Рабочая программа по химии для 9 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МОУ «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа»

МО «Тереньгульский район» Ульяновской области




Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

МО учителей химии и биологии Заместитель директора по Директор школы

Протокол № 1 от _____________ по УВР_пр. № от_________ приказ.№ от______________

Руководитель: _________/Е.В. Арушанян/ _________/Е.А. Рукавишникова

___________/Широбокова Г.В./





Рабочая программа по химии для 9 класса

2015-2016 учебный год



Широбокова

Галина Владимировна

Учитель химии и биологии высшей

квалификационной категории




2015 – 2016 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса, разработана на основе:


- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;

- Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденного распоряжения Министерства образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2012;

- Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189.

- Габриелян, О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.


Цели курса: формирование знаний о свойствах металлов и неметаллов, умений давать характеристику элемента по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; формирование основных понятий об органических веществах, причинах их многообразия.


В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов.

Наряду с этим в курсе раскрываются свойства отдельных важных в хозяйственном значении веществ. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному обращению с веществами в быту. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров ( белков и углеводов).

Программа предусматривает использование различных методов: наблюдения, измерения, опыты, описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в классе при проведении опытов; использование для решения познавательных задач различных источников информации.

В данной рабочей программе используется следующая аббревиатура:

ПС- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

Л.о.- лабораторный опыт;

Пр.- практическая работа;

Д.- демонстрационный эксперимент;

Л - лабораторный экперимент;

Me - металлы;

НеМе- неметаллы;

ОВР – Окислительно-восстановительные реакции

ЭО – Электроотрицательность

Перечень контрольных работ

Вводная контрольная работа.

  1. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»;

  2. Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

  3. Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения»


Перечень практических работ.

  1. «Осуществление цепочки превращений» 1 час

  2. «Получение и свойства соединений металлов» 1 час

  3. «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

1 час

4. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1 час

5. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

1 час

6. «Получение и собирание газов» 1 час.



Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Сроки реализации данной программы 2015-2016 учебный год.









Раздел 2. Программное и учебно – методическое оснащение учебного плана.


  1. Учебник «Химия 9», -М.: Дрофа. 2010.

  2. Габриелян, О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

  3. Габриелян, О.С. Задачи и способы решения ,8-9 кл. М.: Дрофа, 2004.

  4. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии к УМК О.С. Габриеляна : 9 класс. -М.: «ВАКО», 2009.

  5. ДенисоваВ.Г. Химия 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна/ авт.сост. Денисова.- 2-е изд. – Волгоград:Учитель, 2010. -171с.

  6. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения.8-9 кл./О.С.габриелян. П.В. Решетов, И.Г. Остроумов.- М.: Дрофа,2004.-158с.

  7. Дзудцова.Д.Д. окислительно-восстановительные реакции/Д.Д.Дзудцова,Л.Б.Бестаева.-М.: Дрофа.2005.-318с.

  8. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 8-9 кл.: Учебное пособие/ Р.А.Лидин, В.Б. Маргулис.-М.: Дрофа,2002.-288с.

  9. Донина О.И., Кириллов В.К., Кузнецов А.В., Шаронова Ю.А. Формирование экологической компетентности средствами дополнительного образования: психолого-педагогические основы и диагностика: методические рекомендации.- Чебоксары-Ульяновск: УлгУ.2006.-136с.

  10. Габриелян О.С., Рунов Р.Р., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 кл.- М.: Дрофа.

Габриелян О.С., Воскобойникова Р.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях.8-9кл.-М.: Дрофа.

Габриелян О.С., БерезкинП.Н.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс» -М.: Дрофа.

Раздел 3. Учебно – тематический план.


Кол-во

часов

ПР/р

К/р

1

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение

6


1

2

Металлы

15


1

3

Практикум №1» Свойства металлов и их соединений»

3

3


4

Неметаллы

23


1

5

Практикум №2 «Свойства неметаллов и их соединений»

3

3


6

Органические соединения

10


1

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8



Итого: 68 6 4


Раздел 4. Содержание курса.


  1. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение. (6ч)


Характеристика элемента по положению в ПС. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и ОВР. Генетические ряды Ме и Не Ме. Амфотерность. Сведения о строении атома.


