Урок по теме: Окислительно-восстановительные реакции

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области».













Урок по теме:

«Окислительно-восстановительные реакции»




Подготовила и провела:

учитель химии

первой квалификационной категории

Федорова Н. В.
















п. Пятницкое

2016

Слайд 1 Тема урока «Окислительно-восстановительные реакции»

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», охарактеризовать единство и непрерывность процессов окисления и восстановления, систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов.

развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. формировать интерес к предмету.

воспитательные: формирование научного мировоззрения обучающихся, совершенствовать трудовые навыки. Формирование культуры межличностного общения: умение слушать друг друга, задавать вопросы. Анализировать ответы товарищей, прогнозировать результаты работы, оценивать свою работу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа учащихся .

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.

Оборудование и реактивы: видеопроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»; периодическая система Д. И.Менделеева, музейный экспонат, тесты, справочные материалы, штатив с пробирками,  раствор соляной кислоты, цинк в гранулах.

Контроль: тестирование.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

    Организационный этап. Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Что вы чувствуете? (тепло, энергию). Я желаю вам чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Информация учителя. Ребята, вокруг нас протекает множество химических реакций и весь мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции. Некоторые из них приносят вред, без некоторых наша жизнь невозможна. Сегодня на урок я принесла экспонаты нашего музея. Как вы считаете в хорошем ли они состоянии? А что с ними произошло? Почти 71 год назад закончилась ВОВ. Они заржавели. А как вы думаете, почему? Какие процессы лежат в основе разрушения металлов, в частности железа? (окисление). Сегодня мы с вами разберем процесс окисления с химической точки зрения, а также обратный ему процесс восстановление. Кроме того сегодня на уроке еще вы узнаете:

1. что такое окислитель и восстановитель.

2. какие реакции можно отнести к ОВР

3. мы попытаемся научиться расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

4. узнаем, какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.

Тема урока «Окислительно-восстановительные реакции» (откройте тетради, запишите)



3. Актуализация знаний обучающихся.

Давайте вместе с вами вспомним все известные вам классификации химических реакций и признаки, которые лежат в основе каждой классификации

Слайд 2 Повторение. “Типы химических реакций”.

 

 

Признак классификации химической реакции

 

По использованию катализатора

 

 

 

 

По агрегатному состоянию веществ

 

 

По тепловому эффекту

 

 

 

 

По направлению

 

 

?

Неизвестный признак реакции? Что это за признак?

Прежде чем ответить на эти и другие вопросы нужно вспомнить: что такое степень окисления, правила расчета степеней окисления. Кто забыл найдите приложение 1 у вас на партах.

Приложение 1

Слайд 3. Правила: Степень окисления это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов. Степень окисления может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения. Рассказываете порядок выставления с. о. в химических формулах: вверху над символом элемента, причем вначале пишется заряд («+» или «—»), а затем число (1, 2, 3). Примеры : Na2+S-2, Н2+0"2, С12°. Как по формулам химических соединений, рассчитать с. о.? Для этого надо знать определенные правила.

1. В соединениях отрицательное значение с. о. имеют элементы с большим значением электроотрицательности, а положительное значение с. о. — элементы с меньшим значением электроотрицательности.

2. Есть элементы с постоянной с. о. и элементы с переменной с. о.

Элементы с постоянным значением с. о.:

а) Металлы всегда имеют положительное значение с. о. У металлов главных подгрупп:

I группы во всех соединениях с. о. равна +1.

II группы — +2

III группы — +3

б) Элемент фтор F в соединениях всегда имеет с. о. — 1.
Элементы с переменным значением с. о.:

а) Все остальные металлы (кроме перечисленных выше металлов)

б) Почти все неметаллы.

в) Кислород почти всегда имеет с. о. -2.

г) В большинстве соединений водород имеет с. о. +1, но в соединениях с металлами заряжен отрицательно, с. о. равна — 1.

3. Нулевое значение с. о. имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии.

4. Так как молекулы и атомы являются электронейтральными системами, то в соединениях суммарное значение с. о. всегда равно нулю. Другими словами сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна нулю.

