Разработка урока по химии на тему Алюминий

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по химии «Алюминий»


Анализ урока учителем химии Жаринковой Г.А.

Урок химии 11 класс.

Тема урока: «Алюминий».

Тип урока- изучение нового материала

Вид урока – смешанный. (на принципах проблемно-развивающего обучения)

Цель методическая - продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.

Цели образовательные:

Познавательная – формирование знаний о физико-химических свойствах алюминия на основе его положения в ПС и строения атома.

Воспитательная – формирование культуры общения, умения работать коллективно через работу в парах, группе; соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами. Воспитывать значимость химических знаний.

Развивающая – формировать умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; формировать умение прогнозировать свойства веществ на основе знаний о строении атома, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, наблюдать, делать выводы..

Методы и методические приемы – диалогический, объяснительно-стимулирующий, частично поисковый. Приёмы: лабораторная работа, работа в группах, взаимоконтроль, самоконтроль, беседа, тестирование.

Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, стакан с водой, алюминиевая проволока, железный гвоздь; пудра Al, йод, марганцовка,

телевизор, компьютер;

программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.

Оборудование и реактивы для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, алюминиевая проволока; растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия.

Литература для учителя

1. Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2010.

2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007

4. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007

5. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11 класс, М.: Просвещение, 2011

Литература для учащихся

1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007

2. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11 класс, М.: Просвещение, 2011


Этапы урока:

1 этап. Мотивация и актуализация знаний. (Формулировка темы, целей урока).

2 этап. Изучение нового материала. Обучающиеся, выполнив задание, отвечают с места. Ответы комментируются и обсуждаются, сверяются с ответами на экране и переносятся в тетрадь, выдвигаются гипотезы об активности алюминия и ставится проблема.

На этом этапе новый материал «добывался» в процессе самостоятельной индивидуальной и групповой работы учеников с печатными источниками, выполнения лабораторной работы.

3 этап. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление с проговариванием во внешней речи. Составление уравнений реакций. Взаимоконтроль. Выполнение теста.



4 этап. Рефлексия.

Какую проблему мы поставили в начале урока?

Удалось ли нам её решить?

К какому выводу мы пришли?

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…


На уроке использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные.

На уроке использовались следующие средства обучения:

Печатные (учебники.)

Карта урока.

Лабораторная работа.

Презентация и ролики (слайды, учебные фильмы) .

Тесты.

Эти методы были необходимы для того, чтобы сформировать у ребят УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

- внутренняя позиция школьника. самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные УУД

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале

- волевая саморегуляция

- познавательная инициатива

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение необходимых корректив


Познавательные УУД

- анализ, синтез

- выдвижение гипотез и их обоснование

- использование знаково-символических средств

- поиск необходимой информации

- установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации учет разных мнений,

- координирование в сотрудничестве разных позиций

- достижение договоренностей и согласование общего решения

- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников

- управление поведением партнера

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Эти методы были необходимы для того, чтобы задействовать все виды памяти (двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, произвольную, непроизвольную, долговременную, краткосрочную).

На уроке использованы следующие методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

- Эмоциональные: создание ситуации успеха;

- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;

- Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности

- Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.























Организационный момент. Здравствуйте ребята. Мы продолжаем изучение темы «Металлы», а предмет из металла, который мы сегодня будем изучать, спрятан в коробочке. (металлы)

  1. Мотивация. Чёрный ящик.(3мин)

Спрятан в ящике предмет. Без него не съесть обед. А серебристо-белый цвет вам позволит дать ответ. Что там? (алюминиевая ложка)

- И тема нашего урока? (отвечают ученики АЛЮМИНИЙ) - Цель урока формирование знаний о (передаю ответ ученикам) физико-химических свойствах Al на основе его положения в ПС и строения атома.

- При изучении любого металла придерживаемся определенного плана, я предлагаю вам его составить. (раздаю карты урока, по карте вы будете проводить самооценку и взаимооценку знаний)) : положение Х.Э. в ПС, строение атома, физические и химические свойства простого вещества, применение.


  1. Изучение нового материала

1.Характеристика Х.Э. по положению в ПСХЭ(2мин)

Откройте ПС и Найдите алюминий. Охарактеризуйте Al по положению в ПС.

- Порядковый номер – 13 Период- 3. группа 3 подгруппа главная, относительная атомная масса 27,

Показываю слайд для контроля

- Строение атома(5мин) (работаем в паре) рисуем электронную формулу атома и готовим вопросы по строению атома (Задаёт вопросы ученик ученику)

А. электронная формула –

Б. число энергетических уровней –

В. Заряд ядра атома –

Г. Число электронов на внешнем уровне –

На основании строения атома сделайте вывод:

О степени окисления алюминия в соединениях –

О формуле оксида –

О Формуле гидроксида –

- Радиус атома алюминия меньше радиуса атома магния, а соседство с неметаллами делает его и его соединения - амфотерными

Показываю слайд

Рассуждения (3мин)

Посмотрите ещё раз в ПС слева от Al активные металлы, справа неметаллы.

- Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из положения в ПС. (металлические свойства у него слабее чем у магния и натрия, по свойствам близок к неметаллам. Химическая активность меньше, чем у Щ и ЩЗМ -не активный металл)

Обратимся к электрохимическому ряду металлов.

- как меняется активность металлов в электрохимическом ряду?(уменьшается)

Здесь алюминий стоит сразу за активными металлами и за ним стоят достаточно активные металлы.

- Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду, что можно сказать о его химической активности (он находиться рядом с Щ и ЩЗМ - активный металл)

Опыт:Перед вами два стакана с водой и в них железный гвоздь и алюминиевая проволока, Что вы видите? Al (железо прореаг.а алюминий нет)

Посмотрите ещё раз на электрохимический ряд

- Какой из металлов алюминий или железо более активный?(Al)

Почему же алюминиевая проволока не реагирует с водой, а железный гвоздь взаимодействует?