  1. Металлы.(15ч)


Положение Ме в ПС химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы. Их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов. Его использование для химической характеристики элемента. Способы получения металлов. Коррозия.

Общая характеристика щелочных металлов. Способы их получения. Строение атомов. Физические и химические свойства. Калийные удобрения.

Общая х-ка элементов второй группы главной подгруппы. Важнейшие соединения.

Алюминий. Строение атома, свойства, амфотерный характер.

Железо. Строение атома. Генетические ряды двухвалентного и трехвалентного железа. Соли железа. Сплавы.


  1. Практикум «Свойства металлов и их соединений» (3ч)


П/р №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

П/р №2 «получение и свойства соединений металлов»

П/Р №3 «Решение экспериментальных задач»


  1. Неметаллы.(23ч)


Общая характеристика неметаллов по положению в ПС. Особенности строения атомов НеМе, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Физические свойства.

Водород . Положение в ПС, строение атома, молекулы, свойства, получение.

Галогены. Общая характеристика, строение атомов, физические и химические свойства. Основные соединения галогенов. Качественные реакции на хлорид-ион.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства , применение. Серная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение и свойства. Аммиак, строение и св-ва. Соли аммония, получение и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в с/х продукции.

Фосфор. Строение , свойства .Аллотропия. применение соединений.

Углерод. Строение и свойства, аллотропия. Оксиды их свойства, карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение свойства, Силикаты. Силикатная промышленность.


  1. Практикум «Свойст ва неметаллов и их соединений»

П/р №4 «Решение экспериментальных задач по теме «П/гр кислорода»

П/р №5 «Решение экспериментальных задач по теме «П/гр азота и углерода»

П/р №6 «Получение , собирание и распознавание газов»


  1. Органиеские соединения.(10ч)

Вещества органические и неорганические. Причины многообразия органических веществ. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы. Алканы.Алкены. спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Аминокислоты .Белки. Углеводы. Полимеры.


  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.(8ч)

Раздел 5. Календарно-тематическое


планирование уроков химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна (2 часа в неделю).


Эксперимент

Д.демонстрационный

Л. лабораторный

Задания на дом


  1. Повторение курса химии 8 класса и введение в курс химии 9 класса (6ч)






1-2. характеристика химического элемента на основании его положения в ПС Д.И.Менделеева

Строение атома, характер простого вещества, сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и полгруппе элементами, состав и характер высшего оксида, состав и хараетер высшего гидроксида, состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла.


Д. характерные свойства основания и кислоты

П1

1-10

П3 №1-5


  1. Амфотерные оксиды и гидроксиды


Понятие о переходных элементах.Амфотерность.














Л. Получение и изучение свойств гидроксидов цинка и алюминия

П2

1-4


4-5. Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева.

Периодический закон и ПС Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС. Предсказания Д.И. Менделеева для германия, скандия галлия.



П 3

1-11


6.Вводная контрольная работа.





Повторить п 3.


Тема 2.

Металлы. (15)







  1. Положение элементов металлов в ПС Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Физические свойства.

Характеристика положения элементов-металлов в ПС. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Физические свойства металлов.


Л. Ознакомление с коллекцией металлов

П4 прочитать

1-6 выполнить

П5 выучить

1-3

П6


  1. Химические свойства металлов.

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряженийв свете представлений об ОВР.


Д. 1.взаимодействие ме с не ме и водой.

2. взаимодействие ме с растворами кислот и солей


П8

1,3,4.5 письм.


  1. Общие понятия о коррозии мелаллов.

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии


Опыты, демонстрирующие коррозию

П 10 № 2,6.7,8 письм.


  1. Сплавы.

Характеристика сплавов, их свойств.


Л. Ознакомление с коллекцией сплавов

П7 №1-3


  1. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Самородные металлы и основные соединения металлов в природе.

Важнейшие руды.металлургия, ее разновидности.


Д. Восстановление ме углем.

Коллекция руд

П9

1-6


  1. Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

Сравнительная характеристика щелочных металлов.


