Серия уроков по Японии: Веер, Кимоно, Пейзаж.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Комплекс серии уроков:







«Японское искусство»,

разработанный по программе Б. М. Неменского









Составитель: Биковец С. В.











2010 г.





Искусство Японии. Веер.

Цель урока: Формирование представлений о декоративной живописи ЯПОНИИ, центральной проблемой которой является художественное осмысление темы природы. Символизм и поэтизация художественных образов связанных с природой.

Задачи урока: Научить видеть черты национального своеобразия в декоративном искусстве. Эмоционально откликаться на красоту природы особенности культуры и образа жизни японцев. Формирование художественных знаний, умений и навыков в работе с акварелью, цветной тушью. Выразить настроение, время года, состояние природы через цвет, через линию и пятно, а также языком поэтических образов.

Оборудование: для учителя - шаблон веера для показа последовательной работы, акварель, кисти; для детей - шаблон веера, акварель, кисти. Зрительный ряд: Репродукции картин с изображением японских пейзажей; Репродукции свитков, миниатюр; Веера с изображением различных сюжетов, детские рисунки вееров; Фото японской женщины и веером; Таблица сочетания цветов, соответствующая временам года. Литературный ряд: Текст для инсценировки «Сказание о богине Аматерасу»; Слова- термины (матиэси, хоку, богиня Аматерасу); отрывки из японской поэзии. Музыкальный ряд: Японская народная песня- «Вишня»



Ход урока:

1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку. 2. Повторение прошлой темы. Учитель- Сегодня мы продолжим путешествовать по стране восходящего солнца – Японии. Мы говорили, что искусство выражает душу народа, его особое лицо, его образ. Какой образ у Японии? Дети - Мягкий, спокойный, туманный. Учитель - Что было главной чертой японского искусства? Дети – Гармония с природой. Учитель - Тайна искусства этой страны состоит в том, чтобы любоваться красотой природы, увидеть и услышать невидимое. В этой удивительной стране было принято любоваться разными явлениями природы первым снегом, выпавшим на поля, осенним листопадом и конечно цветением сакуры.



3. Беседа по теме. В Японии было очень развито декоративное искусство. В этой стране восходящего солнца изготавливали керамику, лаковые миниатюры, свитки и конечно веера. Все это очень красиво расписывали и превращали обычные вещи в настоящие произведения искусства (показ репродукций свитков, миниатюр). Сегодня мы с вами поговорим о японских веерах. Веер в жизни японцев играл большую роль. Им закрывались от солнечных лучей, отгоняли насекомых. Если не хотели здороваться, закрывали лицо веером, делая вид, что не заметили друг друга. Расписной веер- это как живописный свиток, который имеешь всегда при себе. ( Учитель раскрывает перед детьми шелковый веер) На что похож японский веер? Дети - На пион! Учитель – Вот он закрыт, его лепестки плотно прижаты друг к другу, он спит. Но вот лучи солнца скользят по нему, его лепестки раскрылись. [pic]

Распускается он, Будто радугу извергая,- Бутон пиона…(Бусон) Дети - Может на бабочку! Учитель- Бабочка… она порхает возле меня, вьется. Смотрите села, но ветер подует и на новую ветку вспорхнет она…

[pic]

Как и откуда появился веер? Существует одно очень красивое сказанье о солнечной богине Аматерасу. Итак, начинается театральное действие: (детям раздаются тексты)

В небесном золотом дворце жила богиня Солнца - Аматерасу. Каждое утро обходила она свои владения. Так наступает день и ночь. Но однажды её братья подняли страшный шум. Пели и топали ногами. Поднялась на земле страшная буря. Разгневалась богиня и ушла с неба. На землю опустился вечный мрак. Пришла к Аматерасу Осень и умоляла её вернуться. Отказалась богиня. Тогда Осень захотела выманить её своим праздником. Очень хотелось богине пойти. Как быть? Как сделать так, чтобы её никто не узнал? (учитель спрашивает детей) Закрыть лицо пионом, листком. Так она и сделала. Пришла Зима и Весна к богине уговорить её вернуться, но не смогли. Решило Лето попробовать свои силы. Стало петь песни и стихи. Заслушалась Аматерасу . Вдруг видит ,пролетает мимо бабочка. Вот кто хорошо скроет моё лицо. Вышла она из грота и спрятала лицо, но легкий ветерок подхватил бабочку и унёс её. Все узнали Аматерасу. С тех пор люди стали пользоваться веерами.

