Программа спецкурса по химии Решение нестандартных задач

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...









Пояснительная записка



Цели и задачи рабочей программы изучения спецкурса «Решение нестандартных задач по химии»:

создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы;

отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

отработать навыки решения простейших задач;



начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;





Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 35 учебных часов. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

В рабочей программе предусмотрено:


резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов. проведение полугодовой контрольной работы.

проведение 2 практических работ.

проведение итоговой контрольной работы






Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:

Габриелян О.С. «Химия8 класс». Учебникдля общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, - 2008. Химия 8 класс.

Габриелян О.С., Яшукова А. «Рабочая тетрадь по химии 8 класс». К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8.». - М.: Дрофа, 2005. 176 с.

Горковенко М. Поурочные разработки по химии 8 класс. К учебникам Габриеляна О.С. Москва. «Вако». 2007.

Доброткин Д.Ю. , Снастина М.Г. Контрольные работы в новом формате. 8 класс. Москва. «Интеллект-Центр». 2011.





Программа спецкурса по химии для классов химико-биологического цикла. Составитель: Заборовская А.В учитель химии, рассчитана на 35 учебных часов.




В авторской программе предусмотрено:

резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часа. проведение 2 практических работ.

проведение итоговой проверочной работы





Основные формы организации учебной деятельности урок ознакомления с новым материалом

урок закрепления изученного материала урок применения знаний и умений

урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний

комбинированный урок урок практикум




Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

по месту контроля на этапах обучения: предварительный ходной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).




3

по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «качественная» технология очетание метода наблюдения с оценкой усвоил или не усвоил, овладел или не овладел.

по способу организации контроля: автоматический (машинный) – использую редко, в кабинете нет компьютера. Взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.

по ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (опрос, собеседование, зачёт), письменный метод онтрольные работы, самостоятельные работы, тесты), практический метод (практические и лабораторные работы).



Изменения, внесённые в рабочую программу

1 час резервного времени использован на полугодовую контрольную работу.




Описание места учебного предмета в учебном плане

Элективный курс по химии «Развитие творческих умений учащихся по средствам решения нестандартных задач» относится к образовательной области «Естествознание». Изучается в 8 классе. В базисном учебном плане на изучение предмета выделяется 1 часа федерального компонента. Годовое количество часов 34. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану. Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 - 9 классах и по 1 часу в 10 - 11 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей, поэтому был введён элективный курс по химии в 8 классе «Развитие творческих умений учащихся по средствам решения нестандартных задач».




Требования к уровню подготовки учащихся

Знание основных законов и понятий химии и их оценивание; Умение проводить простейшие расчёты;

Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять

необходимые уравнения, объяснять свои действия;

Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.




4


После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:




Минимальный - решение простейших задач по алгоритму.

Достаточный - решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решениякоторых используются известные алгоритмы.

Творческий - выполнение заданий и решение задач направленных на развитиетворческого потенциала личности.






Содержание тем спецкурса по химии


Раздел 1. Введение(1 час)



Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные этапы в истории развития химии.



Раздел 2. Химическая формула вещества (6 часов)



Чтение химических формул. Составление химических формул по валентности. Определение валентности атомов по химическим формулам веществ. Определение относительной молекулярной массы. Определение массовой доли элемента. Вывод формулы вещества по массовой доле элементов.



Раздел 3. Количество вещества (8 часов)



Количество вещества. Моль. Молярная масса. частицы. Молярный объём. Постоянная Авогадро. плотность.

Пересчитанные Относительная



Раздел 4. Уравнения химических реакций (3 часа)



Основные типы. Составление простейших уравнений реакций.



Полугодовая контрольная работа.



Раздел 5. Растворы (8 часов)



Растворы. Растворимость. Массовая доля раствора. Процентная концентрация раствора. Молярная концентрация раствора. Разбавление растворов. Смешивание растворов с различной концентрацией. Упаривание раствора. Концентрирование раствора. Кристаллогидраты.



Раздел 6. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД (7 часов)





5


[link] Программа для одаренных детей «Шаг в будущее».




Оборудование и приборы




Печатные пособия



1


Комплект портретов ученых-химиков


100%


2


Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).


100%



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.




Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения.



1


Весы (до 500г)


1шт.


2


Нагревательные приборы (электронагреватель для пробирок, спиртовка)


1шт.


3


Доска для сушки посуды


1шт.



Демонстрационные



1


Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии


100%


2


Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства


100%


3


Столик подъемный


1шт.


4


Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21


1шт.


5


Штатив металлический ШЛБ


1шт.


6


Экран фоновый черно-белый (двусторонний)


1шт.


7


Набор флаконов (250 300 мл для хранения растворов реактивов)


100%





19

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии



1


Весы


2 шт.


2


Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента


100%


3


Набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа»


100%


4


Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл)


100%


5


Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов


100%


6


Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)


100%


7


Нагреватели приборы (электрические 42 В, спиртовки (50 мл)


100%


8


Прибор для получения газов


100%


9


Штатив лабораторный химический ШЛХ


1шт.



Натуральные объекты коллекции



1


Алюминий


1шт.


2


Волокна


1шт.


3


Каменный уголь и продукты его переработки


1шт.


4


Каучук


1шт.


5


Металлы и сплавы


1шт.


6


Минералы и горные породы


1шт.


7


Нефть и важнейшие продукты ее переработки


1шт.


8


Пластмассы


1шт.


9


Стекло и изделия из стекла


1шт.


10


Топливо


1шт.


11


Чугун и сталь


1шт.



