветочек» иллюстрировал художник [link] Учитель: Всем спасибо за работу, мне с вами тоже было интересно.

Слайд 26

Детские творческие работы


Домашнее задание: Ознакомиться с библейской притчей «Возвращение блудного сына»