Пользовательское соглашение

Конспект урока изобразительного искусства Мезенская роспись

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока изобразительного искусства.

Класс: 5 а.

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.

Тема урока: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Мезенская роспись.

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

Цели:

  • по содержанию: знать о народном промысле – Мезенская роспись, о особенности и графике элементов росписи и цветового строя;

  • по способу работы: освоить приемы мезенского письма, украшение орнаментом поставка.

Задачи урока:

воспитывать бережное отношение к народным традициям и

промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности;

продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении, об образном языке декоративного

искусства, обеспечить освоение приемов мезенской росписи;

развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям Мезенской росписи, развивать фантазию и

воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.


Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать: историю возникновения мезенской росписи, особенности и графику элементов росписи и цветового строя; учащиеся должны уметь: работать с учебником в поисках необходимой информации; выполнять кистью элементы мезенской росписи; распознавать роспись среди ведущих художественных народных промыслов. Учащиеся получат возможность: осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием эскиза изделия из дерева или луба с элементами мезенской росписи.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике; определять цель и пути ее достижения;

коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих учебных задач.

Личностные: эстетические потребности. Осознание своей этнической принадлежности. Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.


Оборудование и материалы: шаблоны «туеса», гуашь, кисти синтетика№3, 4, баночки с водой.
Наглядность: презентация, таблицы солярных знаков, таблицы элементов мезенской росписи, шаблоны берестяных туесов, таблица кластер, заготовки для написания синквейна, тестовые задания.

Музыкальный ряд: запись славянской музыки.

ХОД УРОКА:

Организационный момент: приветствие учащихся.

Ребята перед каждым из вас лежит тестовое задание. Я предлагаю вам выполнить его. (2 мин.)

Работа с тестом.


ТЕСТ

  1. Знаки, которыми народные мастера украшали предметы, одежду, выстраивая из них причудливые узоры:

  1. символы

  2. картинки

  3. окружности

  1. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами:

  1. для красоты

  2. для защиты

  3. для удобства

  1. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

  1. солнце

  2. вода

  3. земля

  4. воздух

  5. растения

  1. Какой цвет преобладал в русском народном искусстве:

  1. жёлтый

  2. красный

  3. чёрный

  1. Перечислите основные виды промыслов народных мастеров:

______________________________________________________________________


Постановка проблемы

Давайте сгруппируем эту информацию, составим таблицу. (Учитель проверяет тест, из ответов складывается кластер)

(игрушка, резьба, вышивка, роспись) - символы - (солнце, вода, воздух, земля); роспись (Городецкая, Гжель, Хохлома). (Слайд)

(Учитель подводит учащихся к такому виду деятельности, как роспись)

-Ответьте на мой вопрос: каков основной мотив названных вами росписей? (растительный)

-А знаете ли вы роспись, в которой можно встретить солярные знаки? (Мезенская роспись). (Слайд) Действительно, Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.

-Давайте сформулируем тему урока – «Мезенская роспись. Истоки и современное развитие промысла». (Слайд)


Изучение нового материала

Расскажу я вам сегодня историю, похожую на сказку.

На далеком Севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье.

Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.

Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей.

Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.

Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.

Вот, посмотрите какая красота. (Слайд) Как ковром покрывает ее рисунок.

Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. (Слайд) Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят, что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской специальной деревянной палочкой (тиской). (Слайд)

Сейчас мастера, конечно, работают современными кистями и красками.

Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в коне – символы солнца, в уточке – символы семейного очага. Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. (Слайд) Три яруса - это три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Но не стоит относиться к этой росписи как к письму. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». (Слайд) Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца.


Практическая работа

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, коня или оленя, растительные мотивы, солярные знаки и элементы декора. Каждый из вас будет работать со своей частью, из которой вы сложите потом общую композицию. Работать будете по рядам. Желаю вам творческих успехов! (Обратить внимание учащихся на то, что узор (орнамент) располагается в полосе)

Подведение итогов

Готовые работы вывешиваются на доске.

Посмотрите какая красота у вас получилась! Все справились с заданием, каждый потрудился на славу!

Закрепление материала

Чтобы подвести итог, я предлагаю вам составить синквейн к словосочетанию «мезенская роспись». Образец составления синквейна на доске. (Слайд)

Давайте зачитаем, что у вас получилось? (Учащиеся зачитывают синквейны)

Рефлексия

Все мы сегодня отлично поработали! И если урок вам понравился, я предлагаю поаплодировать себе. Если у вас остались вопросы или вы не совсем довольны своей работой, просто посидите.

Завершение урока

Я всех благодарю за урок! Вы, ребята показали себя сплоченным коллективом, настоящей семьей. Поэтому на память об уроке я хочу подарить вам символ семьи – Мезенскую уточку!

До свидания!