Рабочая программа по химии 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тимирязевская основная общеобразовательная школа

Каменского муниципального района»

Воронежской области

« "Рассмотрено" на заседании ШМО "Утверждаю"

н Протокол № 1 от 26 августа 2016 г Директор школы: Киселева Е.А.

Руководитель: Полежаева И.В. Приказ №150 от 27 августа 2016 г.

от

.

Ру



Рабочая программа учебного курса

«Химия»

для 9 класса





Составитель:

Киселева В.П.

учитель химии









2016-2017учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян - М.:Дрофа, 2009. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897

-Федеральный закон «Об образовании» от 2013г

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004г.;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.;
- Федеральный перечень учебников,, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО и науки РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. В рабочей программе тема «Металлы» увеличена на один час и тема «Органические соединения» увеличена на один час.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·          освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·          овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·          развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·          воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·          применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи программы обучения:

- освоение теории химических элементов и их соединений

- овладение умением устанавливать причинно- следственные связи между составом, свойствами и применением веществ

- применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов

- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Ведущими идеями предполагаемого курса являются:

- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов - конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- законы природы объективны и познавательны; знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологические безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны; требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Общая характеристика учебного предмета

В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов). Контрольных работ – 4, практических работ – 6, лабораторных работ – 17.

Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля.

В курсе 9 класса практические работы проводим после изучения тем (темы «Металлы», «Неметаллы).

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

для учителя:

1.       Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

2.       Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2003.

3 .Горковенко М.Ю. Химия 9 класс: Поурочные разработки по химии. – М.: Вако, 2004.

для учащихся:

1.       Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008.

2.       Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2011.

МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Практические работы

Контрольные

работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

6



2.

Тема 1.

Металлы

15

1.Осуществление цепочки химических

превращений.

2 По­лучение и свой­ства соединений

металлов.

3 Экспериментальные задачи по

распознаванию и получению веществ

1

3.

Тема 2. Практикум №1 Свойства металлов и их соединений.

3



4.

Тема 3.

Неметаллы

23

4. Эксперимен­тальные задачи по теме:

«Под­группа кисло­рода».

5. Эксперимен­тальные задачи по теме

: «Под­группы азота и углерода».

6. По­лучение, соби­рание и

распо­знавание газов.

2

5.

Тема 4. Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений.

3



6.

Тема 5.

Органические соединения

10


3

7.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8


4


Итого

70

6

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 1. Металлы (15 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро-,электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы –простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид, гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+  и  Fe3+ .Качественные реакции на Fe2+  и  Fe3+ . Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

2. Ознакомление с образцами металлов. 

3: Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 

5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей

6. Качественные реакции на ионы Fe2+  и  Fe3+ . 

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений. (3ч).

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. получение и свойства соединений металлов. 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3. Неметаллы (23ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (4) и (6), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II ) и ( IV ). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V ), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II ) и ( IV ), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат – ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния( IV ), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

7. Качественная реакция на хлорид-ион.

8. Качественная реакция на сульфат-ион.

9. Распознавание солей аммония.

10. Получение углекислого газа и его распознавание.

11. Качественная реакция на карбонат-ион.

12. Ознакомление с природными силикатами.

13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений(3ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Органические соединения (10ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества».Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дигидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой Реакции полимеризации этилена .Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанол и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты.

14. Изготовление моделей молекул углеводородов.

15. Свойства глицерина.

16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при  нагревании.

17. Взаимодействие крахмала с иодом.


Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч.)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; измерение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Устный ответ

Оценка «5». Ответ полный и правильный.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

 

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Контроль уровня обученности

Стартовая контрольная работа

Вариант №1

1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

Si      P    S   Cl

-  у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность? 

3. Даны вещества:

MgCl2   Fe(OH)3   Ca(OH)2     SO3    BaCO3     H2SO4    Al(OH)3    Zn(OH)2    HNO3    FeO    SiO2    CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов,   б) основных оксидов,  в) кислот.   г) солей.

4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl       MgCL2     Mg  MgO      MgSO  Mg(OH)2

5. Какова масса  и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии   2,4 г магния с кислородом?

Стартовая контрольная работа

Вариант №2

1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его  высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

C      N    O   F

-  у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?

3. Даны вещества:

MgCl2   Fe(OH)3   Ca(OH)2     SO3    BaCO3     H2SO4    Al(OH)3    Zn(OH)2    HNO3    FeO    SiO2    CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов,   б) основных оксидов,  в) кислот.   г) солей.

