Технологическая карта урока по информатике по теме Ветвление 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока

 

Учитель (ФИО) ______Четвертухина Наталия Константиновна_______________________________________________________

Предмет_____Информатика______________________________________Класс_______9____________________________________

Тема урока___________ Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления


 Цель урока: формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления.

Задачи урока:

  1. совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов. Формирование первичных умений записи ветвлений на языке Pascal;

  2. формирование навыков операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером. Создать условия для изучения операторов языка программирования Паскаль. Развивать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию;

  3. активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы, воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива

Предметные результаты:

Знать:

структуру алгоритмической конструкции ветвление.

Уметь:

разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления.

Метапредметные результаты:

формирование навыков операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером;

Личностные результаты:

активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы

Тип урока: практическая работа

Формы работы учащихся: фронтальная, практическая.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, ABSPascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

•  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

•  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

•  описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

 

Цель: Выяснить готовность класса к предстоящей работе, определить тему урока и цель урока, составить план урока.

Методы: проблемный метод.

Длительность этапа: 3 мин.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся, предъявляет тему и цель урока.

Цель сегодняшнего урока – научиться строить алгоритмы, используя конструкцию ветвления. Запишите в тетради тему урока «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления». Если вы хотите хорошо программировать, решать сложные задачи, вы должны будете применять в составлении алгоритмов ветвление – а в более широком смысле, выбор в зависимости от сложившихся обстоятельств. Эпиграфом к сегодняшнему уроку, мне хотелось бы выбрать слова Конфуция «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».
Наш сегодняшний урок будет построен в форме практического занятия, мы должны будем повторить все те теоретические сведения об организации ветвления на языке Pascal, а так же научиться разрабатывать программы с использованием операторов ветвления и сложных условий. 

Деятельность учащихся: Высказывают дополнения, изменения в плане урока.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

•  определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

•  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

•  описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

•  описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

•  определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

•  описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

•  описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

•  описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: восстановление способа действия, повторить сведения об алгоритмах ветвления, способе их записи на языке Паскаль.

Методы и приемы: репродуктивный, синтез, обобщение, метод упражнений.

Длительность этапа: 14 мин.

I этап.

Форма работы: Фронтальная работа с классом, устный опрос.

Деятельность учителя: учитель задает вопросы учащимся по теме «Алгоритмы ветвления», уточняет и, при необходимости дополняет ответы.

На предыдущих уроках вы познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой и алгоритмической структурой «ветвление». Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия. Итак:

1. В каком случае используется алгоритмическая структура «ветвление»?

2.В каком случае в алгоритмической структуре «ветвление» выполняется последовательность команд «серия 1»?

3. В каком случае в алгоритмической структуре «ветвление» выполняется последовательность команд «серия 2»?

4. В каком случае можно использовать сокращенную форму алгоритмической структуры «ветвление»?

5. Найдите ошибку в программе:

program а1;

var а: integer;

b: rеal;

bеgin

а:=100;

b:=20.5;

writeln (а,b) ;

а: = а + b/3.5;

writeln (а)

end.

Ответ: Оператор а : = а + b /3.5; не выполнится, так как переменная а целого

типа.

Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем, приводят примеры правильного выполнения программы, уточняют и дополняют ответы друг друга.

II этап.

Форма работы: Индивидуальная самостоятельная работа над тестом.

Максимальная оценка за тестирование 16 баллов, что соответствует высокому уровню подготовки учащихся (оценка 5), 14-12 баллов соответствуют хорошему уровню подготовленности учащихся (оценка 4), 6-12 баллов соответствуют низкому уровню подготовленности (оценка 3), менее 6 баллов соответствуют недостаточному уровню подготовленности (оценка 2). Коррекция знаний происходит на следующем занятии после проверки теста.

Вариант 1.

Вопрос № 1 (2 балла).

