Рабочая программа по географии для 10-11 классов по УМК Полярная звезда

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приложение к образовательной программе

основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №143


Рабочая программа по учебному предмету «География»

10 - 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 10-11 классов (базовый уровень) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2014 год.

  • Образовательная программа МБОУ СОШ № 143

  • Положение о рабочей программе

  • Учебный план МБОУ СОШ № 143

  • Примерная программа по географии (География. Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – 3-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2015.)

Цели среднего общего образования:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных возможностей рынка труда.

Сроки реализации программы:

- уровень: базовый

- классы: 10 – 11.

В результате реализации рабочей программы обучающиеся должны в полном объёме усвоить ФК ГОС в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Приоритетными на этапе общего образования являются:

- познавательная деятельность

- информационно-коммуникативная деятельность

- рефлексивная деятельность.

Результаты изучения предмета изложены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Для оценки предметных достижений обучающихся используется 5-балльная система оценка.

Основным инструментарием для оценки результатов являются контрольно-измерительные материалы, разработанные в соответствии с ФК ГОС.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих технологий обучения:

- личностно-ориентированные технологии

- проблемное обучение

- технологии уровневой дифференциации

- здоровьесберегающие технологии

- ИКТ

- игровые технологии

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков: 

I. Урок изучения нового материала  

II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков  

III. Урок обобщения и систематизации знаний        

IV. Урок контроля

V. Комбинированный урок 

Необходимые средства обучения:

- слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;

- раздаточные и дидактические материалы;

- технические средства обучения (устройства и пособия к ним);

- приборы, учебно-лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения размещаются в учебном кабинете.

Содержание рабочей программы устанавливает логические связи предмета с другими предметами учебного плана, такими как математика, литература, биология, химия, физика, экология, основы безопасности жизнедеятельности, история и обществознание.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 143 на изучение предмета «География» отводится 70 часов за два года обучения в 10-м и 11-м классах по 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)


Содержания программы

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Природа и человек в современном мире.

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Население мира.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Регионы и страны мира.

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

Россия в современном мире.

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование с указанием основных видов

учебной деятельности обучающихся

10 класс

Тема 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. (1 час)

Использовать методы географических исследований при выполнении практических заданий

Тема 2. Природа и человек в современном мире (11 часов, в том числе 5 пр/р)

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тема 3. География населения мира (7 часов, в том числе 3 пр/р)

Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Тема 4. География культуры и цивилизаций (6 часа)


Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.

Тема 5. Политическая карта мира (8 часа, в том числе 1 пр/р)


Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Итоговый контроль и обобщение знаний за курс 10 класса (3 часа)

Составлять развернутое описание географических объектов, анализировать карты мира

Итого 35 часов


11 класс

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Тема 2.Регионы и страны (22 часов)

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

Сравнивать характеристики ведущих факторов размещения производительных сил. На контурную карту нанесить крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки. Нанесить на контурную карту страны: Средиземноморского региона; Балканского региона; Карибского региона; Латинской Америки. Составлять экономико-географическую характеристику одного из крупнейших регионов США. Составлять характеристику Канады. Подготавливать проекты «Страны Латинской Америки», «Страны Европы», «Страны Африки», «Страны Азии». Отображать на картосхеме международных экономических связей Японии. Составлять картосхемы, отражающей международные связи Австралийского Союза.

2.1 Англоязычная Америка(3 часа, в том числе 2 пр/р)

2.2. Латинская Америка (2 часа, в том числе 1 пр/р)

2.3 Западная Европа (5 часов, в том числе 1 пр/р)

2.4 Центральная и Восточная Европа (2 часа)

2.5 Зарубежная Азия (3 часа, в том числе 2 пр/р)

2.6 Южная Азия (1 час)

2.7 Юго-Западная Азия и Северная Африка (2 часа)

2.8 Тропическая Африка и ЮАР (3 часа, в том числе 1 пр/р)

2.9 Австралия и Океания (1 час)

Тема 3. Россия в современном мире. (2 часа)

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Тема 4. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (2 часа)

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Итоговый контроль и обобщение знаний по курсу «География» (1 час)

Обобщать изученный материал.

Итого 35 часов



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Д

Имеется


Карты мира


В электроном виде

8

Внешние экономические связи

Д

Имеется

9

Глобальные проблемы человечества

Д

Имеется

10

Машиностроение и металлообработка

Д

Имеется

11

Политическая

Д

Имеется

12

Природные ресурсы

Д

Имеется

13

Сельское хозяйство

Д

Имеется

14

Текстильная промышленность

Д

Имеется

15

Транспорт и связь

Д

Имеется

16

Урбанизация и плотность населения

Д

Имеется

17

Уровни социально-экономического развития стран мира

Д

Имеется

18

Физическая

Д

Имеется

19

Химическая промышленность

Д

Имеется

20

Черная и цветная металлургия

Д

Имеется

21

Экологические проблемы

Д

Имеется

22

Экономическая

Д

Имеется

23

Энергетика

Д

Имеется


Карты материков, их частей и океанов



24

Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

Д

Имеется

25

Африка (социально-экономическая)

Д

Имеется

26

Европа (политическая карта)

Д

Имеется

27

Зарубежная Европа (социально-экономическая)

Д

Имеется

28

Северная Америка (социально-экономическая)

Д

Имеется

29

Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

Д

Имеется

30

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

Д

Имеется

31

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

Д

Имеется

32

Южная Азия (социально-экономическая)

Д

Имеется

33

Южная Америка (социально-экономическая)

Д

Имеется


Информационно-коммуникационные средства




Мультимедийные обучающие программы


В электронном виде

34

География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Д/П

Имеется

35

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

Д

Имеется


Технические средства обучения



36

Мультимедийный компьютер

Д

Имеется

37

Средства телекоммуникации

Д

Имеется

38

Мультимедиапроектор

Д

Имеется

39

Смарт доска

Д

Имеется

40

Принтер лазерный

Д

Имеется

41

Сканер

Д

Имеется


Экранно-звуковые пособия




Видеофильмы и видеофрагменты


В электронном виде

42

Крупнейшие города мира

Д

Имеется

43

Корея

Д

Имеется

44

Страны и народы Азии

Д

Имеется

45

Страны и народы Африки

Д

Имеется

46

Страны и народы Северной Америки

Д

Имеется

47

Страны и народы Южной Америки

Д

Имеется

48

Современная политическая карта мира

Д

Имеется

49

Глобальные проблемы человечества

Д

Имеется


- учебная и справочная литература

  1. Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.: ил., карт.

  2. Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.: ил., карт.

  3. География. 10 класс.: контурные карты. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. – 16 с.: карт.


- учебно-методическая литература

  1. Об образовании (Закон Российской федерации): Правовая библиотека. Вып. №7. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 46 с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы: проект. – М.: просвещение, 2010. – 71 с.

  3. Жижина, Е.А., Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 320 с.

  4. Ануфриева, О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2005. – 144 с.

  5. Ануфриева, О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.2. Региональная характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И.Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2005. – с.

  6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2014: География / авт.-сост. Ю.А. Соловьёва, В.В.Барабанов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 175 с.: ил.