Д. Щелочные ме.

Взаимодействие с водой.

Образцы оксидов и гидроксидов.

П 11 до соединенийме

1-2


  1. Соединения щелочных металлов.

Обзор важнейших соединений: щелочи. соли. Понятие о калийных удобрениях.


Д. Распознавание солей по окраске пламени

П11 до конца

3. 4, 5. Письм.


  1. Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы.

Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов.



Д. образцы щелочноземельных металлов.

Взаимодействие с водой, кислородом

П12 до соединений

1.6,9


  1. Соединений щелочноземельных металлов

Обзор важнейших соединений щелочноземельных металлов, соединения кальция, их свойства и значение



П 12 до солей

5,8


  1. Алюминий, его физические и химические свойства

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия.


Д. демонстрация прочности оксидной пленки алюминия.

Коллекция изделий из алюминия

П 13 до соединений

3.4. 7


  1. Соединения алюминия


Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Глинозем и его модификации. Распространенность алюминия в природе


Д. получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности.

Ознакомление с образцами природных соединений алюминия

П 13 «соединения»

8


  1. Железо. его физические и химические свойства.


Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа. Степени окисления железа в соединениях. Физические и химические свойства железа – простого вещества.


Д. образцы сплавов железа.

Горение железа в кислороде.

Взаимодействие железа с растворами кислот и солей

П 14 до соединений

4,5.6


  1. Генетические ряды Fe (II) и Fe (III)


Характеристика химических свойств оксидов и гидроксидов железа. Важнейшие соли.



Л. Получение и свойства гидроксидов железа.

Качественные реакции

П 14 №2


  1. Обобщение по теме «Металлы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к К/р.



Повторить п 8-14


  1. К/р по теме «Металлы»





Повторить п 14


Тема 3. Практикум.

«Свойства металлов и их соединений»







П/р №1

«Осуществление цепочки химических превращений»

Химические свойства веществ различных классов. Реакции ионного обмена.


  1. Получение нерастворимых гидроксидов из растворимой соли и щелочи.

С 84


П/р №2

«Получение и свойства соединений металлов»

Получение амфотерного гидроксида и доказательство его амфотерности.


  1. Получение гидроксида алюминия.

  2. Доказательство его амфотерности.

  3. Подтверждение качественного состава солей

С 84-85


П/р №3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

Свойства оксидов. Оснований, кислот и солей в свете ТЭД.


Решение экспериментальных задач по распознаванию веществ.


С 86-87


Тема 4. Неметаллы.

(23ч)






  1. Общая характеристика неметаллов.

Положение элементов неметаллов в ПС, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов.аллотропия.физические свойства неметаллов.


Д. Ряд ЭО. Модели атомных кристаллических решеток


П 15

1-6


  1. Общая характеристика галогенов.

Строение атомов галогенов. Их степени окисления. Строение молекул галогенов.галогны- простые вещества. Физические и химические свойства.


Д. образцы галогенов

П 17

1-8

П 19 №1-2


  1. Соединения галогенов.

Хлороводород и соляная кислота. Хлоридыи их применение в народном хозяйстве


Д. получение и свойства соляной кислоты.

Образцы хлоридов.

Качественная реакция на хлорид-ион

П18 №1-7


  1. Сера, ее физические и химические свойства.

Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы.



Д. получение пластической серы.

П 21

2.3.6


  1. Оксиды серы (IV) и

(VI)

Получение и свойства оксидов серы как кислотных оксидов. Реакции получения оксидов


Д.взаимодействие меди с серной кислотой (конц.)

П 22

1,2,5,6


6-7. серная кислота и ее соли

Характеристика состава и свойств сетной кислоты в свете представлений об ТЭД и ОВР.


Д. разбавление серной кислоты.

Взаимодействие серной килоты с металлами.

Качественная реакция на сульфат-ион

П 22 до конца

3,4,8


П/р №4

«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Качественное определение сульфат-иона.


Решение экспериментальных задач

С 187-188


8-9. Азот и его свойства.


Строен е атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об ОВР.


Д. корни бобовых растений с клубеньками

П 23

1-5


10. Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание. Химические свойства. Ион аммония по донорно-акцепторному механизму.


