Конспект интегрированного урока по химии, экологии и физике на тему Состав и свойства воздуха

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Интегрированный урок химии, физики и экологии в 8 классе по теме:

«Состав и свойства воздуха»


(с использованием мультимедийных технологий)

Цели: 

Образовательные:
Обобщить знания о кислороде; ознакомить учащихся с составом и свойствами воздуха; закрепить и совершенствовать умения и навыки составления уравнений химических реакций.

Развивающие:
Развивать познавательный интерес к предмету, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. 

Воспитательные:
Сформировать у учащихся представление о необходимости защиты чистоты атмосферы; содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА. 
НА СТОЛАХ КОМАНД: табличка с номером команды, чистые листы для решения задач и выполнения упражнений при ответе на вопросы, ручки, калькулятор, конверт - кошель для накопления «денег», периодические системы химических элементов Д. И. Менделеева.
 
НА СТОЛЕ УЧИТЕЛЯ: лист с вопросами и ответами, химоны для игры, лабораторный ящик: с колбой, заполненной кислородом, спиртовка, спички, древесная лучина, секундомер, карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы, черный ящик.
 
НА ДОСКЕ: схемы - рисунки (плакаты) : 1) опыт Лавуазье по определению состава воздуха; 2) сжигание фосфора под колоколом, недорисованная на доске схема для получения и сбора кислорода.
 
дополнительный материал по новой теме (сообщения об инертных газах)
.

Оборудование:
 

Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

Презентация к уроку;

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены  усилиями своей мысли, а не только памятью»

Л.М. Толстой



Ход урока.

I.Организационный момент. 


Учитель: доброе утро всем, и пусть для каждого из нас оно будет добрым и плодотворным. Ребята, у нас сегодня очень дорогие гости. Все они очень уважаемые люди района, а многие – хорошо известные люди за ее пределами. Сегодня они приехали посмотреть и послушать, как вы умеете работать, а я знаю, что это вы умеете очень хорошо. Конечно же, сначала повторим пройденный материал по теме «Кислород. Оксиды».

Класс разделили на 3группы, чтобы сохранялся соревновательный дух. У вас на столах копилка, куда будете складывать свои заработанные химоны. Значит, будем стараться каждый в отдельности и за команду. Представляю компетентное жюри в составе 10 – классниц: Михайловой А., Ивановой Т., Андюковой Т. они будут оценивать ваши работы. Итак, в путь! Желаю всем успеха!




Повторение изученного материала (после каждого задания проверка)

1. Фронтальный опрос по вопросам:

Какова химическая формула кислорода?

Каковы физические свойства кислорода?

Из каких веществ в лаборатории можно получить кислород?

Как получают кислород в промышленности?

Какие реакции называются реакциями горения и окисления?

Какие вещества называются оксидами? 



Задание 2

Выпишите только формулы оксидов и назовите их. 

(на столах у детей шары с различными формулами. Ребята выбирают только формулы оксидов) – 1 мин.













Задание 3

Составьте формулы оксидов следующих элементов:
группа 1: K, C(IV), Fe(III), Cl(VII), N(II) 
группа 2: Ag(I), Cu(II), Al(III), P(V), Br(VII) 
группа 3:
Na, Si(IV), Fe(II), Mn(VII), N(III) 







Задание 4
Магические кольца

1 вариант задания.

Вместо знаков вопроса впишите формулы веществ и коэффициенты:







2 вариант задания. Отгадать ребус.

Задание 5. Игра «Мячик» (группы кидают мячик и задают вопрос на определение понятий)

III .Изучение нового материала

Учитель: В закрытой коробке (так называется черный ящик) находится нечто относящееся к теме: «Воздух и его состав». Учитель предлагает узнать, что лежит в коробке. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет». Нужно достичь цели, задав учителю наименьшее число вопросов, (в коробке - воздух). Целесообразно сыграть несколько раз, уменьшая каждый раз число вопросов, предшествующих разгадке. Вопросы могут быть следующими, например:

- Это твердое вещество? - Нет.

