Конспект урока Знакомство с географией, 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Знакомство с географией.

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, географией;

- сформировать представление о глобусе и географической карте;

- получить первичные умения работать с картой и глобусом.

Развивающая:

Развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная:

Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.


Планируемые результаты:

Предметные:

Выявлять и знать объекты изучения географии.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с глобусом, картой.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию из текста, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: наблюдение, самостоятельная индивидуальная работа, работа в группах, в парах.

Оборудование: физическая кapтa полушарий, глобусы, контурные карты, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Я – учитель географии. В 5 классе у вас появится новый учебный предмет. Новый и не новый, потому что география сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе или селе, живет в определенном доме на какой-то улице. Вот здесь, у порога вашего дома, и начинается география.

География – это наука. Что бы вы хотели узнать об этой науке? (написать на доске).

География – это наука о Земле. Это слово образовалось их двух слов (слайд). Как же перевести слово «география»? Правильно, землеописание. География – очень древняя наука. Еще первобытные люди, возвращаясь с охоты зарисовывали свой маршрут. Они не были художниками, поэтому их первые рисунки местности было легко прочитать. Хотите знать, как они изображали природу вокруг? Спрашивайте (на доске рисуются условные знаки географических объектов природы: лес, водоем, тропинка, куст, поле).

Предлагаю вам погулять в природе. Отправимся на прогулку в лес. Выполняйте движения моего стихотворения.

Прогулка в лес.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки вверх, хлопок над головой,

Руки вниз, хлопок другой

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём.

Плавать мы уже умеем,

Плавать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем по тропинке,

Ноги выше поднимаем

Дышим ровно, глубоко…

Ох, идти нам далеко!

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису перехитрим –

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе – шалунишке.

Впереди у нас овраг –

Перепрыгнули – вот так!

И пришли мы вновь домой.

Вот такой наш шар земной!

- Давайте попробуем нарисовать условными знаками наш маршрут во время прогулки, как это делали древние люди и как это делают люди современные (групповая работа с раздаточным материалом). Сколько географических объектов и какие вы сумели найти и зарисовать? (Лес, водоём, тропинка, куст, поле, овраг). Приложение 1, 4

Продолжим наше путешествие. Так, постепенно исследовав Землю, человек делал новые открытия. А помогали ему в этом очень важные изобретения. Отгадайте, какие (загадки).

1. Мне везде найти дорогу Помогает верный друг. Точно он всегда покажет - Это – север, это – юг. (Компас).

2. Её берёт с собой геолог, Турист, водитель, археолог. (Карта).



3. На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус

На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник. Приложение 2.

Вопросник лежит на каждом столе:

  1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара)

  2. Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)

  3. Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)

  4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)

  1. Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» - экватор.)


Глобус не всегда был таким, как сейчас. Первый глобус создал немецкий географ и путешественник Мартин Бехайм в 15 веке. Свое творение он назвал «земное яблоко». На нем не было всех тех земель, которые мы видим на современном глобусе. Почему? По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Большие участки суши – это материки. Их 6. Назовите их. Мелкие участки суши – это острова.

Представьте, вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.) Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

- Чем похожи глобус и карта? - Чем они отличаются? Карт очень много, они могут изображать всю Землю или только его часть. Я предлагаю вам подписать на контурной карте названия материков Земли. А поможет в этом вам глобус.

Молодцы! Прекрасно поработали. Давайте подведем итоги. Все ли задачи мы сегодня решили?

Рефлексия.

Сегодня на уроке: (карточка обратной связи) я узнал… я научился… я не понял… Приложение 3.


Может быть, ты и сам захочешь отправиться в путешествие, стать исследователем. Для этого необязательно собирать рюкзак. Можно путешествовать по географическим картам, глобусу, книгам. Я надеюсь, что вы заинтересуетесь жизнью нашей планеты, у вас появиться желание знать и беречь ее природу, и вы полюбите географию – эту интересную науку о Земле!





Приложение 1.

Прогулка в лес.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки вверх, хлопок над головой,

Руки вниз, хлопок другой

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём.

Плавать мы уже умеем,

Плавать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем по тропинке,

Ноги выше поднимаем

Дышим ровно, глубоко…

Ох, идти нам далеко!


Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису перехитрим –

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле –

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе – шалунишке.

Впереди у нас овраг –

Перепрыгнули – вот так!

И пришли мы вновь домой.

Вот такой наш шар земной!



Прогулка в лес.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки вверх, хлопок над головой,

Руки вниз, хлопок другой

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём.

Плавать мы уже умеем,

Плавать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем по тропинке,

Ноги выше поднимаем

Дышим ровно, глубоко…

Ох, идти нам далеко!

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису перехитрим –

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле –

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе – шалунишке.

Впереди у нас овраг –

Перепрыгнули – вот так!

И пришли мы вновь домой.

Вот такой наш шар земной!




Приложение 2.

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?

ОПРОСНИК

1. Какую форму имеет глобус?

2. Какую он имеет окраску? Почему?

3. Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5. Как называют «главный пояс Земли»?



Приложение 3.

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…


Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…



Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…


Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…


Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

Я НЕ ПОНЯЛ…






Приложение 4.

МАРШРУТ ПРОГУЛКИ











МАРШРУТ ПРОГУЛКИ