Конспект урока химии в 8 классе по теме Водород

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...








Веденеева Светлана Сергеевна



МОУ СОШ № 7 УКМО г. Усть – Кут



Предмет: химия

Тема урока «Водород», 8 класс



Методическая проблема: использование системно - деятельностного подхода при обучении химии



УМК : Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 – 11 класс»













План – конспект урока химии. 8 класс

Тема «Водород»

Цель: систематизация знаний учащихся о водороде.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.

  • Обучающие: привести в систему знания учащихся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания валентности элементов.

Тип урока: обобщающий

Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.

Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, шкатулка, компьютер, медиапроектор;

Ход урока

I. Мотивация. Актуализация знаний

Учитель: Сколько всего известно химических элементов?

Ученик: 110.

Учитель: Сколько химических элементов входит в состав веществ, образующих клетки всех живых организмов?

Ученик: более 70.

Учитель: Основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А вот какой именно мы узнаем из загадок в шкатулочке.

Загадки

  1. Первый я на белом свете:
    Во Вселенной, на планете,
    Превращаюсь в лёгкий гелий,
    Зажигаю солнце в небе.

  1. Гость из космоса пришёл,
    В воде приют себе нашёл.

  1. Я, газ легчайший и бесцветный,
    Неядовитый и безвредный.
    Соединяясь с кислородом,
    Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

Учитель: Итак, тема урока: Водород. (слайд 2)

Исходя из темы урока, давайте сформулируем цели нашего урока.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомится с удивительным химическим элементом – водородом – и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится карточка-путеводитель. Внимательно рассмотрите её и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.(слайд 3)

Карточка-путеводитель

v – это я знаю

? – вызвало затруднения, мне помогли

– не справился

Распространение водорода”

 

Визитка химического элемента”

 

Физические свойства простого вещества”

 

Химические свойства простого вещества”

 

Применение водорода”

 

Выбери задание”

 

Ученики: Называют станции, формулируя при этом цели и задачи урока.

Учитель: На каждой станции есть книга жалоб и предложений, где вы должны поставить специальные пометки. (слайд 3)

Станция 1: “Открытие водорода и получение водорода ” (слайд 4)

Время стоянки 5 мин. Учитель: Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: “Кто и когда открыл водород?”

Открытие водорода: 

Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации “О металлическом блеске” писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.

В 1783–1784 гг. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.

Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.

Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.

Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее “рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.

Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Получение: где и как можно получить водород?

Посмотрите видео фрагмент одного из лабораторного способа получения водорода.

Учитель: Как получают водород в промышленности?

Ученики: из воды, природного газа.

Учитель: ребята, а скажите мне, какую проблему мы должны решить? (Доказать, что полученный в 17 веке газ водород имеет большое значение в жизни человека и науки)





Станция 2: “Распространение водорода” (слайд 5)

Время стоянки 3 мин. Прочтите текст и ответьте на вопрос: Почему водород самый первый, но второй?

По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. На его долю приходится около 92% всех атомов (8% составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых – менее 0,1% ). Таким образом, водород – основная составная часть звезд и межзвездного газа. В условиях звездных температур (например, температура поверхности Солнца – 6000 °С) и межзвездного пространства, пронизанного космическим излучением, этот элемент существует в виде отдельных атомов.

Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет –17% (второе место после кислорода, доля атомов которого равна –52%). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода.

В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему).

Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа (формула метана?), угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы (–6,5% от сухой массы).


Станция 3: “Визитка химического элемента” (слайд 6)

Время стоянки 3 мин. Работая в паре, определите место положения элемента в Периодической системе. Сделайте записи в тетради:

Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:


Учитель: Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системы.

Ученик: Водород может проявлять и окислительные и восстановительные свойства.

Учитель: Валентность у водорода чему равна?

Ученик: 1

Учитель: Молекула водорода состоит из двух атомов и образована ковалентной неполярной химической связью.

Станция 4: “Физические свойства простого вещества” (слайд 7, 8 взаимопроверка)

Время стоянки 3 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде:

Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:

Станция 5: “Химические свойства простого вещества” (слайд 9)


Учитель: давайте с вами вспомним, с какими веществами водород может вступать в химические реакции?

Н2


+неМе + Ме + оксиды

Время стоянки 10 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради химические свойства водорода. Химические свойства водорода:

1) + неметалл:
2 + О2 = 2Н2О
Н2 + Сl2 = 2HCl
H
2 + S = H2S
3H
2 + N2 = 2NH3
2) + металл:
H2 + 2Na = 2NaH
H
2 + Ca = CaH2

Учитель: Как вы думаете со сложными веществами водород будет реагировать? И с какими?

Ученик: С основным оксидом.

Учитель:  CuO + H2 = H2O + Cu

Ученик: (или 3 учащихся) записывает уравнение реакции на доске. После выполнения работы учащиеся проверяют работу на доске и у себя в тетрадях.


Станция 6: “Применение водорода” (слайд 10)

Время стоянки 1 мин. Работайте в парах. Запишите в тетради применение водорода, используя материал учебника с. 76, схема 7 или по слайду, который на экране.

III. Физ.минутка.

IV. Закрепление знаний

Станция 7: “Выбери задание”

Время стоянки 5 мин. Работайте самостоятельно. Выберите только те задания,

С которыми вы справитесь (по выбору):

Задания минимального уровня.

1. Мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх. Объясните это явление.

Задания среднего уровня

1. Один цилиндр заполнен кислородом, другой – водородом. Как определить в каком цилиндре находится водород.

2. поясните, что обозначают записи: 6Н, 3Н2, 3Н, 2Н2.

Задания продвинутого уровня

Тест”. Выберите один правильный ответ:

1. Водород является продуктом взаимодействия:

1) Cu + HCl; 
2) Zn + HCl; 
3) Cu + H
2O; 
4) S + NaOH

2. Индивидуальным веществом является:

1) чугун; 
2) водород; 
3) соляная кислота; 
4) воздух.

3. Водород не реагирует с:

1) N2
2) S; 
3) O
2
4) HCl

4. Химические свойства водорода используются при:

1) получении сверхнизких температур;
2) наполнении стратостатов и шаров-зондов;
3) получении металлов из их оксидов;
4) отводе теплоты в электрических машинах.


5. Водород в лаборатории получают взаимодействием:

1) железа с водой; 
2) натрия с водой; 
3) оксида кальция с водой; 
4) цинка с соляной кислотой

6. Водород реагирует:

1) только с простыми веществами; 
2) с простыми и сложными веществами;
3) только со сложными веществами; 
4) только с неметаллами.

7. Водород реагирует с:

1) Н2О; 
2) SO
3
3) Cl
2
4) A
u

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 11)

Фронтальная беседа

VI. Информация о домашнем задании (слайд 12)

Творческое задание: кроссворд, тест по теме «Водород»