- Итак, алюминий активный металл или нет это проблема которую нам предстоит решить?

Поскольку сведений у нас недостаточно, чтобы сделать вывод об активности алюминия, будем двигаться дальше

- Рассмотрим физические свойства простого вещества Al (5мин)

- Химическая связь в простом веществе Al(металлическая)

- кристаллическая решётка (металлическая)

-Работаем в парах. Возьмите алюминиевую проволоку рассмотрите её, попробуйте изменить форму. На основании наблюдений, вашего жизненного опыта и строения кристаллической решётки охарактеризуйте физические свойства Al.(в карте) В случае затруднения стр. 96 учебника.

- пожалуйста. Физические свойства Al

-Как строение кристаллической решётки связано с физическими свойствами Al, какими.

- позволяют ли знания физических свойств сделать вывод об химической активности алюминия(нет)


- Рассмотрим Химические свойства

1 этап. Взаимодействие Al с простыми веществами(10мин)

- Опыт : взаимодействие с О2 показываю.

- Опыт: взаимодействие с йодом

Составьте уравнения реакций. В первой реакции укажите окислитель и восстановитель Проверяем Почему окислитель, почему восстановитель? (ученик зачитывает)

-Вывод: металл взаимодействует с неметаллами следовательно он активный металл.

Показываю слайд хим.свойства

Алюминий реагирует с кислородом и вы видите на слайде написана реакцию алюминия с водой.

- Не противоречит ли это вашему жизненному опыту? Ведь в алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и не видим никаких изменений.

- Разрешит это противоречие

Опыт: нагревание проволоки (показанный в ролике)

- Вы видите, что алюминиевая проволока сверху покрыта тонкой полупрозрачной оболочкой, внутри которой струится расплавленный алюминий. Жидкий алюминий стекает вниз, раздувая нижний конец оболочки. Эта плёнка очень прочная. Температура плавления 2050 градусов.

Что за плёнка образовалась на поверхности Al.

На воздухе алюминий окисляется и образуется оксидная плёнка.

- Выдвигаем гипотезу- вероятно, пассивность алюминия возникает из-за наличия плёнки и если её удалить, то, возможно алюминий будет проявлять активность близкую к активности ЩЗМ,

- Тогда будет он реагировать с водой?

- напишем эту реакцию. (Демонстрация ЭОР Отношение алюминия к воде.ролик)

Сделаем вывод об активности алюминия (Al активный металл)

- На следующем этапе вы проведёте в группах химический эксперимент.(5мин)

2 этап. Исследуем взаимодействие алюминия со сложными веществами и предположим что он как амфотерный металл будет реагировать с кислотами и щелочами:

1 группа с соляной кислотой

2 группа с раствором гидроксида натрия.

Если реакция не идёт слегка нагрейте. Соблюдаем правила безопасного обращения с кислотами и щелочами. Записываем реакции, если возникнут затруднения, обращаемся к учебнику стр.96

-Ученики описывают наблюдения и читают уравнения реакций.

- Давайте проанализируем все опыты и сделаем вывод.

-Ученики делают вывод: алюминий металл активный, но вступает в реакцию с водой после удаления оксидной плёнки.

- Al металл с амфотерными свойствами так как взаимодействует и с кислотами и с щелочами.

-давайте.

Показываю слайд

III. Первичная проверка усвоения знаний.(3мин)

Раздаю тест. Отвечаем сразу. Правильно ли ответил ученик? спрашиваю у других учеников.


  1. Подведение итогов. Оценочная Рефлексия.

Самооценка по карте урока. Оценка учителя.(оцениваю реальное продвижение учеников)

- над какой темой мы сегодня работали?

-Какую проблему мы поставили в начале урока?

- Удалось ли нам её решить?

- К какому выводу мы пришли?


V. Домашнее задание: $ 21














Карта урока

Дата___________________ Тема_____________________________


План урока





0 – нет ответа

1 – неполный ответ

3 – правильный, развёрнутый ответ

Взаимооценка

(0-3)

0 – нет ответа

1 – неполный ответ

3 – правильный, развёрнутый ответ

Оценка учителя

(2-5)

Этап I.

1. Положение элемента в Периодической Системе (самооценка)

а. порядковый номер -

б. период –

в. группа –

г. подгруппа –






2. Строение атома (работаем в паре, взаимооценка)

А. электронная формула –

Б. число энергетических уровней –

В. Заряд ядра атома –

Г. Число электронов на внешнем уровне –

На основании строения атома сделайте вывод:

О степени окисления алюминия в соединениях –

О формуле оксида –

О Формуле гидроксида –

- Радиус атома алюминия меньше радиуса атома магния, а соседство с неметаллами делает его и его соединения -





3. Физические свойства Al простого вещества

А. Химическая связь-

Б. Кристаллическая решётка –

В. Цвет –

Г. Пластичность –

Д. металлический блеск –

Е. тепло- и электропроводность –

- Какие физические свойства Al зависят от строения кристаллической решётки? Как?




4. химические свойства

А. взаимодействие с простыми веществами












Б. Взаимодействие со сложными веществами.

Химический эксперимент:

Опыт 1. взаимодействие Al с соляной кислотой. Наблюдение. Реакция.







Опыт 2. взаимодействие Al с щёлочью (NaOH). Наблюдение. Реакция.










Выводы:








Этап II.




Первичное закрепление знаний. Тест




Этап III.




Оценочно-рефлексивный.

Проставьте баллы.

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую проблему мы поставили в начале урока?

- Удалось ли нам её решить?

- К какому выводу мы пришли?





Домашнее задание $ 21