Дан фрагмент блок-схемы алгоритма:


[pic]


Этот алгоритм относится к следующему типу:

  1. ветвление в полной форме;

  2. ветвление в неполной форме;

  3. ветвление с множественным выбором;

  4. структура вложенных ветвлений в полной форме.

Вопрос № 2 (2 балла).

Ветвление применяется в полной форме

  1. при невыполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия

  2. при выполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия

  3. при выполнении некоторого условия нужно произвести одни действия, а при его невыполнении - другие

Вопрос № 3 (2 балла).

Оператор Паскаля writeln является

  1. оператором ввода информации;

  2. оператором вывода информации;

  3. оператором организации ветвления;

  4. комментарием к программе.

Вопрос № 4 (3 балла). Дан фрагмент программы:

х:=6; х:=х+5;

writeln (х) ;

В результате будет напечатано:

1) 3;

2) 6;

3) 5;

  1. 11;

  2. 50.

Вопрос № 5 (3 балла).

Условию

Если а больше или равно с, то b=1

соответствует следующий фрагмент программы:

  1. if a>b=c then b:=1;

  2. if a>=c then b:=1;

  3. if a>c then b:=1;

  4. if (a>b) or (b=c) then b:=1;

  5. if a=c=b then b:=1;

Вопрос № 6 (4 балла).

Выражение

(13b+53с+d)/(7а+4)

записывается на языке Паскаль следующим образом:

  1. (13*b+53*с+d) / (7*а+4);

  2. (13*b+53*с+d) / (7*а + 4);

  3. (13*b+53*с+d) / 7*a+4;

4} (13b+53с+d) / (7а+4).

Вариант 2.

Вопрос № 1 (2 балла).

[pic]

Дан фрагмент блок-схемы алгоритма:

Этот алгоритм относится к следующему типу:

  1. ветвление в полной форме;

  2. ветвление в неполной форме;

  3. ветвление с множественным выбором;

  4. структура вложенных ветвлений в полной форме.

Вопрос №2 (2 балла).

Ветвление применяется в краткой форме

  1. при выполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия

  2. при выполнении некоторого условия нужно произвести одни действия, а при его невыполнении - никаких

  3. при невыполнении некоторого условия нужно произвести какие-то действия

Вопрос № 3 (2 балла).

Оператор Паскаля readln является

  1. оператором ввода информации;

  2. оператором вывода информации;

  3. оператором организации ветвления;

  4. комментарием к программе.

Вопрос № 4 (3 балла).

Чтобы присвоить переменной b значение а+10, нужно написать:

  1. b=а+10;

  2. b:=а+10;

  3. b:=а+b;

  4. a:=b+10;

Вопрос № 5 (3 балла).

Условию

Если а больше или равно с, то b=1

соответствует следующий фрагмент программы:

  1. if a>b=c then b:=1;

  2. if a>=c then b:=1;

  3. if a>c then b:=1;

  4. if (a>b) or (b=c) then b:=1;

  5. if a=c=b then b:=1;

Вопрос № 6 (4 балла).

Выражение - [pic]

на языке Паскаль записывается так:

  1. (-b+sqr(b-4ас)/2*а;

  2. (-b+sqrt(b-4ас) ) /(2а);

  3. (-b+sqrt(b-4*а*с) ) / (2*а);

  4. (-b+sqrt(b-4*а*с))/2*а.

3.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

•  постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

•  определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

•  описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

•  описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

•  Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: отработка способа действия, формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления.

Методы и приемы: проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Длительность этапа: 17 мин.

Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу, и записать результаты в тетрадь.

А сейчас давайте закрепим наши знания на практике. Вы работаете в парах, каждая пара получает задачу для решения, но ученики, сидящие за компьютером № 1, получают не только задачу для решения, но и исходные данные для нее. Результат
решения данной задачи передается на компьютер № 2 и является исходной информацией для решения задачи, закрепленной за компьютером № 2. И так далее. Итоговым ответом является ответ, полученный при решении задачи, закрепленной за компьютером №5. После решения вы меняетесь заданиями, т. е. ученики, работающие за компьютером №5 получают первую карточку и т. д. При успешном выполнении работы всей группой ответы, полученные при первом и втором проходе по заданиям должны совпасть.

