Рабочая программа по информатике 8 вид (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Кол-во часов

Название темы

Всего

Теорет.

Практ.

1 раздел

Введение. Техника безопасности.

2

1

Техника безопасности при работе на ПК.

1

1

-

2

совершенствование ПК, современные компьютерные технологии

1

1

-

2 раздел

Устройство компьютера

5


3

Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации.

1

1

-

4

Периферийное устройство – сканер.

1

1

-

5

Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл.

1

-

1

6

Периферийное устройство - принтер

1

1


7

Распечатка рисунка, небольшого текста

1

-

1

3 раздел

Программа Power Point

15



8

Запуск программы Power Point

1

1

-

9

Слайды. Создание слайдов.

1

1

-

10

Создание рисунка в программе PowerPoint.

1

-

1

11

Дизайн. Работа с фигурами. Вставка.

1

-

1

12

Работа с текстом. Анимация.

1

-

1

14

Эффект Вход, Выделение, Выход, Пути перемещения.

1

-

1

15

Упорядочивание фигур.

1

-

1

16

Что такое презентация.

1

1

-

17

Портфолио ученика. Титульный лист.

1

-

1

18

Создание слайда. Дизайн.

1

-

1

19

Оформление заголовка, подзаголовка.

1

1

-

20

Выбор картинки. Выбор эффекта.

1

-

1

21

Просмотр презентации. Страницы Мое имя, Мои друзья, Моя семья, Мои учителя.

1

-

1

22

Просмотр презентации. Анализ и оценка презентации.

1

-

1

4 раздел

Программа Excel.

16



23

Табличный редактор Excel. Программа Excel.

1

1

-

24

Действия : сложения и вычитания в программе Excel.

1

-

1

25

Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой.

1

-

1

26

Диаграмма. Создание диаграммы.

1

-

1

27

Вставка диаграммы для представления и сравнения данных.

1

-

1

28

Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков.

1

1


29

Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel.

1

-

1

30

Решение примеров на все действия в программе Excel.

1

1

-

31.

Решение практических задач и примеров.

2

1

1

32

-Распределение чисел в порядке возрастания и убывания

1

-

1

33

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

-

1

34

Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.

1

-

1

35

Графики в программе Excel.

1

-

1

36

Добавление изображения в документ Excel.

1

1

-

37

Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.

1

-

1

38

Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.

1

-

1

5 раздел

Сеть Интернет

8

39

Общее представление о компьютерной сети.

1

1

-

40

Интернет как среда общения с помощью компьютера.

1

1

-

41

Структура сети Интернет.

1

1


42

Службы сети Интернет

1

1


43

Подключение к сети Интернет. Запуск Обозревателя.

1

-

1

44

Первый выход в WWW.

1

-

1

45

Навигация в WWW. Сохранение Web-страниц.

1

-

1

46

Поиск информации в WWW. Технология поиска в системе Яндекс.

1

-

1

6 раздел

Электронная почта (4ч)

7

47

Основные понятия и термины электронной почты.

1

1

-

48

Почтовые программы.

1


1

49

Получение сообщений.

1

-

1

50

Подготовка и отправка сообщений

1

-

1

7 раздел

Текстовый редактор Word

13ч

54-55

Создание таблицы в текстовом документе.

2

1

1

56

Панель меню, вкладка Вставка.

1

-

1

57-58

Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе.

2

1

1

59

Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.

1

-

1

60

Вкладка Конструктор.

1

1


61

Вкладка Макет.

1

-

1

62

Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицы в начале текста.

1

1


63

Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt.

1


1

64

Оформление титульного листа. Надпись титульной страницы.

1


1


65-66

Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).

2

1

1

67

Итоговый урок

1

1


68

Урок-игра «Мир информатики»

1

1




Пояснительная записка

Изучение предмета «Информатики» введено в специально (коррекционном) 9 классе с целью реализации и изучения информатики. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программа «По информатике» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 9 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида.

Актуальность

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.

Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Информатики» в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 9 классе.

Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Новизна

Компьютеризация специального коррекционного образования.

В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.

По плану рабочей программы, которая знакомит обучающихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.


Коррекционная направленность курса

Данная программа является коррекционной, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

- доступность материала;

- научность;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения.

Основная цель курса

Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.

Общие задачи курса

1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.


Специальные задачи коррекционной школы

Обучение информатики направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Практическая значимость

Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.

При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более решающую роль играют компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

К концу изучения курса информатики учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны

знать:

- устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- программыPaint, Word, Excel, Power Point;

- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;

- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений;

уметь:

- использовать полученные знания в практической деятельности.

Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными ресурсами.

Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

  • Слово учителя в сочетании созрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальные

- групповые

- индивидуальные

Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  • диктант;

  • работа по индивидуальным карточкам;

  • цифровой диктант;

  • работа по опорным схемам;

  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).

  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).

  • Словарная работа (терминология).

  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).

  • Развитие памяти (игры:«Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)

  • Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).

  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

Методическое обеспечение

  1. «Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.

  2. Методическое пособие для учителя «В помощь учителю информатики» под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.

  3. «Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы». Издательство «Дрофа» под редакцией Ю.А Меньшовой.

  4. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net

  1. «Электронный практикум» для 6-9 классов.

  2. Клавиатурный тренажер 5-9 классов

  3. Видео уроки.























Министерство образования Иркутской области

Управление образования МО «…….»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

……..средняя общеобразовательная школа


«Расмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Идыгинская СОШ

____________________ __________________________ ____________________________

/………………../ /…………………./ /……………………../

Протокол № ________ от Приказ № _____от

«_____»__________2015 г. «___»_______________2015 г. «____»_________________2015г.



Рабочая программа

по информатике VIII вида

9 класс


ФИО………………………

учитель информатики

Расмотрено на заседании

методического совета

Протокол №_________ от

«____»___________2015г.



2015 -2016 г.