Разработка обобщающего урока по химии на тему Соли (8класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Школа-гимназия№4. им. Л.Н.Толстого г. Степногорска

Акмолинской области

Учитель химии Ряскина Е.В.


«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СОЛЕЙ…»

(обобщающий урок в 8 кл.)

«Следи за тем, как здесь мой шаг ведет к познанью истин для тебя бесценных, чтоб знать потом, где пролегает брод…»

В.Шекспир.

Цели урока:

Систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении новых классов неорганических веществ.

Закрепить умение различать вещества данных классов, знать их состав и свойства.

Подвести учащихся к осознанию практической значимости солей и кислот, их применения.

Задачи урока.

Образовательная - закрепить и углубить знания учащихся о солях и

кислотах.

Воспитательная - содействовать в ходе урока формированию представлений

о причинно-следственных связях и отношениях.

Развивающая - развить у учащихся умение проводить химические реакции с

веществами данных классов, опираясь на химические свойства известных

им кислот и солей, делать выводы об их сходстве и различиях.

Приборы и оборудование:

Интерактивная доска; на столах учащихся - порошок оксида меди (II), раствор серной кислоты, Zn гранулир., раствор соляной кислоты, растворы солей: хлорида меди, сульфата натрия, хлорида бария, железный порошок, прибор для нагревания.

на столе учителя- опыт «Волшебный кувшинчик»: 3 стак. (150мл). В одном – водно-спиртовый р-р фенолфталеина, во втором – раствор соляной кислоты, в третьем – раствор хлорида кальция, кувшин с р-ром карбоната натрия; образцы солей различных цветов.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя. Цели, задачи урока.

  2. Проверка усвоения изученного материала,- работа у доски, по карточкам, фронтальный опрос.

  3. Взаимопроверка.

  4. Химический эксперимент «Получение солей».

  5. Интеллектуальная разминка.

  6. Химические свойства солей.

  7. Роль солей и кислот в жизни человека.

  8. Месторождения солей в Казахстане, переработка сырья, производство кислот (сообщения учащихся).

  9. «Волшебный кувшинчик» - исследовательская работа.

  10. Подведение итогов урока.


ХОД УРОКА.

(На интерактивной доске название темы).

  1. Учитель: На прошлых уроках мы с вами познакомились с очень важными классами веществ – кислотами и солями. Вы узнали многое об этих веществах, об их свойствах, знаете, как определить кислоту в растворе, как составить формулы и написать реакции с участием этих веществ.

Сегодня мы с вами продолжим изучение солей и кислот и проведем эксперименты с этими веществами. А эпиграфом нашего урока служат слова известного писателя

(зачитывает эпиграф, он появляется на интерактивной доске).

  1. Итак, для начала повторим, что вы уже знаете о солях и кислотах.

1 ряд – получает карточки с заданиями.

У доски работают 4 человека:

1 ученик составляет хим. реакции по схемам: СuCuOCuCl2

MgMgOMgSO4

2 ученик составляет формулы кислот по данным кислотным остаткам.

3 ученик соединяет стрелками формулы солей с их названиями.

4 ученик дописывает уравнения реакций: Mg+HCl →…,

СaO+H2SO4→…,

Cu+ H2SO4 →….

Классу задаются вопросы по теме прошлых уроков:

(вопросы можно отразить на интерактивной доске)

«Что такое кислоты?

На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?

Где в природе встречаются кислоты?

Почему их так назвали?

Почему при работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность?

Что такое индикаторы? Какие вы знаете индикаторы?» И др.


  1. Проводим взаимопроверку заданий на доске, исправляем ошибки.


  1. Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже многое узнали о солях, научились составлять их формулы, давать названия.

Давайте докажем, что соли нам просто необходимы в жизни:

Какая соль есть на кухне у каждой хозяйки? (Хлорид натрия, поваренная соль).

А знаете ли вы, что…

…легионеры древнего Рима получали часть жалования (зарплаты) солью…

…в Тибете монетой служили лепешки из поваренной соли…

…на торжественных пирах в Древней Руси поваренная соль подавалась в особых сосудах,- солонках – только для самых знатных гостей. Прочие же гости расходились «не солоно хлебавши»…

Какой солью мы пишем на доске? (Карбонат кальция, мел).

А кто знает, почему Черное море называется Черным?

Оказывается, в его глубинах находится соль сульфид серебра, которая и придаёт нижним слоям моря черную окраску.


А как можно получить различные соли? Какими химическими реакциями? Взаимодействием каких веществ?

(На интерактивной доске появляются общие способы получения солей по мере ответов учащихся) «Металл + кислота → соль + вода».

«Оксид металла + кислота → соль + вода»

«Кислота + основание → соль + вода»

(Обращаем внимание учащихся, что не все металлы могут взаимодействовать с кислотами, вспоминаем про ряд активности металлов).

Учитель: Давайте экспериментально подтвердим эти формулы.

(Проводятся опыты, реакции записываются на доске)

CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

  1. Учитель: А сейчас я предлагаю вам интеллектуальную разминку,

Отгадай кроссворд.

( на интерактивной доске - кроссворд).

Ключевое слово в нем по вертикали – название вещества, изменяющего свою окраску в зависимости от реакции среды.

Вопросы: 1. Вещества, в растворах которых метилоранж становится розовым

(кислоты).

2. Соли угольной кислоты (карбонаты).

3. Самый легкий газ (водород).

4. Название кислотного остатка -NO2 (нитрит).

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород (оксиды)

6. Кислота, по уровню производства которой судят о мощности химической промышленности страны (серная).

7. Соли кремниевой кислоты (силикаты).

8. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде (вода).

9.Бумажный индикатор, определяющий в растворе и кислоту и основание (универсальный).

  1. Учитель: Сейчас давайте продолжим эксперимент и проверим, какие свойства проявляют соли.

Соли – это твердые кристаллические вещества. Они имеют разную окраску. (Демонстрируются образцы солей).

Далее, соли по-разному растворяются в воде. Все нитраты – хорошо растворимы в воде. Все соли калия и натрия тоже хорошо растворимы. К нерастворимым относятся сульфат бария, хлорид серебра, карбонат бария и некоторые другие соли.

Каковы же химические свойства солей?

(на интерактивной доске видеофрагмент с демонстрационным экспериментом, показывающим некоторые свойства солей). Учащиеся самостоятельно записывают уравнения химических реакций, просмотренных в данном фильме.

«Взаимодействие солей с металлами».

Fe + CuSO4Cu + FeSO4

«Реакция обмена между солями»

NaCl + AgNO3NaNO3 + AgCl

Учитель: Реакция обмена идет до конца, так как выпадает осадок, т.е. образуется нерастворимое вещество хлорид серебра.


  1. Учитель: Итак, каждый день мы сталкиваемся с солями, порой не замечая этого. В состав зубной пасты входит карбонат кальция. С пищей мы употребляем в основном поваренную соль, хотя для приготовления пищевых продуктов и долгого их хранения применяют и некоторые другие соли: нитрат натрия для солений мяса, нитрит натрия для изготовления колбас.

Стиральные порошки и мыла, шампуни, также представляют собой соли сложных высших органических кислот.

  1. А какие же основные месторождения солей имеются в нашей республике?

(Выступления учащихся, на интерактивной доске – карта РК).

  1. Учитель: В заключение урока я покажу вам загадочный опыт «Волшебный кувшинчик». Ваша задача – подумать и записать дома вещества, которые находятся в кувшинчике и в стаканах. А также записать возможные уравнения реакций.

(Показ опыта).

  1. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок, домашнее задание.