Интегрированный проект по химии и биологии на тему Окружающая среда нашей планеты и нашего города и ее охрана (8-9 классы)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Проект «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ И НАШЕГО ГОРОДА

И ЕЁ ОХРАНА».

Информационная справка.

Над проектом работали учащиеся 8 класса.

Цели проекта:

1. Развить интерес и положительную мотивацию к изучению химии.

2. Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности (работа с компьютером и дополнительной литературой) при выполнении проектной работы.

3. Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знаний.

4. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся: планировать работу и поэтапно осуществлять ее, (искать дополнительный материал, реферировать), искать материал в Интернете; навыки публичного выступления, умение вести дискуссию, проводить презентацию своего проекта.

5.Формировать знания и умения, которые пригодятся в повседневной жизни:

  • что такое окружающая среда, атмосфера, гидросфера, литосфера и каковы их химические загрязнители;

  • каковы проблемы загрязнения окружающей среды в мире;

  • каковы проблемы загрязнения окружающей среды нашего города Тихвина;

  • каковы пути решения экологических проблем нашего города.

6.Выступить с призывом к ученикам нашей школы к защите и охране нашего города от различных загрязнителей.



Формы работы:

Лекционно-семинарские занятия.

Групповая работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов.

Подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений из Интернета, научной и научно-популярной периодической литературы.


План работы над проектом:

1. Определение темы и микротем.

2. Подбор материала по темам.

3. Проведение эксперимента, обработка материала, оформление работы.

4. Отчет о работе в форме презентации проекта: «Окружающая среда нашей планеты и нашего города и её охрана».


Ребята определили те вопросы, которые их больше всего интересовали:

  • что такое окружающая среда, атмосфера, гидросфера, литосфера и каковы их химические загрязнители;

  • каковы проблемы загрязнения окружающей среды в мире;

  • каковы проблемы загрязнения окружающей среды нашего города Тихвина;

  • каковы пути решения экологических проблем нашего города.




В связи с этим определился и план работы.

План:

  1. Введение.

2. Гидросфера и ее охрана.

3. Атмосфера и её охрана.

4. Литосфера и её охрана.

5. Защитники окружающей среды.

  1. Заключение.


Защита проекта проходила на школьной научно – практической конференции.










































-2-

Содержание.


1. Введение. стр 3-4


2. Гидросфера и ее охрана. стр 5-7

2.1. Запасы воды на Земле.

2.2 Роль воды.

2.3 Круговорот воды в природе.

2.4 Использование водных ресурсов.

2.5 Загрязнители воды.

2.6 Очистка сточных вод.

2.7 Потребности в воде.

2.8 Состояние гидросферы города Тихвина.


3. Охрана атмосферы от химических загрязнений стр 8-9

3.1. Состав атмосферы.

3.2 Значение атмосферы.

3.3 Загрязнители атмосферы.

3.4 Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения.

3.5 Состояние атмосферы города Тихвина.

3.5 Меры по предотвращению загрязнения атмосферы


4. Охрана земельных . стр 10

4.1.Что же такое почва?

4.2. Факторы, вызывающие загрязнение почв.

4.3. Утилизация мусора в нашем городе.


5. Защитники окружающей среды. стр 11-13

6. Заключение. стр 14

7. Список использованной литературы. стр 15

8. Приложение. стр 16-18.

















-3-

1. Введение.


[link] Мы тоже задумались над тем, а что можем сделать мы для охраны окружающей среды нашего города и решили выступить с призывом к ученикам нашей школы об охране Тихвина. Мы обратились к ученикам с просьбой нарисовать рисунки с призывом к охране окружающей среды, и они охотно откликнулись.











































-14-

6. Заключение.

Проанализировав состояние атмосферы, гидросферы и литосферы нашей планеты, мы пришли к заключению, что химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

  • отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;

  • воздействием на почву и воду продуктов сжигания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислотные дожди;

  • заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии;

  • выбросами углекислого газа и химических веществ, снижающих содержание озона, что может привести к изменению климата или образованию «озоновых дыр»;

  • повышением концентрации биогенных элементов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих нарушение баланса в существующих экосистемах.

Проанализировав состояние атмосферы, гидросферы и литосферы нашего города, мы пришли к выводу, что пора бить тревогу и атмосфера, и гидросфера, и литосфера в плачевном состоянии и все люди нашего города должны задуматься, как жить дальше…..

Мы тоже задумались над тем, а что можем сделать мы для охраны окружающей среды нашего города и решили выступить с призывом к ученикам нашей школы об охране Тихвина. Мы обратились к ученикам с просьбой нарисовать рисунки с призывом к охране окружающей среды, и они охотно откликнулись, получилась целая выставка.

Мы очень надеемся, что наша работа, наше выступление на конференции и наши призывы помогут сделать наш любимый город хоть чуточку чище, а людей задуматься над тем, в каком городе они хотели бы жить: в городе, где чисто на улицах, чистый воздух, чистая вода или…….?
























-10-

4. Охрана земельных ресурсов.


4.1.Что же такое почва?

Почва – поверхностный слой земной коры, несущий на себе растительный покров и обладающий плодородием. Изменяется под влиянием растительности, животных (главным образом микроорганизмов), климатических условий, деятельности человека.