4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl       FeCL2    Fe  FeO      FeSO  Fe(OH)2

5. Какова масса  и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии   24 г угля с кислородом?

«Металлы». Контрольная работа №1

Вариант № 1

На оценку «3»

1.       Допишите уравнения  реакций:

а) АgNО3 + НСl  →                                             б) Fе + Сl2 →

в) Аl(ОН)3 + Н2SО4  →                                      г) Сu + АgNО3 →

2.       Расскажите о положении металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

3.       Перечислите способы защиты металлов от коррозии.

На оценку «4 и 5»

4.       Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:

                       1                     2                  3             4

Са  →  Са(ОН)2  →  СаСО3  →  СаО  →  СаСl2.

5.       Для перехода 4  составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

«Металлы». Контрольная работа №1

Вариант № 2

На оценку «3»

1.       Допишите уравнения  реакций:

а) Са + S  →                                                         б) Са  + Н2О →

в) МgСО3 + НСl  →                                            г) Li + О2→

2.       Расскажите о природных соединениях кальция. Каково их значение для человека?

3.       Расскажите о видах коррозии.

На оценку «4 и 5»

4.       Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:

       1               2               3                    4

Zn  →  Zn О  → Zn Сl2  →  Zn (ОН)2  →  Zn(NО3)2.

5. Для перехода 4  составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

Вариант №1

1.       Получение водорода в лаборатории и техника безопасности при работе с ним.

2.       Стекло. История, химический состав, применение.

3.       Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:

P  → P2O5  → H3PO4  → K3PO4  → AgPO4.

4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 62г фосфора.

5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.

Контрольная работа  №2 по теме «Неметаллы»

Вариант №2

1.       Техника безопасности при работе и растворении с серной кислотой..

2.       Керамика. История, химический состав, применение.

3.       Напишите уравнения реакций, соответствующие переходам:

Si  → SiO2  → Na2SiO3  → H2SiO3  →  SiO2.

4. Определите массу кислорода, затраченного на сжигание 36г угля.

5. В трёх пробирках находятся хлорид, сульфат и карбонат натрия. Как распознать каждую из солей. Напишите план распознавания и уравнения химических реакций.

Контрольная работа № 3 «Органические вещества» 

1 вариант

1.       Даны вещества:

1)       СН3ОН                         2) С3Н8

3)       СН2═СН─СН3                  4) С12Н22О11

5)  NH2CH2COOH        6) C6H6O

7) CH3CH                        8) CH3COOH

К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?

Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.

Назовите соединения 1 и 6.

 

2.       Углеводород, массовая доля углерода в котором составляет 83,33%, а водорода – 16,67%, имеет относительную плотность паров по водороду 36. Выведите молекулярную формулу этого вещества.

Контрольная работа № 3 «Органические вещества»

2 вариант

1.       Даны вещества:

1)       СН≡CН                       2) СН4

3)  СН3─СН2OH               4) CH2CH2

5)  CH3COOCH3O            6) C6H12O6

7) HCH                             8) HCOOH

К какому классу соединений принадлежит каждое из этих веществ?

Напишите полные структурные формулы веществ 2 и 8.

Назовите соединения 1 и 3.

2.        Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17, 25% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Вариант №1

На оценку «3»

1.       Дайте характеристику  натрию по плану:

а) нахождение в Периодической таблице и природе;

б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;

в) значение в природе и жизни человека.

2.       Допишите уравнения реакций:

а)    Al(OH)3 + HCl                                              б)   CO2 + H2O

в)    CaCO3 + HCl →                                                 г)    PO2 →

3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса

На оценку «4»

4. Решить задачу: Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 62г фосфора.

На оценку «5»

5.Напишите уравнения реакций, позволяющие осуществить переходы:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Вариант №2

На оценку «3»

1.       Дайте характеристику фосфору по плану:

а) нахождение в Периодической таблице и природе;

б) возможные степени окисления, формулы соединений, в которых элемент её проявляет;

в) значение в природе и жизни человека.

2.       Допишите уравнения реакций:

а)    Cu(OH)2 + H2SO4 →                                         б)   P2O5 + H2O

в)    AgNO3 + HCl →                                                г)  Fе + С12

3. В уравнении под буквой «г» расставьте коэффициенты методом электронного баланса 

На оценку «4»

4. Решить задачу:  Определить массу кислорода, затраченного на реакцию с 24г углерода.

На оценку «5»

5.Напишите уравнения реакции. Позволяющие осуществить переходы:

CuCuOCuCl2 → Cu(OH)2.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии ученик должен

знать:

·           химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·           важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

·           основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

·           называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

·           объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

·           характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

·           определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

·           составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

·           обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·           распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

·           вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·           безопасного обращения с веществами и материалами;

·           экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Знать:

- периодический закон;

- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять уравнения химических реакций.