Учитель: В Средневековой Японии веера расписывали городские художники, так называемые матиэси (показ терминологии). Складные веера были очень модными и популярными среди японцев. Ребята, как вы думаете, что изображали на веерах? Дети- Веера украшались различными элементами природы: птицами, цветами, бабочками, травами, ветками сакуры. Особенной изысканностью отличались веера с каллиграфическими письменами (показ репродукций, рисунков детей).

[pic]

Учитель - Расписывая веер, художник использовал сезонные явления природы: пион и кукушка – лето, хризантема и лист клена – осень, сакура- весна и учитывал сочетание цветов (показ таблицы сочетания цветов). Создатель вееров был не только художником, но и поэтом. Перед тем как расписывать веер, каждый художник сочинял маленькое стихотворение. Такое стихотворение называлось хоку. (показ терминологии)

Давайте послушаем отрывки из японской поэзии, а потом каждый поделится своими впечатлениями.

Гляжу- опавший лист Над ручьем весь день Идёшь по облакам, Опять взлетел на ветку. Ловит , ловит стрекоза И вдруг на горной тропке То бабочка была. Собственную тень. Сквозь дождь – вишневый цвет.

Японская поэзия красива и легка, как шелковый веер.

3. Практическая работа. Давайте мы попробуем создать свой маленький шедевр, под названием японский веер. И может быть, кто-то из вас напишет своё хоку. Детям предлагается посмотреть на ход работы (учитель показывает последовательность создания веера, комментируя и акцентируя внимание на главные задачи, форма веера изготовлена заранее). Приступая к росписи, автор работы уже должен знать: Время года, которое он задумал. Затем, отталкиваясь от времени года, выбираем сюжет. Работу над сюжетом выполняем с учетом композиции. Выбор колорита с учетом времени года. Берём широкую кисть, на влажную бумагу наноситься фон, цветовые пятна. Все действия объясняем, рассуждая вслух, демонстрируем ход своих мыслей. Нужно правильно скомпоновать ветку или стебель на листе, подумайте, где будут изображены насекомые, птицы. Наметив движение веток, определите местоположение цветов и листьев. Отложив одну кисть, беру в руки тонкую и начинаю проработку мелких деталей: листики, травинки, цветы, а может быть бабочка или птичка. Закончив с птичкой, перехожу к последним штрихам. Наношу иероглифы - стих, печать мастера. Изображение не должно быть многоцветным, брать нужно 3 цвета. Можно добавить черные линии, что даст рисунку сдержанный и изысканный тон. Работа над созданием веера. Учащиеся по заранее изготовленным формам начинают роспись веера, учитывая композицию, колорит. Работа сопровождается музыкальной композицией «Вишня» - японская народная песня.


4. Итог урока. В конце урока работы учащихся вывешиваются и оцениваются. Рисунки детей сопровождаются «хоку», сочинённые самими учащимися.

[pic]



[pic]





Искусство Японии. Пейзаж.

Цель: Формирование представлений о культуре и пейзажной живописи Японии. Оборудование: для учителей – лист акварельной бумаги А3, акварель, кисти; для детей – основа: шелковая ткань, натянутая на каркас, акварель, кисти. Зрительный ряд: Репродукции японских пейзажей; видеофильм о художнике К. Хокусай «Сказка о горе Фудзияма»; ребус – Япония; Музыкальный ряд: Японские народные мелодии.

Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка к уроку, проверка готовности учащихся. 2. Беседа по теме урока.

Учитель - На наших уроках мы говорили об искусстве русского народа, о красоте русской природы. Сегодня мы с вами мысленно отправимся в далёкую страну. Какую? Мы узнаем, разгадав ребус.

[pic]

Я Я





Нам предстоит путешествие в страну восходящего солнца - Японию. Мы попытаемся сравнить её природу, её культуру с природой и культурой нашей родины. Каждый народ создаёт свой художественный мир – свое искусство. Искусство выражает душу народа, его образ. Посмотрите на репродукции с изображением природы Японии в разные времена года. Природа её чем – то похожа на нашу, но есть в ней своя особенность. Какая? Дети - Размытость, мягкость. Учитель - Вы правильно всё подметили. Отчего это впечатление? Давайте откроем учебники и прочитаем, что там рассказывается о Японии. Дети читают отрывки из учебника о природе «Представьте себе бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов…», «Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как «путь гор». А сегодня эту страну называют Япония. Её быстрые горные реки мчатся с вершины к морю. Они рассыпаются множеством ручьёв, пробивающих себе дорогу среди камней и цепких, сильных корней сосны. Стволы и ветви деревьев причудливо извиваются, они корявы, но очень красивы», «Вот выйдешь ранним утром в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко, например ветка с повисшими на ней светящимися каплями, а все, что вдалеке, размыто серебристо, словно мягкая тень. Очень влажно…» Вот именно так видят свой пейзаж японцы и именно так любят его изображать. Знаменитый японский художник- К. Хокусай очень любил изображать пейзажи родного края. Кацусика Хокусай был живописцем, графиком, поэтом и писателем. Он начинал работать, как иллюстратор, мастер живописи и гравюр. Основной темой мастера был пейзаж. Символ Японии – гора Фудзияма. Хокусай создал серию пейзажей с образом горы Фудзи. [pic] [pic]

Давайте посмотрим фильм о создании этих картин (просмотр видеофильма: «Сказка о горе Фудзияма»).





