Методический материал Экскурсии по химии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Экскурсии по химии

Учитель химии

МБОУ АСОШ №1 им. П.К.Коршунова

Горожанина Лидия Михайловна


Экскурсии по химии являются важным средством осуществления политехнического образования, укрепления связи школы с жизнью. Они дополняют и расширяют знания учащихся; помогают глубже понять закономерности какого либо процесса; активизируют познавательную деятельность учащихся; помогают ориентироваться в мире профессий.

Экскурсия дает возможность показать ученикам содружество науки и практики; имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к экскурсии учителю необходимо выполнить целый ряд организационных мероприятий.

Во-первых, необходимо получить принципиальное согласие руководства объекта на его посещение учащимися в определенные сроки. В соответствии с договоренностью учитель составляет от имени администрации школы ходатайство о проведении экскурсии с указанием сроков и приложением полного списка учащихся и ответственных за проведение экскурсии учителей школы. Непосредственно перед экскурсией учитель уточняет на объекте план и маршрут экскурсии, знакомится с представителем учреждения, который будет сопровождать школьников, и намечает с ним узловые этапы и вопросы, которые необходимо осветить во время экскурсии с учетом подготовленности учащихся и обеспечением мер их безопасности на объекте.

Выбирая объект экскурсии, желательно придерживаться следующих критериев: соответствие содержания экскурсии программе, доступность экскурсии пониманию учащихся, надлежащий уровень технологии и технического оборудования, его соответствие современным требованиям, соблюдение правил техники безопасности, значимость данного объекта для народного хозяйства.

Накануне экскурсии учитель разъясняет учащимся цель экскурсии; приводит краткие данные об объекте и дает указания, на что обратить внимание во время его посещения; повторяет теоретический материал, который необходим для лучшего понимания химических процессов на объекте; проводит инструктаж по правилам поведения и техники безопасности во время экскурсии; уточняет время и маршрут проезда учащихся до места сбора; объявляет задание, которое необходимо выполнить и оформить по результатам экскурсии; при необходимости делит учащихся на отдельные группы с назначением старших по группе.

Экскурсия в аптеку


Цель экскурсии: Познакомить учащихся с профессией фармацевта,

провизора.

Закрепить и углубить знания учащихся о лекарствах;

выяснить, как они хранятся на складе и в домашних

условиях. Развивать и формировать основные группы

компетенций. Продолжить экологическое воспитание.

Тип занятия: урок - экскурсия.

Участники экскурсии: учащиеся 9 класса, заведующий аптекой, учитель химии.


План экскурсии


1. Учитель знакомится с объектом экскурсии. Договаривается о времени проведения экскурсии, изучает основные вопросы, на которых нужно остановиться; проводит подготовительную работу с учениками.

2. На сборе учащихся в школе учитель проводит инструктаж, беседу по теме и цели экскурсии.

3. Заведующий аптекой знакомит учащихся с объектом.

4. Рассказ фармацевта о правилах хранения лекарств. Обсуждение результатов хранения лекарств

Главное внимание во время экскурсии следует обратить на самостоятельное добывание знаний учащимися путем выполнения индивидуальных заданий.

Учащиеся объединены в четыре группы. Каждая группа получает задание:

1 группа – Собрать сведения о создании аптек в селе и перспективы их дальнейшего

расширения.

2 группа –Ознакомиться с хранением каждого вида лекарств в аптеке.

3 группа – Обобщение сведений об основных профессиях работников аптеки.

4 группа – Выяснить, какие заводы являются поставщиками лекарств.

5 группа – Домашняя аптечка (подготовить сообщения об основных видах лекарств, о

способах хранения и применения).

Описание проведенной экскурсии

В начале экскурсии один из учеников рассказал, когда была построена первая аптека, какое количество аптек в настоящее время.

Ученик из второй группы сделал сообщение о том, что в аптеки поступает более десяти видов лекарств (обезболивающие, сердечно-сосудистые, противогриппозные, лекарства фитотерапии, от головной боли, гипертонии и другие).

Экскурсовод (заведующий аптекой) рассказал о профессиях работников аптеки. В аптеке работают фармацевты – это специалисты в области изготовления и продажи лекарств. Школьники узнали о том, какую большую ответственность несут эти работники которых они не раз видели за прилавком. Главного фармацевта называют провизором. Другими словами  – это знаток таблеток, порошков и микстур. Эти профессии требует знания химии, биологии, математики.

После этого экскурсовод приглашает учащихся осмотреть отдельные секции аптеки. Дополняет ответы учащихся о правилах хранения и комплектации лекарств в домашней аптечке. Отвечает на вопросы учащихся:

  • Какие лекарства отпускаются только по рецепту

  • Как определить сроки хранения лекарств;

  • Порядок хранения лекарств каждого вида и установление зависимости способа хранения от их свойств.

  • Какие лекарства нельзя хранить в домашней аптечке.

Экскурсовод рассказывает о фитолекарствах, их изготовлении и сроках хранения. Добавляет, что при нарушении технологии заготовки растений, они теряют свои лечебные свойства, а у некоторых повышается концентрация ядовитых свойств. Поэтому необходимо знать сроки заготовки растений.

После экскурсии учащиеся обобщают материал экскурсии, и проводится беседа. Экскурсовод дополняет обобщения учащихся, что при правильном хранении и применении лекарственных препаратов повышается их экономическая эффективность, при неправильных – происходить постепенное изменение их состава и свойств.

Учитель обобщает материал. Записи сохраняются, чтобы этот материал можно было использовать для оформления стендов, рефератов, докладов.


Домашнее задание – оформить материалы экскурсии (право выбора учащихся).