Тема 1. Металлы.

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на  важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю  выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы.

Тема 2. Неметаллы.

Знать:

- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

- качественные реакции на  важнейшие анионы.

Уметь:

- объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.

Тема 3. Органические соединения

Знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать:

- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ.

Уметь определять:

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях;

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата планир

Дата фактич

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки

Информац.

методическое сопровождение

Домашнее задание

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (6ч)

1

5.09

5.09

Характеристика элемента-металла на основании его положения в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева

1

КУ

Вещество, классификация веществ, генетический ряд


Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.

Периодическая система

§1

упр.1а,б


2

7.09

7.09

Характеристика элемента-неметалла на основании его положения в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева

1

КУ

Вещество, классификация веществ, генетический ряд

Сам Работа

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.


Периодическая система

Зад. в тетр

3

12.09

12.09

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Л.р.№1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств


1

КУ


Сам работа

Знать/понимать:

-химические понятия:

Амфотерность, амфотерное соединение

Уметь:

- называть:

Амфотерные оксиды и гидроксиды

определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

составлять:

Уравнения реакций соединений

Периодическая система


§2

упр.2,3

4

14.09

14.09

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

1

КУ


Сам работа

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;


Периодическая система



§.3

упр.1,2

5

19.09

19.09

Подготовка к контрольной работе.

1

КУ




Периодическая система

Зад в тетр

6

21.09

21.09

Стартовая контрольная работа №1

1

К




Периодическая система


Тема 1 Металлы (15ч)

7

26.09

26.09

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

Л.р.№2 Ознакомление с образцами ме­таллов.

1

УИНМ

Положение металлов в периодической системе, общие физические свойства металлов

Текущий контроль

Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе хи­мических элементов Д.И.Менделеева и особенно­сти строения их атомов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кри­сталлическая решётка).


§5,6

упр.1-3


8

28.09

28.09

Химические свойства метал­лов.

Л. р .№3 Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей

1

КУ

Химические свойства металлов

Текущий контроль

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окис­лительно-восстановительных реакциях и их поло­жения в электрохимическом ряду напряжений


§8,

упр.1-4


9

3.10

3.10

Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов.

1

КУ

Окислитель, восстановитель. окисление, восстановление

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление.

Уметь:

  • составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюми­нием.


§9

упр.1-6

10

5.10

5.10

Сплавы

1

КУ

Сталь, бронза, чугун

Тест

Знать/понимать: наиболее распространенные сплавы



§7

11

10.10

10.10

Коррозия металлов

1

КУ

Коррозия металлов, виды коррозии

Сам работа

Знать/понимать:

  • химические понятия:

коррозия металлов, виды коррозии

Уметь:

характеризовать:

виды коррозии металлов


§10,

упр.1-3

12-13

12.10

17.10

12.10

17.10

Щелочные ме­таллы и их со­единения.


Л.р.№4. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия


2

КУ

Щелочные металлы

Текучий контроль

Уметь:

  • называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидро­ксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных ме­таллов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро­ксидов



§11, упр.1


§11, упр.2


14-15

19.10

24.10

19.10

24.10

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения.

2

КУ

Соединения щелочных металлов

Текущий контроль

Уметь: называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочнозе­мельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочнозе­мельных металлов;

  • характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочноземельных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций,


§12, упр.4

§12, упр.5



16

26.10

26.10

Соединения кальция.

Л.р№4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция

1

КУ

Соединения кальция

Текщий контроль

Уметь: использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь).


§12, упр.2,3

17

31.10

31.10

Алюминий и его соединения.

Л.р№4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия. Л.р.№5Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

1

КУ

Соединения кальция

Сам работа

Уметь:

  • называть:

соединения алюминия по их химическим форму­лам;

  • характеризовать:

алюминий по его положению в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.



§13, упр.1,4,7


18

2.11

2.11

Железо и его со­единения.

Л.р.№4 Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа.

Л.р.№6Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3

1

КУ

Соединения железа

Тест

Уметь:

  • называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать:

особенности строения атома железа по его положе­нию в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов же­леза


§14,

упр.1-3


19

14.11

14.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

1

УОиП





Упр.4-7 стр.82,83

20

16.11

16.11

Контрольная ра­бота № 2 по теме: «Металлы»

1

К





§11-14

21

21.11

21.11

Анализ кон­трольной ра­боты.

