Урок по русскому языку на тему Безличные глаголы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Поурочный план по русскому языку 7 класс

Дата проведения

Тема: Безличные глаголы. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.

Цель: содействовать усвоению знаний о наклонении глагола.

Задачи: 1. Познакомить с безличными глаголами, разноспрягаемыми глаголами, повторить и закрепить знания о спряжении глагола

2. развивать орфографические навыки, развивать речь и мышление;

3. прививать интерес к русскому языку.

Тип: комбинированный урок.

Наглядность: карточки, дидактические игры.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, запись в тетради числа и классной работы, постановка цели и задач урока.

2. Актуализация прежних знаний

Предупредительный диктант

      1) Дальше положишь — ближе возьмешь. 2) Много захочешь — пораньше с постели вскочишь. 3) Не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 4) В радости кудри вьются — в печали секутся. 5) Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться. 6) На удочку кита не поймаешь. 7) В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. 8) Силу в лавочке не купишь. 9) Хорошо склеишь, так и не отклеится. 10) Тренируясь редко, не выстрелишь метко. 11) Молодому крепиться всегда пригодится. 12) Одной рукой узла не завяжешь. (Пословицы)

3. Объяснение нового материала. Безличные глаголы. Правила

В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета). Они называются безличными.
 В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего:
 
По ночам подмораживало.     Лодырю всегда нездоровится. С моря веет прохладой.     За окном гремело.
 Безличные глаголы могут обозначать: явления природы; состояние человека; желание, возможность, необходимость действия.

Система форм безличного глагола отличается от системы форм личного глагола.
Безличные глаголы употребляются только:
в изъявительном наклонении –

    • в форме 3-го лица ед. ч. настоящего времени: темнеет
      или будущего времени: будет темнеть;

    • в форме среднего рода прошедшего времени: стемнело, вечерело, светало;

  • в условном наклонении –

    • в форме среднего рода: стемнело бы, рассвело бы скорее.

  • в неопределенной форме: темнеть, начинает смеркаться.


И смолой и земляникой пахнет темный бор.

Пахнет черемухой в утреннем воздухе раннем.


Есть подлежащее – личный глагол

нет подлежащего – личный глагол в безличном употреблении


Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Третий лишний»

Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку:

Прыгать, скакать, бежать

Возможные варианты ответов:

  • Прыгать – ударение на 1 слоге

  • Скакать – чередование гласной в корне

  • Бежать – 6 букв

Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики.

( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут  

Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного?

Ответ учащихся: разносклоняемые существительные . Найдите разносклоняемые существительные в словарном диктанте и пдчеркните их.

- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?

Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол.

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели перед собой поставим? Чему научимся?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания,

поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспрягаемыми. Глаголы есть, дать ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Таким образом, сколько всего глаголов мы можем назвать разноспрягаемыми? Какие?

Хотеть Бежать Глаголы особого спряжения: Есть Дать

5. Первичное закрепление.

Задание № 1:

Образуйте от глаголов хотеть и бежать однокоренные слова приставочным способом.

Хотеть – захотеть, перехотеть

Бежать – добежать, перебежать, забежать

Будут ли образованные (производные) глаголы разноспрягаемыми?

Задание № 2

Записать предложения. Найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые

глаголы. Выделить окончание. Указать их время, лицо, число.

Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.

Задание № 3. Употребление разноспрягаемых глаголов. Подберите синонимы к глаголу хотеть.

Вставьте их на месте пропусков.

Здравствуй, дорогая Наташенька!

Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой.

Так …обо всем поговорить! Твоя подруга Галя.

Задание № 3 Учащимся предлагается поработать самостоятельно. На отдельном листе даны 3 задания: 2 задания базового уровня и 1 повышенного.

1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.

2. Найдите ошибку и запишите предложение в исправленном виде.

А) Они не хочут идти обедать.

Б) Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев)

2. Найдите и исправьте ошибку в определении морфологических признаков глагола

Капитан не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения.

А) отдает – глагол несовершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа

Б) хочет – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа

3. Составьте по одному словосочетанию с глаголом «бежать» в прямом и переносном значении.

5. Рефлексия. Я вспомнил, что… Я понял… Вызвало затруднение… Нужно выучить…

6. Домашнее задание. Упражнение