Д. получение аммиака

П. 24

1-7


11. Соли аммония.

Соли аммония: состав. Получение, физические и химические свойства. Применение.


Д. получение солей аммония,

возгонка хлорида аммония

П 25

1-5


12. Азотная кислота и ее свойства.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: взаимодействие с медью. Применение азотной кислоты.



П 26 до солей

1-5


13. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.

Нитраты и нитриты, их свойства и применение. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в с/х продукции.


Л. Знакомство с образцами нитратов и нитритов, знакомство с коллекцией азотных удобрений

П 27

6.7


14. Фосфор.

Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применение красного и белого фосфора.



П 27 до кислородных соединений

1-3


  1. Соединения фосфора.

Оксид фосфора и ортофосфорная кислота. Соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения.


Д. Свойства фосфорной кислоты как электролита.

Качественная реакция на фосфат-ион.

Знакомство с фосфорными удобрениями

П27 до конца

4-7


  1. Углерод

Строение атома углерода. Аллотропия. Свойства алмаза и графита. Адсорбция. Химические свойства углерода.


Д. модели кристаллических решеток алмаза и графита.

П 28

1-8


  1. Оксиды углерода (II) и (IV)

Строение молекул угарного гага и углекислого газа. Физические и химические свойства оксидов углерода. Получение и применение.


Д. получение углекислого газа

П 29 до кислоты

1-5


  1. Карбонаты.

Важнейшие карбонаты: кальцит. Сода. Поташ. Их значение применение. Распознавание карбонатов.


Д. знакомство с коллекцией карбонатов.

Качественная реакция на карбонат-ион.


П 29до конца

6-8


П/р №5

«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Реакции ионного обмена, качественные реакции на ионы кислотных остатков


Экспериментальные задачи на распознавание ионов

С 188-189


П/р №6

«Получение, собирание и распознавание газов»

Способы получения и способы распознавания газов: водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа.


Л. 1. Получение водорода из соляной кислоты и цинка.

2. Кислорода из пероксида водорода.

3. Аммиака из хлорида аммония.

4. Углекислого газа из мела и соляной кислоты

С 189-192


  1. Кремний.

Строение атома. Сравнение его свойств со свойствами углерода. Кристаллический кремний. Природные соединения кремния.


Л. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния

П30 до применения

1-4


  1. Силикатная промышленность

Производство стекла. Фарфора, цемента.


Л. Знакомство с коллекцией изделий из стекла. Фарфора. Керамики, цемента

П 30 до конца

5


  1. Обобщение по теме «Неметаллы»

Решение задач и упражнений по теме



П 30

6


22-23. Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Анализ К/р.






Повторить п25.

п27, п29


Тема6. Органические соединения.(10ч)







  1. Предмет органической химии

Вещества органические и неорганические. Относительность этого понятия. Причины многообразия органических веществ.


Л. Шаростержневые модели атомов и молекул

П32

1-6


  1. Алканы

Строение молекул метана. Гомологи метана. Химические свойства алканов.


Модели атомов и молекул

П33

4


  1. Алкены

Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь. В молекуле этилена. Химические свойства алкенов.


таблица

П3

4

1-3


  1. Алкины.

Ацетилен. Тройная связь. Гомологи


Таблица


П35


  1. Спирты

Кислородсодержащие соединения. Изомерия. Физические и химические свойства спиртов


Д. взаимодействие спитра с натрием

П36


6-7. Альдегиды и карбоновые кислоты


Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства.


Д. реакция медного зеркала

П37


    1. Сложные эфиры.

Жиры.

Получение. Свойства , применение.

Реакция этерификации.


таблица

П38


10. Азотсодержащие органические соединения.


Амины. Аминокислоты. Белки.


таблица

П39


Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч)







Раздел 6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

9 класс. Неорганическая химия.

Учащиеся должны знать:

положение металлов и неметаллов в периодиче­ской системе Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важ­нейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важ­нейшие катионы и анионы.


Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода й кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.




Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии

9 класс

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной
кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсаций.


Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических: веществ, причинно-след­ственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием ве­ществ;



б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.