- Это жидкое вещество? - Нет.

- Это смесь веществ? - Да.

- Это смесь газов? - Да.

- Это окружает нас? - Да.

- Этим мы дышим? - Да.

- Это воздух? - Да.

Учитель сообщает учащимся тему, цель и план урока. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока. 

Давайте определим цели нашего урока. Обсудите ваши вопросы в домашних группах и запишите их в колонку «Хочу знать» (Технология ЗУХ)

Знаю.

Хочу узнать.

Узнал.

 

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует?

Как воздух защищает нашу планету?

Как человек заботится об охране воздуха?

Почему нужно заботиться об охране воздуха.

 

 


1.
Развитие представлений о составе воздуха

Учитель: в начальной школе на уроках природоведения, а также позже на уроках географии вы получили некоторые знания об атмосферном воздухе. Что же представляет собой воздух, которым мы дышим? Однородное это или сложное соединение? Вашему вниманию представляем небольшой ролик о составе воздуха.
(
Опыт, доказывающий о количественном содержании кислорода в воздухе).


-Демонстрация видеоролика.(6 мин)

-Запись в тетрадях (прикрепляют таблицу, отражающую состав воздуха)


Учитель: какая дополнительная информация имеется у вас на столах у каждой группы об открытии состава воздуха?

- Сообщения учащихся об исторических фактах открытия состава воздуха.
- Сообщения об инертных газах.


- физминутка.

3.Свойства воздуха (учитель физики)

Демонстрация презентации (5-10 мин.)

Вода и воздух

В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды. В среднем в атмосфере 1,24●1016 кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.

Главный источник водяного пара в атмосфере – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.

В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется. При этом образуются облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение. Этот процесс приводит к смягчению климатических условий в холодных районах.

Понятие влажности воздуха

Воздух может быть сухой и влажный в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере.

Таким образом, влажность воздуха показывает содержание водяных паров в воздухе.

Точка росы

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

Приборы для измерения влажности воздуха

Гигрометр конденсационный

Гигрометр волосной

Психрометр

Значение влажности воздуха

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.

4. Горение веществ в воздухе.

Учитель: Закрепим следующий вопрос «Горение веществ», который мы рассмотрели в теме «Химические свойства кислорода». Используя правила расстановки коэффициентов в уравнениях горения сложных веществ (У вас в тетрадях, на обложках), расставьте коэффициенты в уравнениях горения следующих веществ:

1 группа: этилен

2 группа: бензол

3 группа: пентен


5. Источники загрязнения воздуха и его последствия (групповая работа)- 5 мин.

Учитель: с развитием промышленности, автомобилестроения качество воздуха резко упало, а для нормальной жизнедеятельности всех живых организмов необходим чистый воздух. Что же является источниками загрязнения воздуха?

Источники загрязнения воздуха.

Извержение вулканов,

землетрясения

Пыльные бури Лесные пожары

В

Бытовой, О Тепловые

промышленный З электростанции

мусор д

у

Работа двигателей Х Курение

самолётов,

космических Промышленные

ракет предприятия



Автомобильный транспорт



Учитель. Как эти вещества попадают в атмосферу? Какую роль они играют?
К чему приводит загрязнение воздуха? (Кислотные дожди, парниковый эффект, образование озоновых дыр). Предлагаю небольшой видеоролик о последствиях «Парникового эффекта»

 Демонстрация видеоролика «Парниковый эффект».

Учитель. Итак, проблем много, среди них есть проблемы глобальные и есть проблемы локальные. Я верю, что ваше поколение сможет внедрить во все отрасли промышленности новые технологии – безотходные, не загрязняющие воздух, почву, природные воды.
Я надеюсь, что вы сможете использовать энергию Солнца, ветра, волн, приливов и отливов, тепло Земли и сделаете эти источники энергии традиционными. Предлагаю приклеить в тетрадь меры борьбы с загрязнениями.


Подведение итогов урока.


Домашнее задание § 22 упражнение 7 стр.69. (учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман), заполнить технологическую карту.