Реактивы



1


Набор №1 ОС «Кислоты» Кислота соляная


100%


2


Набор 3 ОС «Гидроксиды» Аммиак 25%-ный

Бария гидроксид Калия гидроксид

Кальция гидроксид Натрия гидроксид


100%


3


Набор 4 ОС «Оксиды металлов» Алюминия оксид

Бария оксид Железа (III) оксид Кальция оксид Магния оксид

Меди (II) оксид (порошок) Цинка оксид


100%


4


Набор 5 ОС «Металлы» Алюминий (гранулы)

Железо восстановл. (порошок) Магний (порошок)

Магний (лента )

Медь (гранулы, опилки) Цинк (гранулы)

Цинк (порошок) Олово (гранулы)


100%


5


Набор 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Кальций


100%





20

Литий Натрий



6


Набор 7 ОС «Огнеопасные вещества» Сера (порошок)

Фосфор красный Фосфора (V) оксид


100%


7


Набор 8 ОС «Галогены» Йод


100%


8


Набор 9 ОС «Галогениды» Алюминия хлорид

Аммония хлорид Бария хлорид Железа (III) хлорид Калия йодид

Калия хлорид Кальция хлорид Лития хлорид Магния хлорид Меди (II) хлорид Натрия бромид Натрия фторид Натрия хлорид Цинка хлорид


100%


9


Набор 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Алюминия сульфат

Аммония сульфат Железа (II) сульфид Железа (II) сульфат Калия сульфат Кобольта (II) сульфат Магния сульфат

Меди (II) сульфат безводный Меди (II) сульфат

Натрия сульфид Натрия сульфит Натрия сульфат Натрия гидросульфат Никеля сульфат Натрия гидрокарбонат


100%


10


Набор 11 ОС «Карбонаты» Аммония карбонат

Калия карбонат (поташ) Меди (II) карбонат основной Натрия карбонат

Натрия гидрокарбонат


100%


11


Набор 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

Калия моногидроортофосфат (калий фосфорнокислый двухзамещенный)

Натрия силикат 9-ти водный

Натрия ортофосфат трехзамещенный

Натрия дигидрофосфат (натрий фосфорнокислый однозамещенный)


100%


12


Набор 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа». Калия ацетат

Калия ферро(II) гексацианид (калий железистосинеродистый) Калия ферро (III) гексационид (калий железосинеродистый) Калия роданид

Натрия ацетат


100%




21

Свинца ацетат



13


Набор 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат (калий марганцевокислый) Марганца (IV) оксид

Марганца (II) сульфат марганца хлорид


100%


14


Набор 15 ОС «Соединения хрома» Аммония дихромат

Калия дихромат Калия хромат

Хрома (III) хлорид 6-ти водный


100%


15


Набор 16 ОС «Нитраты» Алюминия нитрат Аммония нитрат

Калия нитрат Кальция нитрат Меди (II) нитрат Натрия нитрат Серебра нитрат


100%


16


Набор 17 ОС «Индикаторы» Лакмоид

Метиловый оранжевый Фенолфталеин


100%


17


Набор 18 ОС «Минеральные удобрения» Аммофос

Карбамид Натриевая селитра Кальциевая селитра Калийная селитра Сульфат аммония

Суперфосфат гранулированный Суперфосфат двойной гранулированный Фосфоритная мука


100%


18


Набор 24 ОС «Материалы» Активированный уголь Вазелин

Кальция карбид

Кальция карбонат рамор) Парафин


100%


19


Набор 19 ОС «Углеводороды» Бензол

Гексан Нефть Толуол Циклогексан


100%


20


Набор 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества» Ацетон

Глицерин Диэтиловый эфир Спирт н-бутиловый Спирт изоамиловый Спирт изобутиловый Спирт этиловый Фенол

Формалин Этиленгликоль

Уксусно-этиловый эфир


100%




22

21


Набор 21 ОС «Кислоты органические» Кислота аминоуксусная

Кислота бензойная Кислота масляная Кислота муравьиная Кислота олеиновая Кислота пальмитиновая Кислота стеариновая

100% Кислота уксусная Кислота щавелевая


100%


22


Набор 22 ОС «Углеводы. Амины» Анилин

Анилин сернокислый Д-глюкоза

Метиламин гидрохлорид Сахароза


100%


23


Набор 23 ОС «Образцы органических веществ» Гексахлорбензол техн.

Метилен хлористый Углерод четыреххлористый Хлороформ


100%



Специализированная мебель



1


Доска аудиторская с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц


100%


2


Стол демонстрационный химический


100%


3


Стол письменный для учителя (в лаборантской)


100%


4


Стол препараторский лаборантской)


100%


5


Стул для учителя 2 шт (в кабинете и лаборантской)


100%


6


Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями разных ростовых размеров)


100%


7


Шкафы секционные для хранения оборудования


100%


8


Доска для сушки посуды


100%


9


Стенды экспозиционные


100%





























23


Необходимое обеспечение к проведению практических работ





Тема практической работы


Необходимое обеспечение практической работы


Отметка наличия


1-2.


Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений и распознавание веществ


Пробирки, спиртовка, асбестированная сетка, лабораторные штативы (2), пробирка без дна, фарфоровая чашка, пробиркодержатель, воронка, фильтр, химический стакан, шпатель, прибор для получения водорода,

20 мл. 20%-ного раствора соляной кислоты, оксид меди (II), гидроксид натрия(разбавленный раствор), индикатор, цинк. Задание: выполнить опыты согласно предложенной цепочке превращений

оксид меди (II) хлорид меди (II) гидроксид меди (II) оксид меди (II) медь

Задание: распознать при помощи индикаторов кислоты, растворимые основания


100%




Необходимое обеспечение для проведения практических работ есть в наличии.









































24


Лист корректировки календарно-тематического планирования




Класс


урока.


Дата план.


Дата факт.


Причина.









































































































25
































































26