Элективный курс Фонетика английского языка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Фонетика английского языка

Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из самых актуальных проблем методической науки. В последнее время внимание методистов все больше привлекают вопросы содержания обучения английскому языку на уровне фонетики Данная программа адресована учащимся 10 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знания в области лексики и фонетики, поможет расширить словарный запас, более качественно подготовиться к сдаче экзамена по иностранному языку.

Активное владение иностранным языком подразумевает высокий уровень владения навыками во всех видах речевой деятельности и их оптимальное взаимодействие. Таким образом, обучающийся иностранному языку должен, с одной стороны, иметь развитый речевой слух, позволяющий осуществлять верную интерпретацию полученного речевого сигнала, с другой стороны, владеть необходимыми артикуляционными и интонационными навыками, чтобы уметь адекватно кодировать собственную речь на иностранном языке.

Грамотная иноязычная речь характеризуется нормативным произношением, беглостью, интонационно-смысловой выразительностью и адекватностью, достигаемых в процессе овладения определенными знаниями, а также практическими навыками, получаемых при использовании аутентичных аудиоматериалов.

Курс «Фонетика английского языка» призван обеспечить всестороннюю подготовку учащегося, , а также заложить основу для дальнейшего совершенствования владения иностранным языком, позволяя реализовать принцип «обучение в течение всей жизни». Наряду с этим, овладение фонологической компетенцией расширяет кругозор, способствует общей грамотности, развивает импровизационные и артистические способности учащихся.


Цель и задачи курса «Фонетика английского языка»

Курс имеет целью изучение и практическое применение основ английского произношения и английской интонации.

Задачами курса практической фонетики английского языка являются:

  1. ознакомление со специфическими особенностями фонетического строя английского языка (фонологической системой гласных и согласных английского языка в сопоставлении с системой гласных и согласных русского языка; слогообразованием и слогоделением в английском языке; акцентной группой, синтагмой, ударением), что позволит понять суть и системность фонетических явлений языка

  2. формирование базовых теоретических навыков в овладении правильным произношением и интонацией, а также систематизация представлений о значении звуковой стороны языка как средства общения.

  3. постепенное формирование произносительных и интонационных навыков с последующей их реализацией в связной речи

  4. приобретение опыта анализа (умение классифицировать гласные и согласные английского языка согласно их артикуляционных особенностей; выполнять фонетический анализ звуков, слов и предложений; правильно употреблять и объяснять интонации разных коммуникативных типов предложений; выявлять и правильно употреблять типы ударений в предложении)

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса (базовый уровень образования по английскому языку) и рассчитана на 35 часа.





Требования к уровню освоения содержания элективного курса.

В результате изучения курса «Фонетика английского языка» учащиесяы должны:

Знать:

  1. некоторые аспекты специфики организации и функционирования английской звучащей речи;

  2. ряд фонетических явлений и способы их практической реализации для достижения определенных коммуникативных задач.

Уметь:

  1. применять приобретенные практические знания в процессе межкультурной коммуникации и в процессе непосредственно педагогической деятельности, развивая у учащихся произносительные навыки;

  2. работать с учебной литературой, пользоваться современными аудио-,видео- и мультимедийными средствами;



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»


Тема 1. Английский язык – язык международного общения. Общие характеристики английской фонетической системы. Органы речи и их работа. Интонация.

Количество часов: 1


Тема 2. Согласные буквы и фонемы

Теоретические знания.Согласные фонемы РЯ и АЯ в сопоставлении. Типы соответствий между звуком и буквой на примере согласных фонем:

прямое соответствие между звуком и буквой ,

одна фонема соотносится с двумя буквами - диграфом

в диграфе при чтении озвучивается только первая буква (как в слове whale);

в диграфе озвучивается только вторая буква (как в слове know),

в диграфе не озвучивается ни одна из букв, поскольку их прочтение предполагает произнесение другой фонемы: как в слове phone, где "ph" читаются как [f].

Умения.На примерах объяснить соотнесенность согласных фонем и их буквенного написания.

Навыки- запись слов буквами латиницы на основе предъявленной транскрипции, запись русских слов по правилам английской орфографии с использованием диграфов и других буквосочетаний.

Материал:имена, географические названия, общеизвестные слова - заимствования.

Контроль : проверочная работа по чтению (3)

Количество часов: 18


Тема 3. Гласные фонемы и буквосочетания.

Теоретические знания. Знания соответствий между гласными фонемами АЯ и их буквенными написаниями - буквосочетаниями. Чтение и письмо кратких монофтонгов. Чтение и письмо долгих гласных - монофтонгов. Чтение и письмо дифтонгов. Вариативность способов записи гласных фонем АЯ. Знание вариантов буквенной записи гласных фонем в АЯ на примере see-sea, site - sight и др. .

Умения.Умение варьировать способы буквенной записи гласных фонем, а также иллюстрировать их примерами. Умение записать со слуха слово, передавая ударный гласный в нем различными способами.

Навыки. Чтение слов, содержащих буквосочетания, без транскрипции, запись слов разными вариантами.

Материал.Слова- слоги, где представлены типичные случаи орфографии буквосочетаний- гласных фонем в АЯ.

Контроль : проверочная работа по чтению (2)

Количество часов: 16


Календарно-тематическое планирование


1

8

Звук [p], [t], [k]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

9

Проверочная работа по чтению. Чтение вслух.

1

10

Звук [ƞ]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

11

Звук [b], [d]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

12

Звук [ʤ]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

13

Звук [ʒ], [ʤ], [ʧ]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

14

Звук [ʃ, [s].]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

15

Звук [h]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

16

Звук [z]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

17

Проверочная работа по чтению. Чтение вслух.

1

18

Звук [m], [l], [n]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

19

Звук [f], [v]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

20

Звук [w]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

21

Проверочная работа по чтению. Чтение вслух.

1

22

Звук [æ], [ɑ:]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

23

Звук [j]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

24

Звук [i:], [i]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.


25

Звук [ͻ:], [ͻ]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

26

Звук [u:], [u]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

27

Звук [e]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

28

Звук [æ]. Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

29

Проверочная работа по чтению. Чтение вслух.

1

30

Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

31

Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

32

Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

33

Текст, чтение вслух, фонетический анализ текста.

1

34

Итоговая контрольная работа по чтению.

1

35

Анализ ошибок в контрольной работе.

1


Перечень учебно-методического обеспечения


1. Практический курс английского языка ( под ред. Аракина В.Д.)- Москва: ВЛАДОС, 1999

2. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи.-Москва: Высшая школа, 1984.

3. Васильев В.А. Фонетика английского языка (на англ. яз.) - Ленинград, 1962

4. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка. – М.: Высшая школа, 1980.

5. Соколова М.А. и др. Практическая фонетика английского языка. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

6. J.D.Connor. Better English Pronunciation. 2ndEdition.- Cambridge University Press, 1980.

7. Ю. А. Смирнов Английский язык Чтение: ЕГЭ 2012 – М.: Просвещение, 2012 – 102

8.Книга для чтения на английском языке. Читаем с удовольствием /Сост. Е.К. Поздеева- М.: Просвещение,2009   143 с.

9 .Журнал «Английский язык в школе», изд. «Титул», Обнинск ,  2010-2013  г.г.

10.  Журнал   « Speak Out»,   изд. «Глосса – Пресс»,2010-13 г г  32 с.

11.  Газета «Английский язык» Изд. дом «Первое сентября»,  2011-13 г