Конспект урока по химии 9 класс по теме Серная кислота

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




[link] , в то время именуемого «венгерской лихорадкой». Вот как сам Глаубер описывал это:

Несколько оправившись от болезни, я прибыл в Неаполис (расположен на реке Вид в 25 км юго-восточнее Бонна). Там у меня снова начались приступы, и я должен был остаться в этом городе. Болезнь настолько ослабила мой желудок, что он не мог ни принимать, ни переваривать никакую еду. Местные жители посоветовали мне пойти к источнику, в часе ходьбы от города. Они сказали, что вода источника вернет мне аппетит. Следуя их совету, я взял с собой большой кусок хлеба; мне сказали, что должен буду весь его съесть, но я мало верил в то, что это мне как-то поможет. Придя к источнику, я намочил хлебный мякиш в воде и съел его — причем с большим удовольствием, хотя перед этим не мог смотреть без отвращения на самые изысканные лакомства. Взяв оставшуюся от хлеба корку, я зачерпнул ею воды из источника и выпил её. Это настолько возбудило мой аппетит, что в конце концов я съел и «чашку» из хлеба, которой черпал воду. Домой я возвратился значительно окрепшим и поделился своими впечатлениями с соседями. Я чувствовал, что если буду и дальше лечиться этой водой, функции моего желудка полностью восстановятся. Я спросил, что это за вода. Мне сказали, что в ней содержится селитра, чему тогда, не будучи искушен в подобных вопросах, я поверил.

Глаубер заинтересовался химическим составом воды источника. В ходе одного из своих исследований Глаубер обнаружил, что кристаллы, выпавшие в осадок, оказались той самой «чудесной солью», с которой он познакомился в молодости. В результате одной реакцией Глаубер открыл и способ получения соляной кислоты, и синтеза сульфата натрия.

Глауберова соль употребляется в медицине давно, как сама по себе, так особенно составной частью различных слабительных вод и порошков. Применяется в терапии преимущественно с целью действия на кишечный канал и реже — для общего действия на организм. Небольшие ее количества не оказывают заметного влияния на организм, повторные же приемы вызывают послабление кишечника и оказывают общее действие на организм (например, при употреблении ее, при надлежащей диете в режиме уменьшается тучность и т. п.). Отделение желчи, при употреблении соли, заметно усиливается . Употребляется при лечении желудочно-кишечных катаров, хронических запоров (преимущественно в форме минеральных вод Карлсбада, Мариенбада, Франценсбада, Тараспа и т. д.); при лечении язвы желудка, особенно в форме искусственной карлсбадской соли; в старину часто применялась при острых воспалительных и лихорадочных процессах, при гиперемии мозга, при брюшном тифе, при перемежающей лихорадке и др

Прил. 4

Примеры практико-ориентированных расчетных задач по теме.

1.Фосфорную кислоту для производства удобрений получают действием серной кислоты на ортофосфат кальция. Сколько кг 10 %-ного раствора серной кислоты необходимо для реакции с 10 кг ортофосфата кальция?

2.Соляную кислоту для консервирования кормов можно получить действием серной кислоты на хлорид натрия. Сколько кг соляной кислоты будет получено при взаимодействии 1 кг хлорида натрия и 5 кг 5%-ного раствора серной кислоты?

3.Для подкормки плодово-ягодных культур используют сульфат цинка, получаемый при взаимодействии цинковой стружки с разбавленной серной кислотой. Какую массу 5%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения 1 кг цинка? Какая масса сульфата цинка будет получена при этом?

4.При пропускании 2 л. воздуха через склянку с концентрированной серной кислотой масса ее увеличилась на 0,2 г. Вычислите массовую долю водяных паров в воздухе.

5. Какую массу (в тоннах) раствора серной кислоты с массовой долей 75% можно получить из 60 т пирита, содержащего FeS2, если производственные потери составляют 10 %?

6. Ваш папа решил сам поменять электролит в аккумуляторе. Ему необходимо получить 5 л электролита с содержанием серной кислоты 36%, имея в своем распоряжении 2л 80%-ной серной кислоты плотностью 1,27г/мл. Помогите папе выполнить расчеты.

7. Медный купорос – фунгицид, предназначенный для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников от парши и других болезней, а также для дезинфекции ран у плодовых, восполнения дефицита меди в почве, для борьбы с насекомыми - вредителями. К примеру, для некорневой подкормки вегетирующих растений доза составляет 1-2 г медного купороса на 10 л воды.

Рассчитайте массовую долю безводного сульфата меди (II) в полученном растворе.

Почему раствор необходимо готовит в стеклянной или пластиковой ёмкости, но не в железной? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

8. При рентгеноскопии врач получает снимок того или иного органа. Однако, на рентгеновском снимке четко отображаются только достаточно плотные образования (например, кости, суставы), а также органы, содержащие большое количество воздуха (например, легкие). Перечисленные органы обладают так называемой естественной контрастностью. Другие органы, такие как желудок и кишечник, кровеносные сосуды, выводящая система почек, можно увидеть на рентгеновском снимке только после их искусственного контрастирования, т.е. при введении в них специальных контрастных веществ, четко видимых на рентгеновских снимках. К примеру, в качестве контрастного вещества при рентгенологическом исследовании желудка и двенадцатиперстной кишки используют взвесь сульфата бария, которую готовят из расчета 100 г порошка на 80 мл воды.

Рассчитайте %-ное содержание сульфата бария в полученной взвеси.

9.Гипс CaSO4*2H2O при нагревании до 128 С теряет ¾ воды по массе, превращаясь в алебастр, или жженый гипс. Выведите его формулу.

Примеры практико-ориентированных качественных задач по теме.

1.В агрохимической лаборатории имеются две банки без этикеток с прозрачными растворами соляной и серной кислот. Как вы определите содержимое каждой банки? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).

2.Докажите опытным путем, что выданное вам вещество, применяемое для борьбы с вредителями плодово-ягодных культур, является сульфатом меди(II)? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).

3.Как опытным путем можно отличить два удобрения: сульфат калия и хлорид калия? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).

4.В вашем распоряжении имеются медь, цинк, сера, концентрированная серная кислота. Напишите три окислительно-восстановительные реакции для получения оксида серы (IY), который может использоваться для беления шерсти или хранения фруктов и овощей.

5.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций получения разными способами сульфата марганца(II) и сульфата железа (II), являющихся микроудобрениями. [3]

6.Почему безводную серную кислоту можно перевозить в стальных цистернах? Можно ли таким же образом перевозить раствор серной кислоты?