1






§11-14

Тема 2 Практикум№1

Свойства металлов и их соединений (3ч).

22

23.11

23.11

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Практическая работа №1

1

ПР


Контроль практических знаний и умений

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­ние


С.84

23

28.11

28.11

Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа №2

1

ПР


Контроль практических знаний и умений

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­ние


С.85

24

30.11

30.11

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Практическая работа №3

1

ПР


Контроль практических знаний и умений

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • обращаться:

с химической посудой


С.86


Тема 2. Неметаллы (23 часа)


25

5.12

5.12

Общая характе­ристика неме­таллов.

1

УИНМ

Свойства неметаллов


Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положе­ния в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.


§15, 16 упр.1,3,4

26

7.12

7.12

Водород, его физические и химические свойства.

1

КУ

Свойства водорода


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

двойственное положение водорода в периодиче­ской системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

  • характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представле­ний об окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  • распознавать опытным путём:


§17, упр3,4,5

27

12.12

12.12

Общая характе­ристика галоге­нов.

1

КУ

Галогены

Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов

  • определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;


§18, упр1,4,5,6

28-29

14.12

19.12

14.12

19.12

Соединения га­логенов.


Л.р.№7 Качественная реакция на хлорид-ион.

2

КУ

Соединения галогенов

Сам работа

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  • составлять:

химические формулы галогеноводородов и галоге­нидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ


§19, 20, упр.2,3, с.115


§19, 20,

упр.4 с.115

30

21.12

21.12

Кислород, его физические и химические свойства.

1

КУ

Свойства кислорода

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома кислорода по его положению в пе­риодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода:

  • определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в ок­с

  • распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;


§21, упр.2,3,8

31

26.12

26.12

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.

1

КУ

Свойства серы


Уметь:

  • объяснять:

строение атома серы по её положению в периоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

закономерности изменения свойств элементов (ки­слорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы


§22, упр.1,2,3

32

28.12

28.12

Оксиды серы.

1

КУ

Оксиды серы

Сам работа

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным окси­дам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций


§23,

упр 5,7

33



Серная кислота и её соли.

Л.р.№8 Качественная реакция на сульфат-ион.

1

КУ

Серная кислота

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соот­ветствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной ки­слоте и в сульфатах;

  • составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты;


§23,

упр. 4,8

34



Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства

1

КУ

Свойства азота


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома азота по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

  • характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его со­единениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.


§24, упр.1,2,4

35



Аммиак и его свойства.

1

КУ

Свойства аммиака

Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  • называть:

аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  • определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в ам­миаке;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака

  • распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;


§25, упр.7,8,9,10

36



Соли аммония.


Л.Р.№9 Распознавание солей аммония.

1

КУ

Соли аммония

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  • называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  • определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  • составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.


§26,

Упр.1,2,4

37



Оксиды азота.

1

КУ

Оксиды азота

Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типич­ного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов азота к соответствую­щему классу неорганических соединений;

степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);



§27,

Упр. 3,5,6

38



Азотная кислота и её свойства.

1

КУ

Свойства азотной кислоты

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

  • определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствую­щему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты

  • распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;



§27,

упр.2,4

39



Соли азотной кислоты.

1

КУ

Соли азотной кислоты

Текущий контроль

Уметь:

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (раз­ложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов


§27,

упр.3,7

40



Фосфор, его фи­зические и хи­мические свойства

1

КУ

Свойства фосфора

Сам работа

Уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с ме­таллами, кислородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.


§28, упр.1,2,3,

41



Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

1

КУ

Свойства оксидов фосфора и фосфорной кислоты

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки­слоты.

Уметь:

  • называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), орто­фосфорной кислоты

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор­ной кислоты и её солей к соответствующим клас­сам неорганических соединений;

  • составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки­слотного оксида и ортофосфорной кислоты



§28,

упр.4,6

42



Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1

КУ

Свойства углерода

Текущий контроль

Уметь:

  • объяснять:

строение атома углерода по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

химические свойства углерода в свете представ­лений об окислительно-вос­становительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода


§29, упр1,2,5

43



Оксиды угле­рода.


Л.р.№10 Получение углекислого газа и его распознавание.

1

КУ

Свойства оксидов углерода

Сам работа

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь

  • характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как ти­пичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов углерода к определён­ному классу соединен

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок­сида углерода (IV);


§30, упр7,6

44



Угольная ки­слота и её соли.


Л.р №11 Качественная реакция на карбонат-ион.