Деятельность учащихся: самостоятельно выполняют задание, сверяют с образцом в тетради, определяют критерий оценивания и оценивают себя по этому критерию. Взаимотренаж в парах постоянного состава, оценивание умения разработать программу для решения задачи, содержащий оператор ветвления.

Задания для выполнения

Набор задач № 1

Задача № 1.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное: х=4.


Результат: p = 2.

Задача № 2.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное — значение переменной р.

Исходное данное: р = 2. Результат: у = 8.

Задача № 3.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное — значение переменной y.

Исходное данное: y = 8. Результат: z= 70.

Задача № 4.

Вычислить подоходный налог с заработной платы. Подоходный налог взимается в размере 10% от заработной платы, если она не превышает 100 руб. Если заработная плата превышает эту сумму, то подоходный налог взимается в размере 8 руб. за первые 100 руб. и 13% от остальной суммы.

Исходное данное — размер заработной платы в рублях.

Исходное данное: заработная плата (z) = 70 руб. Результат: подоходный налог (c)= 7 руб.

Задача № 5.

Найти корни квадратного уравнения

ах2+ bх+ с = 0 при а = 1, b= 8.

Исходное данное — значение коэффициента с.


Исходное данное: с = 7. Результат: x1= -1, x2 = -7.

Набор задач № 2

Задача № 1.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное: х = 25.

Результат: у = 5.

Задача № 2.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное — значение переменной р.

Исходное данное: р = 5. Результат: у = 125.

Задача №3.

Вычислить значение функции

[pic]

Исходное данное — значение переменной y.

Исходное данное: y = 8. Результат: z=150.

Задача № 4.

Вычислить подоходный налог с заработной платы. Подоходный налог взимается в размере 7% от заработной платы, если она не превышает 100 руб. Если заработная плата превышает эту сумму, то подоходный налог взимается в размере 10% от нее.

Исходное данное — размер заработной платы в рублях.


Исходное данное: заработная плата (z)= 150 руб. Результат: подоходный налог (c)=15 руб.

Задача № 5.

Найти корни квадратного уравнения

ах2+ bх+ с = 0 при а = 1, b= 8.

Исходное данное — значение коэффициента с.

Исходное данное: с = 15. Результат: x1= -5, x2 = -3.

4.

Задание на дом, включающее:

•  постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

•  определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

•  определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: подведение итогов урока, рефлексия, обозначить успехи и выделенные трудности и определить пути их устранения, дать пояснения по домашнему заданию.

Методы и приемы: репродуктивный, проблемный метод, обобщение.

Длительность этапа: 6 мин.

Деятельность учителя: учитель подводит итог урока, комментирует домашнее задание.

С какими новыми понятиями сегодня познакомились? Попробуйте сформулировать эти понятия. Чему научились? Вернемся к цели нашего урока. Сделайте вывод: удалось ли вам сегодня на уроке устранить свои затруднения? Почему?

Домашнее задание. Нарисовать в тетради блок-схему к задаче и написать программу на языке программирования

Задача

Даны 2 прямоугольника с разной площадью. Вывести на экран монитора площадь наименьшего

Сформулируем еще один принцип. Работа по схеме воспроизведения, пусть даже творческого, не приводит к успеху. Успех в освоении предмета приходит  лишь через самостоятельную, кропотливую работу. А.Н. Венц в своей книге приводит формулу великого программиста (ВП), выведенную экспериментальным путем:

ВП = 50%К + 30%Т + 10%О + 5%З + 5%ТЛ,

где К — знать, как это делать,

Т — трудолюбие,

О — опыт,

3 — знание,

ТЛ — талант.

Не каждый может стать великим программистом, но мы сделали сегодня маленький шаг вперед в программировании.

Деятельность учащихся: учащиеся оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы.