Пользовательское соглашение

Рабочая программа Информатика и ИКТ 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с текстовой и графической информацией, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «алгоритм»;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Компьютер для начинающих (4 часа)

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».

Клавиатурный тренажер.


2. Информация вокруг нас (14 часов)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа №14 «Создаем списки».

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.


3. Информационные технологии (13 часов)


Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.


Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Вводим текст».

Практическая работа №6 «Редактируем текст».

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №8 «Форматируем текст».

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы».

Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №17 «Создаем анимацию».


4. Итоговое повторение (4 часа)

Создание итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».



  1. Тематическое планирование

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

4

4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

1

5

5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»

1

6

6(1)

Передача информации

1

7

6(2)

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

8

7(1,2)

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

9

7(3)

Метод координат.

1

10

8(1,3)

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

11

8(2,4)

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

12

8(5)

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

13

8(5)

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

14

8(6)

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

15

9(1)

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания1 и 2)

1

16

9(2)

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

17

10(1)

Разнообразие наглядных форм представления информации.

1

18

10(3)

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

19

11(1)

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

20

11(1)

Преобразование графических изображений.

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

21

11(1,2)

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

22

12(1,2)

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

1

23

12(2)

Списки – способ упорядочения информации.

Практическая работа №14 «Создаем списки»

1

24

12(3)

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

25

12(4)

Кодирование как изменение формы представления информации.

1

26

12(5)

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

27

12(6)

Преобразование информации путем рассуждений

1

28

12(7)

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

29

12(7)

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

1

30

12(8)

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1)

1

31

12(8)

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2)

1

Итоговое повторение

32


Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

33


Итоговое тестирование.

1

34

35


Повторение

2



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса информатики и ИКТ 5-го класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.



  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое и программное обеспечение для учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год, 184 стр.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика: рабочая тетрадь. 5 класс», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, 144 стр.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5–6 классы: методическое пособие», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год,

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. «Занимательные задачи по информатике», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год,

  5. Босова Л.Л. «Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5 – 7», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( [link] )

  7. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2003

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год, 184 стр.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика: рабочая тетрадь. 5 класс», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, 144 стр.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класса на 2016-2017 уч. год

урока

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

1

2

3

4

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

§1



2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

§2



3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

§3




4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

§4



5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»

§5




6

Передача информации

§6



7

Электронная почта.

§6



8

В мире кодов. Способы кодирования информации.

§7



9

Метод координат.

§7



10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

§8



11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

§8



12

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

§8



13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

§8



14

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

§8



15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2)

§9



16

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4)

§9



17

Разнообразие наглядных форм представления информации.

§10



18

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

§10



19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

§11



20

Преобразование графических изображений.

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

§11



21

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

§11



22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

§12



23

Списки – способ упорядочения информации.

Практическая работа №14 «Создаем списки»

§12



24

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

§12



25

Кодирование как изменение формы представления информации.

§12



26

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

§12



27

Преобразование информации путем рассуждений

§12



28

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

§12



29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

§12



30

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1)

§12



31

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2)

Повторить изученное


32

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Повторить основные понятия курса информатики


33

Итоговое тестирование.



34

Повторение



35