1

КУ

Свойства угольной кислоты

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к оп­ределённым классам неорганических соединений;

  • составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбона­тов;

уравнения химических реакций превращения кар­бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;.


§30, упр3,5

45



Кремний и его соединения.



Л.Р№12,13 Ознакомление с при­родными силикатами.

Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

1

КУ

Свойства кремния и его соединений

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки­слоты.

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), крем­ниевой кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас­сам неор­ганических соедине

  • составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние­вой кислоты.


§31, упр3,4


46



Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

1

УОиПЗ


Решение задач и упражнений



Задание в тетради

47



Контрольная ра­бота № 3 по теме: «Неметаллы»


1

К


Контрольная работа




Тема 4. Практикум №2

Свойства неметаллов и их соединений.(3ч)

48



Решение эксперимен­тальных задач по теме: «Под­группа кислорода».Практическая работа № 4.

1

ПР


Практическая работа

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства веществ, образованных эле­ментами подгрупп кислорода;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под­групп кислорода;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;



49



Решение эксперимен­тальных задач по теме: «Под­группа азота и углерода».Практическая работа № 5.

1

ПР


Практическая работа

  • характеризовать:

химические свойства веществ, образованных эле­ментами подгрупп азота и углерода;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под­групп азота и углерода;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­н



50



По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

Практическая работа № 6

1

ПР


Практическая работа

Уметь:

  • характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения газов;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием



Тема 5. Органические соединения (10 часов)

51



Предмет орга­нической химии

1

УИНМ

Теория Бутлерова


Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ


§32, упр3

52



Предельные уг­леводороды (ме­тан, этан).


Л.р.№14 Изготовление моделей молекул углеводородов.

1

КУ

Предельные углеводороды

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ме­тана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горе­ние и дегидрирование);

  • определять:

принадлежность метана и этана к предельным уг­леводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана


§33, упр4, выучить табл.9

53



Непредельные углеводороды (этилен).

1

КУ

Непредельные углеводороды

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  • называть:

этилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена

  • определять:

принадлежность этилена к непредельным углево­дородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена


§34, упр3

54



Спирты.


Л.р.№15 Свойства глицерина.

1

КУ

Спирты

Сам работа

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола


§35, упр2,3

55



Понятие об альдегидах.

1

КУ

Альдегиды

Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы альдегидов

Уметь:

  • называть:

альдегиды по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами альдегидов;

химические свойства альдегидов;

составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства альдегидов;



§36, упр2,3

56



Карбоновые ки­слоты.

1

КУ

Карбоновые кислоты

Текущий контроль

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ки­слот;

химические свойства уксусной кислоты

  • определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты


§37, упр2

57



Жиры.

1

КУ

Жиры.

Тест

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

состав, физические свойства и применение жиров, их роль в организме.


§38,39

58



Понятие об амиинокислотах.

1

КУ

Аминокислоты.

Сам работа

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение аминокислот;

состав, физические свойства и применение белков, их роль в организме.


§40

59



Понятие об углеводах.

Л.р.№16 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании.

Л.р.№17 Взаимодействие крахмала с иодом.

1

КУ

Углеводы.

Текущий контроль

Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение углеводов;

состав, физические свойства и применение углеводов, их роль в организме.


§41

60



Контрольная работа№3 по теме: «Органические соединения».

1

К


Контрольная работа.




Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8часов)

61



Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

КУ


Тест

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.


Зад. в тетр.

62



Типы химических связей и типы кристаллических решеток.

1

КУ


Тест

Знать/понимать:

  • химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях.


Зад в тетр

63-64



Классификация химических ре­акций.

2

КУ


Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

уравнения химических реакций;

  • химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять:

уравнения химических реакций.


Зад в тетр

65-67



Классификация веществ.

3

КУ


Тест

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы химических веществ;

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • объяснять:

сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать:

химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  • определять:

состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

формулы неорганических соединений изученных классов.


Зад в тетр

68



Итоговая контрольная работа.

1

К


Контрольная работа




69-70



Повторение

2

КУ










ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.       Стандарт основного общего образования по химии.

2.     Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2009.

3.       Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2010.

4. Габриелян О.С. , Воскобойникова Н.П. , Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс Методическое пособие.. – М.:Дрофа., 2004.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь.9 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия .9» - М.: Дрофа, 2011.

6. Габриелян О.С. Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

7. Ширишина Н.В. Химия. Развернутое тематическое планирование по программе О.С.Габриеляна. 8-11 классы. – Волгоград. «Учитель», 2009.

8. Габриелян О.С., Березкин П.Н.,Ушакова А.А..Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» - М.: Дрофа.2005.