5. Для того, чтобы рассчитать с. о. одного элемента в соединении, надо знать с. о. другого элемента.

Учащиеся проговаривают правила.

Выполним задание на определение степени окисления. Такие задания у вас будут на экзамене по химии в 9 классе (ОГЭ). Поэтому готовиться к ОГЭ мы начинаем с 8 класса. Номер задания в КИМ 4. Приложение 2. Определите С. О. элементов. После выполнения вы обменятесь листочками и проверите друг у друга с помощью слайда. 1правильный ответ-1 балл. Всего 5 баллов. Оценку поставьте в лист самооценки за тест 1.

Слайд 4. Приложение 2. Тест 1 Мы с вами уже в 8 классе начинаем готовиться к ОГЭ. Задание 4 в КИМ звучит так: определите степени окисления элементов.

Вариант 1

1) N2O5

2) NH3

3) Cl2O3

4) AlCl3

5) Zn

Вариант 2

1) MgCl2

2) Cu2O,

3) O2,

4) СО2

5) NаF

Оценивать вы будете друг друга, работая в парах. Поменяйтесь тестами и проверьте ответы . 1правильный ответ-1 балл. Всего 5 баллов. У каждого на парте лист самооценки. Приложение 3. Подпишите фамилию и имя . Оценку поставьте в лист самооценки за тест 1. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку. Слайд 5



Приложение 3
Лист самооценки:

Итоговая оценка: _______________


4. Изучение нового материала.

Проведем опыты. Приложение 4. Техника безопасности.

Приложение 4. Опыт 1. Инструктивная карта. В пробирку налейте 1 мл хлорида натрия и по каплям добавляю нитрат серебра. Что наблюдаете? Уравнение реакции напишем на доске и выясним изменились ли степени окисления?

+1 +5 -2 +1 -1 +1 -1 +1 +5 -2

AgNO3 + NaCl --AgCl + NaNO3 (у доски пишет учащийся).


Вывод: Степени окисления атомов химических элементов после реакции не изменились.


Опыт 2 . В пробирку с цинком добавьте соляную кислоту. Что наблюдаете? Уравнение реакции напишем на доске и выясним изменились ли степени окисления?

А вот в другой реакции – взаимодействие соляной кислоты с цинком

+1 -1 0 +2 -1 0

2HCl + Zn-- Zn Cl2 + H2 (у доски пишет учащийся)

Вывод: атомы двух элементов, водорода и цинка, изменили свои степени окисления: водород с +1 на 0, а цинк – с 0 на +2. .  Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.

Слайд 6. Запись в тетради. С 229

Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными (ОВР).

Слайд 7. Итак мы выяснили еще один признак классификации химических реакций-это изменение степени окисления. Вернемся к таблице и допишем 6 признак классификации химических реакций.

Тест 2 Приложение 5

Слайд 8. Тест 2 Определите какие уравнения относятся к окислительно -восстановительным.

Вариант 1

1) СаСО3 → СаО + СО2

2) 2KMnO4  K2MnО4 + MnО2 + О2

3) N2 + 3Н2 → 2NН3

4) N2O5 + H2O → 2HNO3

5) Mg + 2HCl  MgCl2 + H2

Вариант 2

1) AlCl3 + 3NaOH  Al(OH)3↓ + 3NaCl

2) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2

3) Mg СО3 → Mg О + СО2

4) Ca + 2HCl  Ca Cl2 + H2

5) P2O5 +3 H2O → 2H 3 PO4

Слайд 9. Подсказка. К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество. К ОВР не относятся реакции ионного обмена.

Слайд 10. Проверите друг у друга с помощью слайда. 1правильный ответ-1 балл. Всего 5 баллов. Оценку поставьте в лист самооценки за тест 2.

Вернемся к уравнению цинка с соляной кислотой. Выясним какие процессы протекают в ОВР.

+1 -1 0 +2 0

2HCl + Zn-- Zn Cl2+ H2 в этой реакции каждый атом водорода получил по одному электрону


+1 0

2H + 2e--- H2

а каждый атом цинка – отдал два электрона

0 +2

Zn - 2е--- Zn

Слайд 11.Запись в тетради.

Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называют  восстановителями; а процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами называют  окислением.

Слайд 12. Запись в тетради. Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называют  окислителями; а процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами называют  восстановлением.

Используя таблицу Д. И. Менделеева сделайте выводы о восстановительных и окислительных свойствах элементов по периодам и группам, учитывая то, что металлы – это сильные восстановители, а неметаллы – сильные окислители.

Поэтому в ПС в периодах слева направо восстановительные свойства будут уменьшаться, а окислительные – увеличиваться;  в группах главных подгруппах сверху вниз восстановительные свойства – увеличиваться, а окислительные – уменьшатся. В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается. Приложение 6

Приложение 6. Схема

Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления

- отдача электронов, окисление





-4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
- присоединение электронов, восстановление

Слайд 13. Приложение 7. Тест 3. КИМ задание 14.

5. Первичное закрепление новых знаний.

Вариант 1

Схема Na0Na+1 отражает процесс:

А) окисления

Б)восстановления
В) нейтрализации

Г) диссоциации

Вариант 2

Схема Сl0 Сl-1 отражает процесс:

А) окисления

Б)восстановления
В) нейтрализации

Г) диссоциации

Слайд 14. Правильных ответов 1. Проверите друг у друга с помощью слайда. Правильный ответ всего 1- 1 балл. Оценку поставьте в лист самооценки за тест 3

Продолжаем .Остался еще один вопрос. В окислительно-восстановительных реакциях число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов , принимаемых окислителем, т. е. соблюдается электронный баланс. Метод электронного баланса применяют для записей электронных уравнений процессов окисления и восстановления.

Используем приложение 8. КИМ задание 20.

Слайд 15. ( План составления уравнений ОВР и электронного баланса к ним).

+2 -1 0 +3 -1 0

CuCl2 +Al-----AlCl3 + Cu

Электронное уравнение будет иметь вид:

+2 0

Cu +2e --- Cu 3 процесс восстановления

0 +3

Al -3e --- Al 2 процесс окисления

Молекулярное уравнение этой реакции написать уже не сложно. Т. К коэффициенты для него будут взяты из электронных уравнений.

3CuCl2 +2Al-----2AlCl3 +3 Cu

Медь в степени окисления +2 является окислителем.

Алюминий в степени окисления 0 является восстановителем.

Приложение 8

План составления уравнений ОВР и электронного баланса к ним

1. Записать схему реакции.

2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления.

3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.

4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.

5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.

Слайд 16-24. Значение окислительно-восстановительных реакций.

Окислительно-восстановительные процессы встречаются не только на уроках химии. Окислительно-восстановительные реакции являются самыми распространенными и играют большую роль в природе и технике. Они являются основой жизни на Земле.

С ними связаны дыхание и обмен веществ в живых организмах, гниение и брожение, фотосинтез в зеленых частях растений и нервная деятельность человека и животных. Они лежат в основе металлургических процессов и круговорота элементов в природе. С их помощью получают аммиак, щелочи, азотную, соляную и серную кислоты и многие другие ценные продукты. Благодаря окислительно-восстановительным реакциям происходит превращение химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах и аккумуляторах.

6.Подведение итогов (рефлексия)

Песня Э. П. «Кто-то теряет, кто-то находит». Вывод: сегодня на уроке мы познакомились с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, систематизировали знания о типах химических реакций, узнали, что такое «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», систематизировали знания о степени окисления химических элементов, научились расставлять коэффициенты методом электронного баланса, узнали, какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.

7. Домашнее задание

Слайд 25.Домашнее задание: п 43 упр.3 с 235 выберите истинные утверждения.

Восьмиклассница случайно разбила ртутный градусник. Взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. Правильно ли она поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути II, которое является очень устойчивым соединением.  Какая реакция происходит при этом?
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью.  Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
8. Оценки.

Слайд 26. Выставите итоговые оценки за 3 теста, поставьте их в дневник и подайте дневник на подпись.

  • 10-11 баллов- «5»

  • 7-9 баллов –»4»

  • 5-6 баллов –»3»