4.2. Факторы, вызывающие загрязнение почв.

Каковы же факторы, вызывающие загрязнение земельных угодий?

В основном это загрязнители почвы, среди которых наиболее часто встречающиеся

  • остатки строительных деталей (панели, блоки, кирпичи, зола, шлак);

  • нефть и нефтепродукты;

  • вещества, попадающие в почву из атмосферы (соединения свинца, мышьяка, ртути и т.д., о их вредном воздействии на человека мы говорили выше);

  • удобрения, которые не усваиваются растениями и остаются в почве тяжелым грузом;

  • ну и, конечно же, бытовые отходы или попросту мусор!


Мы решили посмотреть, как обстоят дела с утилизацией мусора в нашем городе? И выяснилось, что дворы наших микрорайонов оборудованы специальными контейнерами для мусора, а в последнее время появились и контейнеры нового образца. Вывозом мусора занимается организация « Чистый город», ежедневно на линию выходят 10-12 машин, которые собирают мусор со всех микрорайонов и вывозят на городскую свалку за город.


Вывод: жители города Тихвина активно загрязняют свой родной город, но есть организации, которые успешно борются с этой проблемой.





















-8-

3. Охрана атмосферы от химических загрязнений.

3.1. Состав атмосферы.

Атмосферный воздух представляет собой смесь газов, содержащую (по объему):

  • 78,09% азота

  • 20,95% кислорода

  • 0,93% аргона

  • 0,03% углекислого газа.

Все живые организмы на нашей планете приспособились именно к такому составу атмосферы и очень чутко реагируют на его изменения.


3.2 Значение атмосферы.

  1. Атмосфера регулирует круговорот воды, кислорода, азота, углерода в природе.

  2. Атмосфера – это экран, который защищает жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса.

  3. Через атмосферу проникают солнечные лучи – источник жизни.

  4. Особое значение имеют газы, содержащиеся в атмосфере: озон, углекислый газ и водяной пар, которые задерживают инфракрасные излучения. Если бы эти газы не содержались в атмосфере, то Земля превратилась бы в безжизненный шар, со средней температурой на поверхности – 23С, сейчас она фактически равна +14,8С.

Бесспорно атмосфера – это очень важная составляющая окружающей среды. Жизнь на нашей планете возможна лишь при наличии атмосферы со всеми ее физическими и химическими свойствами.


3.3 Загрязнители атмосферы.

1. Естественные загрязнители.

  • газы, которые выделяются при горении лесов, извержении вулканов…

  • естественная атмосферная пыль, которая образуется при выветривании горных пород, эрозии почв, лесных пожарах.

2. Искусственные загрязнители.

  • твердые частицы – пыль разнообразного происхождения.

  • газообразные вещества (угарный и углекислый газы, оксиды азота и серы, метан и другие летучие соединения, например, бензин).

  • радиоактивные вещества, которые образуются при взрывах аварий на атомных электростанциях при взрывах ядерных и атомных бомб.

  • тяжелые металлы, такие как например свинец.


3.4 Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения.

Таблица №2. Загрязнения атмосферы и последствия.

Последствия


1.

Оксид серы (IV)

SO2

-обладает сильным раздражающим действием на глаза, носоглотку, ткань легких

- у растений разрушает хлоропласты и другие клеточные органоиды

- очень чувствительны хвойные растения :при концентрации 1 части SO2 на миллион частей воздуха в течении 2 месяцев пожелтеет и опадет хвоя у пятилетней ели.

2.

Оксиды азота

NO и NO2

-вызывает раздражение дыхательных путей, а в больших дозах даже отек легких

- образует в атмосфере азотную кислоту, которые в виде кислотных дождей выпадают на землю и вызывают гибель растений водных организмов, а так же наносят огромный вред памятникам скульптуры и архитектуры, разрушают металлические крыши и мосты

- разрушают озоновый экран


3.

Углекислый газ

СО2

-причина парникового эффекта


4.

Соединения хлора и фтора

- разрушают озоновый экран




В нашем городе находятся несколько действующих заводов и нам понятно, что атмосфера города очень загрязнена.


3.5 Меры по предотвращению загрязнения атмосферы

Мы считаем, что необходимо:

  1. Производить очистку выбросов в атмосферу от твердых и газообразных загрязняющих веществ с помощью электрофильтров и поглотителей.

  2. Использовать экологически чистые виды энергии.

  3. Применять малоотходные и безотходные технологии.

  4. Добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкций двигателей , а так же создавать новые электромобили и двигатели, работающие на водородном топливе.






















-15-

Список использованной литературы.


1. Нифорова Г.П. Экология и химия. М. Наука, 1999г

2. Энциклопедия для детей Том 16 Экология. /Глав. ред. В.А.Володин – М.: Аванта 2001

3. Жилкин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //Химия в школе 1998 №1 с

4. Экология и экологическое образование Ю.Л.Хотунцев. Москва. Изд.

«ACADEMIA» 2002.

5. Экология В.И. Коробкин, Л. В. Пердельский. Ростов-на-Дону, Изд.

«Феникс» 2001.

6. Андруз Д., Бримблекуб П.,Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды.-М.: Мир, 1999.