3.Практическая работа. Сегодня мы попробуем, как Хокусай, изобразить пейзаж Японии. Работать необходимо красками на шелковой основе. Одной только кистью, как это делают японские художники.



Показ работы учителем. Подберите нежные оттенки - голубые, сиреневые, розовые, зеленые (Учитель показывает приемы создания фона ).

Дайте время просохнуть фону и светлыми тонами, пропишите силуэты гор. Изобразите деревья, не забывая о их причудливой форме. Более яркими цветами проработайте изображение первого плана - ветка сакуры, птица, бабочка, ветка или камыш (самостоятельная работа 15 мин.) 4.Итог урока. В конце урока подведение итогов, оценивание работ учащихся.

[pic]



















Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Цель: Обобщить и расширить знания о художественной культуре Японии, японской игрушке, о японской классической одежде. Развивать воображение, художественное и творческое мышление, умение интегрировать свои знания. Оборудование: для учителя - модель готовой куклы больших размеров; шаблон кимоно для показа; для детей - инструкционные карты с моделью и процессом изготовления куклы; шаблоны из цветной, двухсторонней бумаги пастельных цветов, ножницы, клей, фломастеры. Зрительный ряд: Репродукции картин японских художников с изображением японских женщин, фото японских женских образов, рисунки символических образов в японской живописи, цветовой круг. Литературный ряд: Слова - термины (кимоно, оби). Музыкальный ряд: Японская инструментальная музыка.

Ход урока: 1. Организационный момент: Учитель проверяет готовность к уроку. 2.Беседа по теме. Учитель: Ребята, как вы думаете, что является национальным символом Японии? Дети: Гора Фудзияма, цветение сакуры, оригами. Учитель: Еще японцы очень любят своих детей. Поэтому знаменитые японские куклы – это самое дорогое, что есть в японском доме. И дело не в том, что они дорого стоят. Главное – что эти куклы созданы для бесконечного любования. Их передают из поколения в поколение. Японские куклы одеты в национальную одежду. Что представляет собой эта одежда? Дети: Длинные платья с широкими рукавами. Кимоно. Учитель: Сегодня мы обратим своё внимание на образ человека Японии и характер одежды, а затем создадим свою куклу в японском кимоно. Традиционный японский костюм - кимоно-прямой длинный туникообразный халат, который запахивается и придерживается широким поясом- оби. Слово «кимоно» происходит от выражения « киру моно» - «вещь для надевания». Кимоно всегда кроится по геометрическим формам. Широкий пояс с бантом носится выше талии, делая фигуру более стройной. Ребята, какие оттенки цветов используются в одежде? Дети: Нежные, пастельные цвета. Учитель демонстрирует фото японских женщин, акцентируя внимание на цвета кимоно. При дворе императора цвет кимоно подбирался в соответствии с рангами и чинами. Белый с фиолетовым - «слива», синий с зеленым - «колокольчик», розовый с зеленым - «персик», белый с розовым – «пион». (показ сочетания цветов на цветовом круге) Какие изображения украшали японские кимоно? Дети: Пион и сакура - весна, лотос – лето, хризантема – осень, сливой – зима ( показ символических образов). Обратите внимание на облик японских красавиц. Учитель демонстрирует репродукции произведений К. Утамаро. Показывая их, учитель предлагает учащимся подумать о том, чем отличается облик японок от русских женских образов

[pic] [pic]

Дети: Тонкий, идеальный овал лица, миндалевидные, узкие глаза, густые и черные брови. Японская женщина похожа на бутон пиона, а прическа по форме напоминала экзотические цветы. Украшались прически гребнями, шпильками, гирляндами из цветов сакуры. Учитель: Не только внешний облик, но и поведение японской женщины было сдержанным, следуя старинному этикету. Насколько грациозен каждый её жест, искусна пластика. 3. Практическая работа. Давайте мы создадим куколку - японку наделяя её такими же качествами. Нашу куклу мы будем выполнять из бумаги по шаблонам ( они подготовлены заранее). Чтоб кукла получилась красивой, шаблон кимоно нужно украсить символами японской живописи. Учитель показывает месторасположение узоров. Работа выполняется фломастером. Отдельно рисуется и вырезается лицо японской куколки. Для создания куклы в объеме детям раздаются инструкционные карты, где показана модель и процесс изготовления куклы. Перед тем, как дети приступят к работе, учитель показывает последовательность работы над куклой. 1.Сначала выполняется кимоно, пояс. 2.Затем рукава. 3.Соединяем рукава к кимоно. 4.Форму лица куклы дополняем прической (волосы выполняются из черной бумаги). 5.Соединяем голову и туловище. Работа сопровождается японской инструментальной музыкой. 4. Итог урока. Ребята, есть в Японии праздник кукол. Его называют «Праздником девочек» и отмечают его уже тысячу лет. В этот день на специально отведенном месте в доме, на красную полку самых красивых кукол. Девочки в этот день наряжаются, принимают гостей, а гости приносят им в подарок других куколок. Давайте мы устроим такой праздник. Изготовленные детьми куклы располагаем на доске и подводим итог, задавая наводящие вопросы - Как зовут вашу куклу? Какое время года вы использовали для создания кимоно вашей куколки? Какая девочка-кукла получилась более удачной? При обсуждении оцениваем работы детей.

[pic]



















Инструкционная карта «Кимоно»

[pic]







[pic]

Кукла, выполненная в национальном японском костюме. Оригами.















Открытый урок на город

Искусство Японии. Веер.

Цель урока: Познакомить с культурой Японии. Дать представление о японском веере.

Задачи урока:

  • Научить видеть черты национального японского искусства;

  • Эмоционально откликаться на красоту природы Японии

  • Формирование художественных знаний, умений и навыков в работе с акварелью;

  • Выразить настроение, время года, состояние природы через сюжет, цвет, линию.

Оборудование: для учителя - шаблон веера для показа последовательной работы, акварель, кисти; для детей - шаблон веера, акварель, кисти. Зрительный ряд: Репродукции картин с изображением японских пейзажей; Репродукции свитков, миниатюр; Веера с изображением различных сюжетов, детские рисунки вееров; Фото японской женщины и веером; Таблица сочетания цветов, соответствующая временам года. Литературный ряд: Текст «Сказание о богине Аматерасу»; Слова - термины (матиэси, хоку, богиня Аматерасу); отрывки из японской поэзии. Музыкальный ряд: Японская народная песня - «Вишня»

План урока:

  • Организационный момент Подведение к теме урока 2 мин.

  • Постановка темы и цели урока 1 мин.

  • Подача нового материала 8 – 10 мин.

  • Первичное закрепление через показ работы учителем 2 мин.

  • Практическая часть 10 мин.

  • Подведение итогов и рефлексия 5 мин.

Ход урока:

  1. Здравствуйте ребята. Приготовьте все принадлежности для работы.

Сегодня нам предстоит путешествие в страну восходящего солнца - Японию. Мы познакомимся с культурой этой страны. (Показ СЛ.1)

Образ Японии - Мягкий, спокойный, туманный. С его необычной восточной природой. (Показ СЛ.2)

Главной чертой японского искусства было услышать и увидеть красоту в природе. В этой стране было принято любоваться разными явлениями природы: первым снегом, выпавшим на поля, осенним листопадом и конечно цветением сакуры. (Показ СЛ.3)

В Японии было очень развито декоративное искусство. В этой стране изготавливали керамику, лаковые миниатюры, свитки и конечно веера. Все это очень красиво расписывали и превращали обычные вещи в настоящие произведения искусства. (Показ СЛ.4)

  1. И тема нашего урока – Японский веер. Мы узнаем, кто создавал веера и как они украшались? (Показ СЛ.5)

3) Веер в жизни японцев играл большую роль, особенно у женщин. (Показ СЛ.6)

Ребята, как вы думаете для чего японским красавицам нужен был веер?

Им закрывались от солнечных лучей, отгоняли насекомых. Если не хотели здороваться, закрывали лицо веером, делая вид, что не заметили друг друга. Расписной веер - это как живописный свиток, который имеешь всегда при себе.

На что похож японский веер? ( Учитель раскрывает перед детьми шелковый веер) Дети - На пион! (Показ СЛ.7) Учитель – Вот он закрыт, его лепестки плотно прижаты друг к другу, он спит. Но вот лучи солнца скользят по нему, его лепестки раскрылись.

Распускается он, Будто радугу извергая,- Бутон пиона… Дети - Может на бабочку! Учитель - Бабочка… она порхает возле меня, вьется. (Показ СЛ.8) Смотрите села, но ветер подует и на новую ветку вспорхнет она…

Такая же легкая и изящная как шелковый веер.

Как и откуда появился веер? Существует очень красивая легенда о солнечной богине Аматерасу.

В небесном золотом дворце жила богиня Солнца - Аматерасу. Каждое утро обходила она свои владения. Так наступает день и ночь. Но однажды её братья подняли страшный шум. Пели и топали ногами. Поднялась на земле страшная гроза. Разгневалась богиня и ушла с неб в темный грот. На землю опустился вечный мрак. Как ни пытались времена года уговорить выйти богиню, ничего не получалось. И решили они перехитрить Аматерасу. Устроили они веселый праздник с песнями и танцами. Услышала богиня музыку и решила побывать на празднике. Как быть? Вдруг видит, пролетает мимо бабочка. Вот кто хорошо скроет моё лицо. Вышла она из грота и спрятала лицо, но легкий ветерок подхватил бабочку и унёс её. Все узнали Аматерасу. С тех пор люди стали пользоваться веерами. (Показ СЛ.9 -10)

Учитель: В Средневековой Японии веера расписывали городские художники, так называемые матиэси (показ терминологии). Они были искусстными мастерами. Складные веера были очень модными и популярными среди японцев. (Показ СЛ.11)

Ребята, как вы думаете, что изображали на веерах? Дети - Веера украшались различными элементами природы: птицами, цветами, бабочками, травами, ветками сакуры. Расписывая веер, художник использовал сезонные явления природы: пион и бабочки – лето, хризантема и лист клена – осень, сакура и птички - весна . (Показ СЛ.12 -15)

Учитель - Расписывая веер, художник подбирал цвета, которые подходили для того или иного времени года.

Игра – задание: Ребята, какие цвета используются для времён года? (Ответы детей сопровождаются выходом спектра на слайде) Ребята, давайте мы с вами выберем какой веер относится к зиме, к весне, к лету и осени? ( Ученик выходит и на слайде находит нужные веера) ( Показ СЛ.16)

Создатель вееров был не только художником, но и поэтом. Перед тем как расписывать веер, каждый художник сочинял маленькое стихотворение. Такое стихотворение называлось хоку. (показ терминологии)

Давайте послушаем отрывки из японской поэзии, а потом каждый поделится своими впечатлениями.

Гляжу- опавший лист Над ручьем весь день Идёшь по облакам, Опять взлетел на ветку. Ловит , ловит стрекоза И вдруг на горной тропке То бабочка была. Собственную тень. Сквозь дождь – вишневый цвет.

Японская поэзия красива и легка, как шелковый веер. ( Показ СЛ.17)

  1. Давайте мы попробуем создать свой маленький шедевр, под названием японский веер. И может быть, кто-то из вас напишет своё хоку.

Приступая к росписи, автор работы уже должен знать: Время года, которое он задумал. Затем, отталкиваясь от времени года, выбираем сюжет. Работу над сюжетом выполняем с учетом композиции. Выбор колорита с учетом времени года. ( Показ СЛ.18)

Детям предлагается посмотреть на ход работы (учитель показывает последовательность создания веера, комментируя и акцентируя внимание на главные задачи, форма веера изготовлена заранее). Берём широкую кисть, на влажную бумагу наноситься фон, цветовые пятна. Все действия объясняем, рассуждая вслух, демонстрируем ход своих мыслей. Нужно правильно скомпоновать ветку или стебель на листе, подумайте, где будут изображены насекомые, птицы. Наметив движение веток, определите местоположение цветов и листьев. Отложив одну кисть, беру в руки тонкую и начинаю проработку мелких деталей: листики, травинки, цветы, а может быть бабочка или птичка. Закончив с птичкой, перехожу к последним штрихам. Наношу иероглифы - стих, печать мастера. Изображение не должно быть многоцветным, брать нужно 3 цвета. Можно добавить черные линии, что даст рисунку сдержанный и изысканный тон.

Удачи вам! Юные художники! ( Показ СЛ.19)

5) Практическая работа. Работа над созданием веера. Учащиеся по заранее изготовленным формам начинают роспись веера, учитывая композицию, колорит. Работа сопровождается музыкальной композицией «Вишня» - японская народная песня.
6) Итог урока.

Детям раздаются маленькие веера – веера настроения: 3 цвета – красный (мне очень понравился урок), зеленый (мне понравилось), синий ( не понравился урок)

Ребята, а теперь давайте встанем веером и покажем свои шедевры. В конце урока работы учащихся выходят со своими украшенными веерами и верами настроения к доске.